Недетский Салон
Для собравшихся в московском выставочном комплексе T-Modul куклы — не игрушки. Куклы, пупсы, плюшевые медведи — предметы вожделения и коллекционирования, именно они cтали главными героями II Международного Салона кукол. |
Aрманд Марсель. Большое пасхальное яйцо с клоуном. Начало XX. Диаметр 25,0. Частная коллекция С. Воскресенской.
Четыре дня в выставочном комплексе на Тишинской площади гостили фарфоровые Лайза Минелли и Мадонна, кукла Джонни Деппа в образе Джека-Воробья из «Пиратов Карибского моря», младенцы-пупсы. Экспонаты Салона — миниатюрные произведения искусства из Нидерландов, Франции, США, Израиля, Германии, Швейцарии, Австрии, Кипра, России — все это авторские работы известных художников.
Детская радость приносит доход родителям: цены на старинные и антикварные куклы растут с каждым годом. Авторские куклы также дорожают в среднем на 10 процентов в год. Отдельные произведения (а авторская художественная кукла сегодня признана мировым сообществом самостоятельным направлением в искусстве) могут стоить до $25 000 000.
Но если в Европе коллекционирование игрушек — развитое и устоявшееся направление, то российский «игрушечный» рынок еще только складывается. И немалую роль в этом призван сыграть Международный Салон.
Чем же он запомнился россиянам? Во-первых, интереснейшей экспозицией «Куклы Королевства Нидерландов», объединившей творения десяти уроженцев страны-законодательницы кукольной моды. Выставка проходила под патронажем посольства Королевства Нидерландов в России. Голландская художница Нел Груттедде вот уже 20 лет создает свои куклы. Ее куклы-младенцы натуралистичны настолько, что некоторые покупатели и относятся к ним как к детям: каждый день меняют наряды и «выводят» на прогулки.
Во-вторых, именно на Салоне состоялась презентация выставки-акции «Парад звездных кукол — детям», на ней были представлены куклы, сделанные политиками, бизнесменами и звездами шоу-бизнеса, в числе которых Филипп Киркоров, Екатерина Лахова, Александр Тягунов, Евгений Ройзман, Яков Брандт, Оксана и Леонид Ярмольники, Екатерина Рождественская, Андрей Макаревич и другие.
Салон кукол второй год подряд является партнером программы по спасению тяжелобольных детей «Линия жизни». В этом году в рамках программы была проведена благотворительная беспроигрышная лотерея, главной целью которой организаторы назвали снижение детской смертности от тяжелых заболеваний сердца и головного мозга, излечимых при современном уровне развития медицины. Все акции «Линии жизни» направлены на оказание адресной помощи детям. Устроителям удалось собрать 50 000 рублей, их направят на лечение Вероники Задремайловой, которой будет сделана операция на сердце.
Перечислять, чем запомнился Салон, можно долго. Это и проект Петербургского музея кукол «Портретные куклы в костюмах российских царей». Это экспозиция «Dollstory» — куклы с необычной историей из разных стран мира, текстильные куклы в проекте «Ребро Евы», экспозиции кукольных галерей и клубов из Перми, Ростова-на-Дону, Екатеринбурга, Петрозаводска. Впечатлили и отдельные работы российских мастеров. К примеру, украшения куклы-индианки сделаны на заказ из золота. На создание этой куклы у ее «мамы» Елены Мастыкиной ушел целый год. Интересно, что золото художница использовала как «заменитель» популярной в Индии латуни.
Среди коллекционеров кукол в России — такие известные персоны как Анита Цой, Александр Абдулов, Анастасия Волочкова, Илзе и Андрис Лиепа, Екатерина Андреева, Андрей Макаревич, Елена Малышева, Александр Лившиц. Коллекционируют кукол Деми Мур, Опра Уинфри, Брюс Уиллис, Майкл Джексон и Вупи Голдберг.
Однако самой главной «изюминкой» Салона, на наш взгляд, стали семь витрин с предметами из коллекции соучредителя Салона кукол Светланы Воскресенской. Витрины вмещают не только антикварных кукол, но и старинную игрушечную мебель и посуду — выпущенные ограниченными тиражами сервизы ручной работы, созданные на всемирно известных фарфоровых заводах. Один был создан на заводе Гарднера, другой — на Кузнецовском. Кукольная мебель из фарфора с кобальтовой росписью по мотивам голландских пейзажей — знаменитый дельфтский фарфор из Голландии. В коллекции Светланы диван и два кресла. Как признается сама хозяйка, больше нигде таких не встречала. Вещи эти уникальны.
Большие пасхальных яйца (диаметр 25,0 см) — шедевры немецкого предприятия Арманда Марселя (Armand Marcello), выходца из России. Они достаточно редко встречаются на рынке, а в коллекции госпожи Воскресенской таких сразу два. Внутри одного из них спрятан музыкальный клоун в оригинальном красно-белом костюме с помпонами. Кукла создана в начале ХХ века, прекрасно сохранилась, все части тела клоуна подвижны. Внутри второго яйца поместилась не одна игрушка, а целая игрушечная комната (стол, стулья и даже маленький комод) с пятью обитателями; «рост» каждой куклы — около 10 см.
Две другие куклы также представляют собой художественную и историческую ценность. Они были произведены на фарфоровой фабрике Simon & Halbig и кукольном предприятии Kammer & Reinhardt, производившем кукол из неглазурованного фарфора в 1900-х годах. Обе красавицы 1905 года рождения с фарфоровыми головками имеют собственный голос. Та, что была создана мастерами Kammer & Reinhardt, по каталогу носит название «Doll face». Такую приписку специалисты обычно делают к куклам с особенно красивыми лицами.
Раритеты попали в коллекцию Светланы нагими, и она сама изготовила для кукол костюмы испанских пажей конца XVI – начала XVII веков, брата и сестры. Платья были выбраны под стать куклам, в них присутствуют антикварные ткани: кружева ручной работы (конец XIX века) и парча (начало ХХ века).
Появление антикварных кукол на Международном Салоне не случайно. Здесь анонсируется все то, что будет продаваться на грядущих аукционах уже через два месяца. Традиционно пик «игрушечных» аукционов приходится на предрождественскую неделю в декабре. Как средство вложения капитала куклы используются редко, однако все чаще попадают в коллекции.
Сегодня особенно популярны у коллекционеров французские и германские «характерные» куклы (те, что имеют определенное выражение лица). А антикварными считаются те, что были сделаны до 1930-х гг.: от деревянных, выпущенных в последней четверти XVII в., до целлулоидных, появившихся уже в XX в.