Логотип
Евродом

Мебель и ее коллекционирование

Антикварная мебель – источник ценнейшей информации о стране и исторической эпохе, к которой она принадлежит, о жизни и быте людей, владевших ей. Мебель – одна из важнейших составляющих интерьера, она, фактически, не только оформляет, но и организует его, связывая друг с другом различные его части в единый архитектурно-художественный ансамбль. 

Часы ходикиНазвание "мебель", принятое в русском языке, происходит от латинского слова mobilis - «подвижный». Оно очень точно характеризует мебель именно как «движимое» имущество, которое можно переставлять в пределах одного помещения или дома, а при желании – перевозить с собой. Это значение сохранилось за словами, обозначающими мебель во многих языках: по-французски оно звучит meuble, по-итальянски - mobile, по-испански - meubles. 

На изменение форм и видов мебели на протяжении всей истории человечества влияло не только развитие ремесла, но и потребности и вкусы представителей разных слоев населения в разных странах и в различные исторические эпохи. Культура, идеология, быт – все это нашло свое отражение в мебели. Кроме того, будучи неотъемлемой частью интерьера, мебель всегда находилась в тесной связи с архитектурой – ее даже называют иногда «архитектурой малых форм». В своей истории мебель прошла через те же стилистические изменения, что и архитектура. 

Комод. Франция. Начало XVIII векаКомод. Франция. Начало XVIII века.

Трудность при изучении старинной мебели заключается в том, что от древних времен и средневековья почти не сохранилось оригинальной мебели, в множество предметов мебели Нового времени в результате революций, войн, наводнений и пожаров погибло вместе с домами. То, что представлено в музеях - лишь малая часть, дающая весьма смутное представление о мебельном искусстве прошлого. Коллекции состоят из мебели, которая сохранилась случайно, благодаря счастливым обстоятельствам, а судить о бытовании мебели в интерьерах можно только по картинам и письменным источникам. 

Активно используемая в быту, мебель быстро изнашивалась и приобретала невзрачный вид – ее с легкостью выбрасывали и заменяли новой. Когда старая мебель становилась ненужной, ее ставили в чулан или сжигали. Многие красивые и дорогие вещи, когда-то украшавшие дворцы или монастыри, выходя из моды или изнашиваясь, попадали в крестьянские дома: например, свадебные сундуки, в которых хранилось приданое невесты, прежде чем занять почетное место в музее, стояли в конюшне или служили для хранения овса. 

Современный антикварный рынок заполнен подделками мебели, причем, подделками не только XX века. Еще во второй половине XIX века в России и Европе возник интерес к старинной мебели, а так как повышенный спрос на нее не мог быть удовлетворен настоящими предметами XVII и XVIII века, начинается массовое изготовление подделок. Крупные мастерские, где целый штат архитекторов, художников и столяров работал над созданием подделок, были в Париже, Венеции, Петербурге и многих других городах. Поддельная мебель попадала в дома, усадьбы и дворцы, а ничего не подозревающие покупатели принимали ее за подлинную старинную мебель. 

История русской мебели условно может быть разделена на два крупных этапа: до Петра I, когда Россия находилась в относительной изоляции от Европы, и после Петра I, когда Россия устанавливает контакты с Европой и история русского декоративно-прикладного искусства, так или иначе, является историей его взаимодействия с искусством европейским. Допетровскую мебель характеризует традиционность и однообразие, как форм, так и материалов. Мебель знатных и богатых людей принципиально ничем не отличалась от мебели людей простых. Начиная же с первой половины XVIII века, то есть с воцарения Петра I, у России завязываются активные контакты с Европой, приходит и надолго задерживается в стране мода на иноземную мебель, часто приезжают мастера-мебельщики из Франции, Германии, Англии, они выполняют заказы и обучают ремеслу русских мастеров. Русская мебель при Петре I наглядно отражает процесс появления в России моды на иностранную мебель (в придворных прогрессивных кругах), в то время как основная ее масса (используемая в быту широких слоев населения) еще выполняется по старым традициям.Во время правления Екатерины II влияние западноевропейских мебельщиков на развитие стиля мебельного искусства в России становится всеобъемлющим - так мебель Давида Рентгена, мастера и фабриканта из Германии, дает начало мебели русского классицизма. 

В одни эпохи влияние Европы на Россию более ощутимо, в другие - менее ощутимо, но, фактически, вся история русской мебели, начиная с XVIII века - история ее взаимодействия с мебелью европейских стран.


В начало раздела "Мебель">>>