Каслинское художественное литье
Из истории каслинского литья
Предметы Каслинского художественного литья поражают ощущением долголетия и прочности, если не сказать вечности, несмотря на всю хрупкость и ажурность некоторых отливок.
Достигнув замечательных успехов, каслинцы прославили на весь мир искусство уральских мастеров, превративших неподатливый мрачный чугун в чудесный материал для изящной скульптуры, радующий ум и сердце человека. Каслинские произведения дают необычайно много для внимательного глаза и неторопливого размышления.
А все началось в 1747 году, когда тульский купец Яков Коробков поставил на Южном Урале Каслинский железоделательный и чугуноплавильный завод. Место для основания завода было выбрано не случайно: Урал богат чугуном, а качество местных формовочных песков - уникально, к тому же в достатке имелась древесина для производства угля.
К моменту, когда завод перешел во владение горнозаводчиков Демидовых в 1751 году, изделия каслинских умельцев уже почитались в Европе и Азии.
Следующий владелец заводов, с которыми к нему перешли и земли, леса, рудники, мастеровые и рабочие люди, вольный купец I гильдии Лев Расторгуев, еще более упрочил славу самобытных изделий. Начиная с 1809 года, он и его наследники привлекают в свои цеха талантливых скульпторов, художников, чеканщиков и формовщиков. Тогда же были приглашены в Касли выпускники Петербургской Академии художеств М.Канаев и Н.Бах, организовавшие заводскую художественную школу, которая позже своими талантливыми работами подняла ремесло до уровня искусства.
1860-1890 годы стали годами рассвета чугунного художественного литья. Впервые Каслинский завод был удостоен золотой награды - Малой золотой медали Вольно-Экономического общества в 1860 году. Далее последовали выставки в Санкт-Петербурге, Париже, Лондоне и др. Особым историческим событием для Каслинского завода является Всемирная выставка прикладного искусства в Париже в 1900 году. Каслинские мастера отлили громадный чугунный павильон-дворец в византийском стиле по проекту Е.Баумгартена, поразивший заграницу сказочностью замысла и дерзостью воплощения.
Украшающая вход в павильон скульптура Н.Лаверецкого "Россия", изображающая женщину-воина, с достоинством и уверенностью в своих силах оберегающую мир, готовую к своей победе, стала его важнейшим элементом. Этот павильон был признан шедевром литейного искусства и получил высшую награду - "Гран-при". Конечно же, после этого появилось множество желающих купить его. Однако покупатели хотели приобрести павильон только вместе со всеми выставленными в нем экспонатами, включая и статую "Россия". В свою очередь, русские доверенные лица, уполномоченные провести сделку, согласились со всеми условиями покупателей, кроме одного: они отказались продать "Россию" - ту самую скульптуру, что символизировала русскую державу. "Россия" не продается!" - эта фраза решила исход дела. Сделка не состоялась, и статуя, как и весь павильон, вернулась на Родину. Многие годы ящики с деталями павильона пролежали в подвале одного из частных домов в Каслях.
Годы первой мировой войны, революция и гражданская война в России в начале ХХ века, а также вторая мировая война тяжело сказались на судьбе Каслинского ремесла, его мастерах и изделиях. Буквально по крупицам пришлось восстанавливать, казалось навсегда утраченную богатейшую коллекцию. Лишь в 1957 году под руководством мастера С.М.Гилева начались работы по восстановлению чугунного павильона, которые продолжались около восьми месяцев. 3 мая 1958 года в одном из залов картинной галереи г. Екатеринбурга состоялось открытие восстановленного павильона - вершины искусства каслинских мастеров художественного литья. Теперь увеличенная копия скульптуры "Россия" стоит в Кремле - официальной резиденции Президента Российской Федерации.
Со дня своего основания завод выпускал множество изделий, необходимых в жизни, в т.ч. широкую гамму архитектурного литья. Это решетки для парков и дворцов Санкт-Петербурга, в Москве - ограждения для Крымского, Метрополитеновского и Краснохолмского мостов и т.д.
Рапсодия чугуна: мифы и реальность
Неадекватность восприятия каслинского литья на антикварном рынке объяснятся широкой известностью этого вида художественного металла и той мифологией, которую такая известность породила.
Каслинское художественное литье, будучи самобытным и уникальным явлением в русском прикладном искусстве, представляет большой интерес для антикварного рынка и имеет реальные перспективы занять на нем достойное место. Вместе с тем для антикваров и покупателей антиквариата этот тезис далеко не бесспорен: у операторов антикварного рынка (антикваров) и инвесторов (покупателей) нет абсолютной уверенности в художественной ценности каслинского художественного литья. Вследствие этого кажется сомнительной целесообразность вкладывания средств в его приобретение и торговлю.
Неадекватность позиционирования каслинского чугунного литья на антикварном рынке, как это ни парадоксально, - следствие широкой известности этого вида русского художественного металла и той мифологии, которую эта известность породила. То, что художественное чугунное литье делали в Каслях на одном из старейших в России чугунолитейном заводе, создало устойчивое, но далеко не объективное мнение о больших промышленных тиражах каслинкого литья, о его дешевизне и доступности для современников, широком распространении изделий этого вида художественной продукции в России. Между тем реальная ситкация весьма далека от этого мифа.
Появление в Каслях художественного литья из чугуна - прямой результат реформ Петра I, которые коренным образом изменили весь уклад российской жизни, сделав Россию могучим европейским государством. Европеизация России не только создала мощную отечественную добывающую и металлургическую промышленность с широким использованием своих, а не привозных черных и цветных металлов, но и стимулировала появление новых жанров в русском искусстве, в. т.ч. и прикладном, которые в дальнейшем стали национальной гордостью. Именно каслинское художественное литье в русском прикладном искусстве - яркий пример европеизации
России, ее культуры и искусства.
Начиная с 1747 года, когда Каслинский завод (построен в 1745 году) стал выпускать промышленный чугун и железо, вся его история теснейшим образом связана с развитием западноевропейской промышленности. Техническое оснащение завода и технология чугунного литья в Каслях базировались на передовых достижениях западноевропейской металлургии - английской и немецкой. Совершенствуя свое техническое оснащение и технологию, Каслинский завод почти 100 лет шел к созданию собственного художественного чугунного литья из чугуна, взяв за образец не только промышленную технологию, но и ассортимент прославленного в начале XIX века английского и, особенно, немецкого художественного литья из чугуна. Ориентация на художественное литье из чугуна и бронзы Западной Европы стала одной из особенностей каслинского ассортимента чугунных изделий. Поэтому в Каслях, начиная с 1850-х годов, треть ассортимента таких изделий составляло литье по западноевропейским образцам. Первыми художественными отливками из чугуна здесь стали подсвечники и ажурные тарелочки именно по образцам чугунных изделий знаменитой Берлинской Королевской мануфактуры. Мелкосерийное производство художественных изделий, которые называли в Каслях "художественными вещами" или "кабинетными вещами", а также "кабинетным литьем", окончательно установилось в 1846 году.
В самом названии каслинского художественного чугунного литья - "кабинетные вещи" - заключены ответы на вопросы, почему они вызывают устойчивый интерес у публики на протяжении 150 лет, не утрачивая своего значения и сегодня, почему имеют реальные перспективы на антикварном рынке. Художественное чугунное литье Каслинского завода всегда отличалось функциональной ориентированностью, являясь необходимой составляющей художественно-стилевого оформления интерьера - столовых, гостинных, женских и мужских домашних кабинетов, домашних библиотек, служебных кабинетов. Именно поэтому сегодня это литье имеет реальные
перспективы на антикварном рынке.
В постсоветсвкой России практическая, бытовая направленность каслинского художественного литья снова стала востребованной, а его уникальная художественная универсальность делает предметы из чугуна не только современными, созвучными художественно-стилистическим установкам "Hi-Tech", но и позволяет сохранить свою актуальность в будущем. В художественной традиции русского искусства каслинское литье занимает особое место, являясь классическим, академическим примером стиля историзм.
Историзм - это не столько определение стиля художника, сколько стиля промышленника, фабриканта и производителя, для которого богатство художественного наследия предшествующих эпох является своеобразным "ассортиментным, модельным кабинетом". Это наследие, по мнению фабриканта, предназначено для того, чтобы поставлять образцы для тиражирования в соответствии с их рентабельностью и технологичностью при массовом изготовлении.
На смену художнику, выполнявшему штучный - и поэтому особо значимый - заказ мецената, когда мастер мог наиболее полно реализовать свою творческую концепцию, в т.ч. создать стилевые приоритеты, пришел промышленник, выбирающий в многообразном и богатом художественном наследии именно то, что может принести ему прибыль. Промышленнику художник нужен как профессионал, оформитель и интерпретатор, умеющий конкретной функциональной вещи придать художественное звучание, выбирающий в соответствии с поставленной задачей то или иное стилевое решение, которое будет максимально рентабельно для производства. Историзм - явление абсолютно уникальное, не имеющее аналогов в истории искусства , это - художественный стиль нового и ранее неизвестного индустриального и постиндустриального общества, стиль ставший фундаментом массовой культуры XX века и остающийся ее определяющим критерием.
Для историзма первичен тираж, это его основной принцип. Поэтому художественная и денежная оценка на современном рынке антикварных предметов искусства периода историзма вызывает столь большие проблемы. Ни участники антикварного рынка,ни эксперты-искусствоведы психологически не готовы к работе с этой группой антиквариата, т.к. еще до конца не сформированы убедительные и объективные критерии оценки антикварных вещей этого времени, вещей, которые в своем подавляющем большинстве связаны с термином "художественная промышленность" и по временным рамкам соответствует периоду середины XIX века до 1930-х годов.
С точки зрения художественных достоинств, каслинское литье эталонно как образец историзма, и в контексте именно этого стиля лежат все оценочные приоритеты этого вида прикладного искусства. При коллекционировании и собирательстве каслинского чугунного литья, при его позиционировании на антикварном рынке крайне важным становится знание того, по каким модельным образцам выполнена вещь и насколько она редка, часто ли данный предмет тиражировался, в какое время та или иная вещь сделана. Следует также учитывать качество литья, чеканки и покраски как обязательных составляющих понятия "художественная вещь" в отношении каслинских отливок.
Предметы каслинского литья, в отличии от фарфора,фаянса, стекла, текстиля и даже бронзы, не могут быть определены понятием "изделие художественной промышленности", т.к. художественное чугунное литье в Каслях никогда не было не только главной продукцией завода, но и не доминировало в общем ассортименте. На заводе основным было изготовление промышленного чугуна и железа, выпуск чугунной, так называемой "опойчатой", посуды, которые и приносили основную прибыль его владельцам, а художественное литье ("кабинетное") не превышало 0,25% от общего объема продукции. Это говорит не только о немногочисленности художественных предметов из чугуна, но и о том, что с коммерческой точки зрения художественное литье вряд ли представляло интерес для владельцев завода.
Если мы посмотрим на количественный рост ассортимента художественных изделий в Каслях, то увидим неожиданную картину. Начиная с 1842 года, когда здесь начали делать штучные художественные изделия из чугуна, и заканчивая наиболее полным Прейскурантом 1913 года, максимальное количество предметов художественного литья не превышало, в среднем, 7000 штук в год, в самые лучшие времена на заводе в месяц отливали не больше 2000 вещей.
При этом необходимо учитывать, что основную массу ассортимента "кабинетного литья" составляла не сложная объемная скульптура, а плоскостное рельефное и ажурное литье - пепельницы, лотки,прессы для бумаг,ножи для писем,рамки для фото, подсвечники, подчасники, кронштейны (бра) и т.д.. При этом Прейскуранты художественного литья завода включали немалый перечень изделий. Так, Прейскурант 1876 года включал 128 наименований предметов, 1887 года - 517 наименований, в т.ч. и памятные медали, 1895 года - 411 наименований, 1900 года - 495 наименований, 1913 года - почти 500 наименований изделий.
Не менее интересно и соотношение скульптурного литья к общему объему всего художественного литья в Каслях. Первый ассортиментный перечень художественного литья этого завода, представленный на выставку "Сельское хозяйство и промышленность", организованную Императорским Вольным Экономическим Обществом в 1860 году в Санкт-Петербурге, включал садово-парковую мебель (столы, кресла, стулья, диваны), решетки, ажурные и рельефные тарелки, а из скульптурного литья в нем названы - "Голова собаки" и статуэтки по моделям известного французского скульптора-анималиста П.Ж.Мена и не менее известного русского скульптора П.К.Клодта. В их числе - "Лошадь в изгороди" (П.Ж.Мен), "Лошадь-кляча" (П.К.Клодт), а также "собаки, быки, петухи и куры".
В ассортиментном перечне за 1867 год для Всемирной выставки в Париже из 8 наименований 4 - скульптуры. В перечне художественного литья Каслинского завода на Всероссийской мануфактурной выставке 1870 года в Санкт-Петербурге (завод получил "Большую золотую медаль") из 11 наименований предметов - 9 относятся к скульптуре: бюст Крылова, "Трубач", "Лошадь-кляча", "Лошадь в загородке", "Собаки грызущиеся", "Сеттер", "Собаки сеттер и пойнтер на стойке", "Волк и журавль", шахматы. Первый альбом-каталог каслинского художественного литья 1876 года для Всемирной выставки в Филадельфии (США) насчитывал 128 наименований, в т.ч. 59 скульптур по моделям П.К.Клодта, Н.И.Либериха, П.Ж.Мена и немецких архитекторов-скульпторов К.Шинкеля, Г.Щадова, Х.Д.Рауха и его учеников - Г.Бергса, Х.Хаагена, Э.Ритшеля, Г.Блезера, Б.Афингера, А.Вольфа. Каталог художественного литья 1887 года для Сибирско-Уральской научно-промышленной выставки в Екатеринбурге состоял из 339 наименований, в т.ч. 109 скульптур. В каталоге Всероссийской художественно-промышленной выставки 1896 года в Нижнем Новгороде - 411 наименований, из котороых 184 - скульптуры. В каталоге 1900 года для Всемирной ваставки в Париже - 495 наименований, из них 280 - скульптур. Приведенные выше статистические данные наглядно показывают, что ассортиментные коллекции и альбомы-каталоги каслинского художественного литья из чугуна формируются и составляются для участия завода во всероссийских художественно-промышленных и Всемирных выставках. менно это дает ответ на вопрос - зачем владельцы Каслинского завода выпускали художественное литье. Для них чугунное художественное литье было визитной карточкой, возможностью показать и подчеркнуть высокое качество выпускаемого промышленного металла, т.е. художественное литье должно было выполнять представительские функции, способствуя продвижению на рынке промышленного чугуна Каслинского завода.
Поэтому его владельцы никогда не роассматривали художественног литье как серьезную статью своих доходов и практически никогда не выпускали полный каталожный перечень этого литья. Об этом косвенно свидетельствует и тот факт, что сегодня все известное по музейным и частным собраниям каслинское художественное литье не способно восстановить восстановить полный каталожный ассортимент завода. Многие вещи, включенные в альбомы-каталоги завода никогда не отливались на практике, как торговый ассортимент, а только фиксировали наличие модельных образцов в ассортиментном кабинете Каслинского завода, по которым можно было сделать заказ.
В этом контексте очень показательна переписка между комиссаром Русского отдела на Всемирной выставке 1897 года в Стокгольме и управляющим заводом,много сделавшим для развития художественного литья в Каслях - П.М.Карпинским. На вопросы анкеты, помещаемой в каталог Русского отдела выставки и предоставляемой экспертам для присуждения наград, в пунктах: "Если экспонаты не продадутся по цене, обозначенной в фактуре, то согласен ли экспонент продать их за низшую цену?" и "Если экспонаты не продадутся или останутся непроданными, то желает ли экспонент получить их обратно или жертвует безвозмездно в распоряжение администрации Русского отдела", П.М.Карпинский ответил: на первый вопрос - " По усмотрению г.Заведующего Русским отделом", а на второй - "В распоряжение администрации Русского отдела". При этом на выставку было послано всего 54 предмета, из них 33 скульптуры - на 499 рублей 20 копеек, хотя этой выставке руководство завода и владельцы придавала большое значение. На нее был откомандирован член Главного Управления Кыштымских заводов В.В. Меллер-Закомельский.
О том, что продажи на выставках не очень волновали владельцев завода и рассматривались, в первую очередь, как реклама, говорит и то обстоятельство, что директор Русского отдела Стокгольмской выставки в письме в правление Кыштымских заводов, указывая на хорошую продажу представленного на выставке каслинского художественного литья, пишет: "...можно ли принимать заказы и когда они приблизительно могут быть исполнены и на каких условиях (главным образом платежи)". Учитывая, что выставка шла не один месяц, можно говорить о том, что на заводе не было соответствующего ассортимента изделий и требовалось определенное время для выполнения заказа.
Именно "выставочность" каслинского художественного литья опровергает миф о его большой тиражности и подчеркивает его эксклюзивность в ряду изделий художественной промышленности второй половины XIX - начала XX века. Каслинское литье из чугуна представляет громадный интерес как уникальный пример русской промышленной рекламы второй половины XIX - начала XX века. Владельцы и , в первую очередь, управляющие Каслинского завода, обладавшие высокой общей культурой и профессионаьной подготовкой, смогли увидеть рентабельность художественного чугунного литья не в его дешевизне и массовости, а в его возможности служить рекламным целям, быть самому рекламой, позволяющей создать в России и за рубежом яркий, запоминающийся и хорошо узнаваемый бренд завода, а также подчеркнуть качество промышленного заводского металла через искусство художественного литья. Каслинские предприниматели отлично представляли то обстоятельство, что как товарная массовая продукция художественное литье неконкурентоспособно, т.к. уже себестоимость каслинского чугуна как сырья определяла ценовой "проигрыш". Чугун в Каслях выплавлялся на древесном угле и был дорог, в то время как в Западной Европе делали более дешевый чугун на коксующемся каменном угле. Соответственно высокая стоимость самого чугуна, плюс накладные расходы по изготовлению "кабинетного литья" значительно повышали себестоимость производства и цену изделий при продаже.
Каслинское художественное литье, в основном, продавалось на самом заводе, в небольшом заводском магазине в Екатерибурге (магазин Захо), в магазине при Главном Управлении Кыштымских заводов в Санкт-Петербурге, на ярмарках в Нижнем Новгороде, Троицке, Самаре, Саратове, Царицыне, т.е. в тех городах, куда поступала основная заводская продукция. Также местом продаж каслинских изделий были Всероссийские художественно-промышленные и Всемирные выставки. Специально за границу художественное литье Каслей не поставлялось.
Ареал продаж каслинского художественного литья не только подтверждает его ограниченное количество, но и объясняет, почему основная масса сохранившихся вещей сосредоточена на Урале, в Петербурге и в Поволжье. Стоимость художественного литья из чугуна по прейскурантам Каслинского завода также свидетельствует о его выпуске в ограниченном количестве. Так, например, скульптурные композиции стоили 27-35 рублей. Если применить для каслинского художественного литья современную методику оценки, удачно предложенную В.В.Скурловым для изделий формы К.Фаберже, когда старая прейскурантная цена умножается на 100 и получается новая цена, равнозначная стоимости в долларовом эквиваленте, то в этом случае цена каслинского изделия уже не покажется маленькой. Например, знаменитая "Джигитовка" по модели Е.А. Лансере в наши дни будет стоить $3500.
Настало время участникам современного отечественного антикварного рынка отказаться от стереотипов в отношении художественного наследия Каслей. Этого литья осталось немного, и игнорирование каслинского художественного литья может спровоцировать такую же ситуацию, как в свое время с русской бронзовой малой скульптурной платикой, когда прогноз о повышении интереса к ней и росте цен на нее остался без внимания.
Журнал "Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования", ноябрь-декабрь 2002