Русская мебель первой декады XIX века
Столик по рисунку А. Воронихина. Начало XIX века.
Для мебели первой декады XIX века характерно воспроизведение форм и пропорций античной мебели со стройными и изысканными деталями: прямыми ножками, суживающимися книзу, круглыми или прямоугольными в сечении; легкими спинками с прорезями, например, в виде лиры или пальметты. Вместо крашенной мебели, часто встречавшейся в предыдущий период, создается мебель полированная; наиболее распространенные породы дерева – светлое красное дерево, орех, карельская береза. При этом текстура древесины, естественный рисунок среза, – важный декоративный элемент: мастера часто сочетали фанеру с разными рисунками в одном изделии. По контуру основных плоскостей мебели нередко полосой располагалась вставка из темного дерева, например, мореного дуба, темного ореха или из другой древесины, тонированной под черное дерево.
Резьба, как элемент декоративного убранства, в первой декаде XIX века используется скупо; при этом ее часто тонируют под темную античную бронзу, покрывая позолотой детали. Резьба применяется в спинках, опорах подлокотников, в оформлении ножек столов и секретеров, а также в верхней части шкафов. Основные мотивы декора – пальметты, музыкальные инструменты (часто на спинках), гермы (в виде античных герм оформлялись, например, верхние части ножек столов и бюро), сфинксы, крылатые львы и грифоны (опоры локотников), розетты, листья аканта, рог изобилия, различного вила профилированные пояски.
Стул - красное дерево, резьба, позолота - по рисунку А. Воронихина. Начало XIX века.
Использование бронзы в декоре русской мебели начала XIX века характерно для городов, имевших хорошо налаженные торговые контакты с Западной Европой, которая поставляла художественные бронзы. В частности, такая мебель обычна для Петербурга этого времени. В Москве и других городах, не имеющих таких контактов, вместо бронзы в декоре использовали фигуры и орнаменты, вырезанные из дерева, тонированные и позолоченные. Иногда по краю плоскости располагалась полоска латуни с черненым рисунком на блестящем фоне, или же, наоборот, с блестящим рисунком на черненом фоне. Для московской мебели этого времени характерны звезды, меандры, сочетания двух листьев. Московская мебель начала XIX века имеет более массивные формы, чем петербургская.
В декоре мебели начала XIX века часто встречается расписное стекло с античными мотивами и орнаментами. Стекло применялось в двух основных цветовых сочетаниях: черное с золотом или голубое с золотом, при этом золото могло выступать в качестве фона для голубого или черного рисунка, а могло образовывать рисунок на голубом или черном фоне. Овальные или прямоугольные вставки расписного стекла закреплялись в дверцах шкафчиков, в столешницах и пр.
Экран перед камином: дерево, резьба, позолота, вышивка цветными шелками. Исполнен по рисунку А. Воронихина. Петербург. 1807.
В интерьерах дворянских усадеб и домов еще с XVIII века часто встречались пристенные столы-консоли и легкие столики различного назначения; они характерны и для начала XIX века, и отличаются присущими для этого времени строгими пропорциями и композицией. Широкое распространение получают трехногие столики, повторяющие формы античных жертвенников. В записках, датированных 1805 годом, современник замечает: «Все делалось a l’antique. Везде появились алебастровые вазы с иссеченными мифологическими изображениями, курильницы и столики в виде треножников».
По дошедшим до нас описаниям и воспоминаниям современников, мы можем составить себе представление о том, как в начале XIX века обставлялись комнаты. В гостиных располагалась группа мебели, состоящая из дивана, так называемого «преддиванного» стола и нескольких кресел. Иногда в одной комнате ставили несколько таких групп, отделяя их друг от друга жардиньеркой с вьющимся плющом или другим растением. В просветах между окнами располагались зеркала с подзеркальными столами. В спальнях часто ставили трюмо, впервые вошедшее в русский быт в конце XVIII века и туалетные столики. Особого разнообразия достигают формы мебели для сиденья. В дворянских домах появляется еще одна комната, называемая диванная. Формы диванов в XIX веке весьма разнообразны. Для начала столетия характерны прямоугольные очертания диванов.
Диван из красного и окрашенного дерева по рисунку А. Воронихина. 1805. Выполнено в мастерской Ф. Гагемана.
Особое место в русском мебельном искусстве первой декады XIX века занимает дворцовая мебель из красного дерева и карельской березы. Новая дворовая мебель часто предназначалась для более раннего интерьера. Например, мебель, создаваемая по проектам архитектора А.Н. Воронихина для некоторых залов Павловского дворца.