Логотип
Евродом

Русские художественные изделия XVIII века из черных и цветных металлов

Для производства металлических изделий в XVIII веке большое значение имело возникновение новых центров добычи и обработки черных и цветных металлов. Русская промышленность получила возможность использовать почти неограниченные запасы отечественной меди (раньше она была привозной); были освоены такие сплавы, как латунь и бронза. В 1753 году были отменены внутренние таможенные сборы, что сделало продукцию дешевле и дало ей возможность широкого распространения. Повсеместно, наряду с предметами чисто утилитарного назначения, изготовляли художественно отделанные предметы. Металл постепенно стал заменять другие материалы, например, вместо деревянных, стали делать цельно кованные железные светцы для лучин, высотой 1-1,5 метра, которым придавали вид фантастических растений. XVIII век также прославился железными решетками, в декор которых включались вензеля Петра I и других царствующих особ, двуглавые орлы, чеканные и кованные знамена, листья, цветы, звезды.

Железный кронштейнЖелезный кронштейн. Середина XVIII века.

В отделке изделий из черных и цветных металлов XVIII века заметна связь с различными стилевыми направлениями искусства этого столетия: для середины века характерна сложность украшений и яркость раскраски, для последней четверти века – более стройные и спокойные формы.

В середине XVIII века, создавая, к примеру, железные кронштейны, мастера стремились к воспроизведению реальных растительных мотивов: кронштейну придавался вид древесного сука с ветвями, листьями и цветами; к концу столетия кронштейны состояли из простых и четких деталей, декорированных спиральными завитками.

Продолжает развиваться искусство просечного железа. Им, как и прежде, обивают ларцы и сундуки, но теперь в композиции включаются фигуры двуглавых орлов и людей, оживленные раскраской. Под прозрачную или подцвеченную слюду, которой покрывали стенки ларца, подкладывали гравированные картинки, вырезки из библейских и светских книжных иллюстраций, цветную бумагу, ткани и т.д.

Чернильница подвесная меднаяЧернильница подвесная медная. Середина XVIII века.

В мелком литье фигуры становятся более объемными, углубленные места заливаются эмалью. Часто медное литье выполняется по старым моделям. В то же время в XVIII веке создавались и абсолютно новые формы с новым декором, как, например, чернильница середины столетия в виде вазы, декорированная изображениями двух амуров, держащих корону над двуглавым орлом.

В осветительных приборах первой половины XVIII века из бронзы делается каркас, а основная роль отводится хрустальным подвескам, которые скрывают металлическую конструкцию. Как и раньше, из металла делают и оправы фонарей.

Особая отрасль декоративного искусства XVIII века – стальные изделия тульских мастеров-оружейников, которые, кроме художественного оружия, изготовляли на продажу разнообразные предметы: стальную мебель, осветительные приборы, полированную и отделанную инкрустацией медью и серебром мебель, золоченые бронзовые предметы интерьера середины и второй половины столетия.

Стальной подсвечникСтальной подсвечник работы тульских оружейников. Вторая половина XVIII века.

Значительным спросом пользовались мелкие предметы – подсвечники, табакерки, шкатулки, пряжки, пуговицы, чернильные приборы и т.п. Их искусная отделка успешно соперничала с произведениями прославленных английских мастеров. Узоры на стали углублялись гравировкой или травлением, а потом «наводились» золотом, серебром, медью (растворенными в ртутной амальгаме, которая выпаривалась) или насекались (в углубления вбивалась проволока драгоценного металла). В XVI-XVII вв. такая отделка огнестрельного и холодного оружия достигла высокого совершенства в практике мастеров Московской Оружейной палаты; тульские мастера наследовали им.

В декоре использовалась и «обронная» резьба с выборкой фона, также практиковавшаяся в украшении оружия. Работа не ограничивалась оброном фона и его канфарением: остающиеся выпуклыми изображения и орнаменты подвергались пластической деталировке, полировались и поэтому рельефно выделялись на матовом золоченом фоне. Изделия, отделанные оброном, пользовались большим успехом. В качестве элементов декора завитки, сцены из Библии, сказочные персонажи, орлы, гербы, вензеля, бюсты. Подписные работы тульских оружейников XVIII века редки. В Русском музее хранится уникальный чернильный прибор с надписью «мастер Тихан Денисов 1765» - этот мастер был одним из тульских оружейников.

Кресло прорезной стали с золоченой медьюКресло прорезной стали с золоченой медью. Тульский оружейный завод. 1740 г.

Тульские мастера производили и предметы меблировки – еще в 40-х гг. XVIII века их постоянно отвлекали от производства оружия, чтобы они выполняли заказы на предметы для дворцового обихода.

Сохранились большие раскладные кресла, полированной стали на скрещенных ножках, отделанные медной наводкой и позолоченными медными деталями. Они декорированы точеными фигурными шишками, а особую живописность этим креслам придают медные золоченые «решетки» – узко прорезные доски, служащие проножками, подпорками локотников, навершиями спинки; в решетках часто прорезаются и гравируются гербы, вензеля, фигуры славы и надписи «vivatъ».

В XVIII веке развивается промышленная добыча и обработка меди на Урале и в других центрах. Во второй трети века создается множество бытовой утвари, как новых, так и старых форм. В основном посуду изготовляли из желтой меди-латуни (сплав меди с цинком) светло-золотистого оттенка. Медь выделывали на многих частных заводах, например, на Демидовских, где ее помечали заводским клеймом «sibir». Уральская медная утварь была распространена в середине и второй половине XVIII века. Орнаментация изделий производилась в соответствии со стилями в искусстве XVIII века: 40-50-е гг. – барокко, 50-60-е гг. – рококо, далее - классицизм. Для этого столетия характерно также введение бытовых сюжетов в разные области искусства, в том числе, в изделия из черных и цветных металлов. Это были: люди в русских и иноземных костюмах, пирушки, жанровые сцены, воспроизведения изображений и надписей из книги «Символы и эмблематы».

Туалетное зеркало в стальной с золоченой бронзой оправеТуалетное зеркало в стальной с золоченой бронзой оправе, работы тульских оружейников. Конец XVIII века.

Широкое дворцовое строительство не могло удовлетвориться возможностями ручной кузнечной работы, поэтому, вместо кованных железных изделий стало активно распространяться чугунное литье. На Олонецких заводах отливали чугунные украшения для колонн, пилястр и решеток; чугун использовали и для возведения крупных оград.

В XVIII веке продолжается производство предметов из олова, декорированных глубокой резьбой: орнаментами из цветов, плодов, фигурных сцен. В «заздравных» стопах с надписями, геральдическими изображениями и вензелями резьба иногда заполнялась черным лаком. Из олова делали и церковные предметы – потиры, тарелки, дарохранительницы. В начале века дарохранительницы выглядят как скромный ящичек с церковной главкой, позже это оловянное литье в форме павильона, отделанного золочеными завитками, ангелами, драпировками и т.д.

В 1764 году при Академии художеств был организован «Литейный дом», где отливали бронзовые статуи для дворцов и парков. Во время строительства церкви святого Исаакия по проектам Ринальди граф Брюс, возглавлявший строительство, выдвинул в 1779 году предложение об открытии специальной «Бронзовой экспедиции» с целью изготовления бронзовых деталей, предназначенных для внутреннего и наружного декора храма. Мастера «Экспедиции»и Литейной мастерской Академии художеств не ограничивались казенной работой, а выполняли и частные заказы.

В 1780-х гг. после дарования «жалованных грамот» дворянству и городам появились специальные ларцы из золоченой бронзы для хранения документов,закрепляющих дворянские привилегии. Ларцы эти оформлялись просто: гладкие стенки с обрамлением из пальметт и лавровых листьев; по сторонам – аллегорические фигуры. В основном это работы серийного производства, в которых менялся лишь герб.

Зерцало из золоченой бронзыЗерцало из золоченой бронзы. Вторая половина XVIII века.

Декоративно оформлялись цветными и четными металлами и «зерцала» – трехгранные башнеобразные сооружения с вставленными в каждую стенку текстами законов Петра I. Из бронзы и стали делали письменные приборы и чернильницы.

Во второй половине XVIII века изменяются композиционные приемы и декор изделий: на смену усложненности в структуре и оформлении приходят спокойные геометрические мотивы и цветочные гирлянды. Тульское мастерство достигло расцвета – оно стимулировалось постоянными правительственными заказами. Так, Екатерина, при посещении завода каждый раз получала подарки, например, в 1787 году ей подарили специально сработанные стальные кресла, столы, канделябры и чернильницы.

Особенно продукцией тульских заводов увлекался князь Г.А. Потемкин. В записках шевалье де Корберона 1775 года говорится: «Мы обедали у Потемкина. Он показал нам тульские стальные изделия чрезвычайной красоты в отношении синего воронения стали, позолоты и тонкости украшений». Посол Франции с 1783 года граф де Сегюр писал: «Отрасль промышленности, поощрением императрицы доведена до такой степени совершенства, что она смело может соперничать с английскими фабриками. Ее величество раздарила нам произведения тульских заводов, очень искусно выделанные».

В конце XVIII века в соответствии с изменениями в архитектуре изменяется форма и декор предметов тульского производства. Для этого периода характерны прямоугольные очертания мебели, прямые ножки и спинки. Прочность материала (в отличие от дерева) давала возможность сокращать толщину несущих частей мебели и делать их ажурными; благодаря этому мебель производила впечатление удивительной легкости. В это время мебель и другие предметы часто украшали «гранеными камнями» – выполненной из стали имитацией алмазов. Такие «алмазы» имели грибообразную форму: «шляпки» гранились и полировались, ножка же приклепывалась к нужному месту на поверхности предмета. При колеблющемся свете свечей и обилии зеркал, отражающих свет, блеск граней «алмазов» давал иллюзию сверкания драгоценных камней.

Стальная с бронзой шкатулка с шахматным наборомСтальная с бронзой шкатулка с шахматным набором. Работа тульских оружейных мастеров. Конец XVIII века.

«Алмазами» покрывали и тульские шкатулки. Около 1785 года там был исполнен большой ларец с шахматным набором. На крышке и стенках ларца исполнена перспектива и отдельные корпуса спроектированного в 1778 году варианта перестройки Тульского оружейного завода. «Черные» фигуры сделаны из сине-вороненой стали, «белые» – из полированной. Наиболее интересными представляются фигуры коней: у них морские рыбьи хвосты и сетка мелких «алмазов» по телу; у «белых» коней гривы посеребренные, у «черных» – позолоченные. Шахматный ларец считался в свое время образцовым. Тульские стальные изделия – мебель, осветительные приборы, зеркала – активно вводились в интерьеры дворцов, в обстановку парадных и жилых комнат XVIII века.


В начало раздела "Литье">>>