Сверкая блеском стали
В конце 2006 года в старейшем военном музее России — Военноисторическом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи состоялась уникальная экспозиция. Публике представлено холодное и огнестрельное оружие, а также доспехи, выполненные в странах Западной Европы в XV–XVII столетиях. |
В зале можно было увидеть рыцарские мечи и кинжалы, шпаги, кончары, двуручные мечи, боевой арбалет и щиты-павезе арбалетчиков XV века, клевцы, перначи, древковое оружие пехоты — алебарды, боевые топоры, протазаны. В числе экспонатов находятся также моргенштерн, боевой цеп, гизарма, «крылатое» копье, фитильное крепостное ружье 1420 года, саксонский колесцовый мушкет 1589 года, пистолеты и другое средневековое оружие — всего более ста экспонатов.
Доспехи полные. Германия. Начало XVII
Экспозиция построена исключительно на предметах из фондов музея, собрание западноевропейского оружия которого начало формироваться еще в XVIII веке. Тогда в Достопамятном зале (предшественнике Артиллерийского музея) была создана «рыцарская комната». В ней хранились средневековые кольчуги, кирасы, шишаки, английские флаги времен Елизаветы I и Якова I, латы тевтонских рыцарей (некоторые из них позднее использовались в качестве доспехов «печальных» и «радостных» рыцарей при погребении императрицы Елизаветы Петровны, а затем императоров Александра I и Николая I). Собрание пополнялось и в XIX веке, а в 1920–1930-е годы музею было передано конфискованное оружие из частных коллекций.
Большая часть новой экспозиции посвящена истории европейского военного дела в эпоху Средних веков и Возрождения. Распространенным оружием этого периода был арбалет — метательное оружие, сочетающее в себе лук с механизмом натягивания тетивы; его использовали как в бою, так и на охоте.
Арбалет с английским воротом (полиспастом) появился довольно рано, скорее всего во второй половине XII века. Несмотря на сложность и неудобство при использовании, он получил широкое распространение. Стальная дуга на арбалетах появилась не ранее XIV — начала XV века. Для натягивания тетивы требовалось время, и в полевых условиях воины использовали высокие деревянные обтянутые кожей щиты — павезе (или тарчи) для прикрытия от вражеских стрел. Один из щитов, представленных в зале, изготовлен в городе Констанце в XV веке, на нем изображен герб этого города; другой щит происходит из нижнеавстрийских земель. В витринах можно увидеть клевцы (или чеканы), которые использовали для эффективного пробивания брони. Их удар пробивал пластины доспеха. Здесь же находятся перначи (шестоперы), которые служили в качестве ударно-дробящего оружия.
Рыцарские мечи в течение нескольких веков были основным оружием знатных воинов. Мечу зачастую предписывались магические свойства, а от надежности клинка зависела жизнь его владельца. Поэтому меч из хорошей стали стоил дорого, а мастера, делавшие клинки высокого качества, приобретали всемирную известность. Особенно ценились клинки мастеров из города Пассау (Германия), а их фирменный знак «пассауский волк» был хорошо известен и популярен во всей Европе. Зачастую покупатели отказывались приобретать меч без так называемого «волчка», и оружейники других стран вынуждены были подделывать этот знак или ставить его рядом со своим клеймом.
На клинках двух мечей из собрания музея можно увидеть «голову короля» — клеймо известного немецкого мастера Иоганнеса Вундеса, работавшего в 1560–1620 гг. Изображение клейма сохранилось на притолоке его дома в Золингене вместе с инициалами «I.W», девизом и двустишьем: «Голова короля — мой герб, которому столь много завидовали». При сыновьях и внуках мастера клеймо не удержалось на высоте своей репутации, а конце XVIII века наследники продали право на использование знака за смешную сумму четыре рейхсталера. В зале представлены огромные двуручные мечи (до двух метров длиной и весом до 4,5 килограмма), с прямым, волнообразным и даже изогнутым лезвием. Они использовались чаще всего ландскнехтами в пеших схватках. Меч палача, изготовленный золингенским мастером Петером Клоттом, отличается от «благородных» мечей характерным тупым (обрубленным) концом; в XVII веке такой меч был орудием казни.
Для защиты от совершенствовавшегося наступательного оружия мастераоружейники в середине XV века стали изготавливать полностью пластинчатые доспехи, которые не стесняли движений воина и обеспечивали максимально надежную защиту от рубящих и колющих ударов противника. Лучшими считались доспехи, сделанные в Южной Германии и Северной Италии. Их форма менялась со временем.
На смену готическим доспехам пришел так называемый «максимилиановский» тип снаряжения, названный так по имени императора Священной Римской империи Максимилиана I Габсбурга (1493–1519). Его отличительной особенностью была гофрированная поверхность брони, что давало возможность снизить вес без ущерба для прочности. Прекрасный образец такой амуниции демонстрируется на выставке.
Шлем турнирный. Германия. XVI. Клеймо Аугсбурга «еловая шишка»
В центре экспозиции находится конная фигура рыцаря середины XVI в. Парадные гарнитуры конских доспехов были изготовлены нюрнбергским мастером Кунцем Лохнером (1510–1567) в 1552 и 1556–1560 годах для герцога Иоганна Вильгельма СаксенВеймарКобургского и саксонского курфюрста Иоганна Фридриха II. Лохнер считался «королем доспешников» и выполнял заказы европейских государей и крупных владетельных князей. Среди его клиентов были император Священной Римской империи германской нации Максимилиан II, испанский королевский дом, немецкие курфюрсты и польсколитовские магнаты. Иоганн Нейедорфер в своих записках (1545) назвал мастера «высокохвальным в его искусстве», а его гравюры на стальных доспехах — «совершенными и похожими на работу по серебру».
В числе самых ценных экспонатов выставки можно назвать части роскошных золоченых доспехов (оплечья и набедренники) с изображением гербов и большой государственной печати Российского государства, заказанных для Лжедмитрия I (1605–1606) в Германии. Принадлежал самозванцу и колесцовый охотничий штуцер, на нижней части ствола которого сохранилась надпись «Dometrius Imperator». Всего в зале представлено пять полных комплектов рыцарских доспехов, изготовленных итальянскими и немецкими мастерами.
В Средние века головные уборы воинов претерпели значительные изменения, и на выставке можно увидеть рыцарские шлемы различных типов. Самым тяжелым был горшкообразный шлем, который носили рыцари-крестоносцы с начала XIII века. На смену ему пришел легкий шлем — «басинет»; шлем типа «салад» также был более удобен и использовался довольно длительное время. Однако самым совершенным считается шлем «армэ» с раздельно открывающимися забралом и визиром. ВXVI в. появился открытый шлем «морион». Он был удобен тем, что не мешал целиться, и его носили пехотинцы, лучники и, позже, мушкетеры.
Существовали и специальные турнирные шлемы. Один из лучших в экспозиции несет на себе «еловую шишку» — клеймо города Аугсбурга, он был изготовлен в мастерской известного мастера Антона Пеффенгаузера и, возможно, декорирован Йоргом Соргом. Этот парадный шлем является настоящим шедевром оружейного искусства.
Стоит обратить особое внимание на вооружение для рыцарских турниров, которые проводились в Западной Европе еще с IX века. В XII–XIII веках турниры были весьма опасным занятием, поскольку во время их проведения использовалось боевое оружие; защитное снаряжение также было боевым и состояло, как правило, из кольчуги и шлема. Вначале правила были достаточно условными, и устроитель турнира часто приводил с собой специальный отряд воинов, чтобы предотвратить сведение личных счетов между рыцарями и остановить схватку, если она приобретала ожесточенный характер.
Рыцари являлись соперниками не только на турнире, но и в по-вседневной жизни. Поскольку турнирные команды формировались по территориальному принципу, поединок нередко превращался в кровавое побоище с участием слуг и даже сочувствующих зрителей. Смертельных случаев избежать не удавалось, и это беспокоило правителей и церковь. На турнирах гибли обученные воины — представители знатных родов. В конце XIII века вводятся более жесткие правила («Status Armarium»), преследующие цель в максимальной степени предотвратить возможность смертельного исхода и обезопасить участников. Появился новый тип притупленного оружия, и были определены участки тела, по которым запрещалось наносить удары. В XV веке стали производиться специальные доспехи и вооружение для турниров, практически достигшие совершенства. Однако даже при всех мерах предосторожности и надежном вооружении турниры не обходились без несчастных случаев.
В хрониках XVI века сохранился рассказ о венгерском дворянине Григории Баси, который отличался бесстрашием и выступал на турнирах без шлема. Однажды во время поединка он получил страшную травму: голова рыцаря была насквозь пробита копьем. Оружие вошло в правую глазницу, вышло за ухом и прочно застряло в этом положении. Прибывший лекарь был крайне удивлен тем, что пострадавший находился в сознании. Было принято решение незамедлительно извлечь обломок копья, что оказалось весьма непростым делом. К счастью, Григорий Баси оказался выносливым человеком, он остался в живых после столь серьезной травмы.
Турниры часто оканчивались гибелью участников. Самый известный в истории подобный случай произошел 30 июня 1559 года в Париже с французским королем Генрихом II Валуа (1547–1559). На турнире в честь свадьбы его дочери с Филиппом Испанским монарх сразился в копейном поединке с капитаном своей шотландской гвардии Габриэлем де Лорж графом Монтгомери. Оба копья были сломаны, но Монтгомери не успел опустить копье достаточно низко, и оно попало в шлем Генриха.
Обломок копья через визир шлема вонзился королю прямо в глаз и вышел из виска. Травма оказалась смертельной, и через десять дней король скончался в страшных мучениях.
Пистолет колесцовый. Германия, Нюрнберг. Конец XVI
Любимым развлечением аристократии была охота. Весной и летом охотились на оленей, осенью травили зайцев, зимой выслеживали кабанов и медведей. У каждой охоты были четко разработанные правила, нормы этикета и оружие. Ружье-чинка использовалось при охоте на птицу, арбалеты с устройством для натягивания тетивы («козья нога») и штуцеры применялись для более крупной дичи. Охотничьими ножами и кортиками добивали и разделывали добычу, а на специальном ноже-вертеле жарили мясо на костре. На выставке представлены лучшие образцы европейского охотничьего оружия из собрания музея.
К ранним образцам средневековой артиллерии относятся кованые железные бомбарда, аркебуза, модфа и дробовик. Они выкованы из металлических полос и укреплены поперечными стягивающими обручами. Бомбарда и аркебуза заряжались с казенной части. Их стволы установлены на деревянных колодах, куда вкладывались и зарядные каморы, которые закрепляли поперечным клином. В каморе находился пороховой заряд, ядро вставлялось в ствол с нижней его части. Благодаря этому решалась проблема скорострельности, по-скольку заряженных камор могло быть несколько. Однако пороховые газы прорывались в месте соединения ствола и каморы, что не только сказывалось на мощности и точности стрельбы, но могло привести к трагическим последствиям: при разрыве орудия артиллерийский расчет мог серьезно пострадать или даже погибнуть. Место такого разрыва видно на стволе аркебузы XV века.
Совершенно по-другому выглядят дульнозарядные парадные пушки конца XVI — начала XVII веков. Они поражают великолепным художественным литьем и тщательной отделкой и проработкой деталей. Орудия изготовлены в литейной мастерской Несвижского замка — фамильного владения крупнейшего польсколитовского магната князя Радзивилла, отливкой руководил немецкий мастер Герман Мольтцфельд (Мольцер).
Одна из пушек называется «Виноград» (или «Чаша изобилия»): весь ее ствол украшен литыми гроздьями винограда и виноградной лозой. Другая пушка — «Цербер» — покрыта изображениям и трехглавых псов. Изображение дополнено девизом: «Я, Цербер, страшно лаю, пока дарую Диту (другое имя Плутона, бога царства мертвых. — С.Е.) тысячи».
Особый интерес представляют экспонаты, которые можно отнести к категории необычного оружия. В их числе комбинированный пистолет-пернач из коллекции Гогенцоллернов, с подставкой для мушкета, топориком и выдвижным лезвием; мечпистолет, протазан с двумя колесцовыми пистолетами (их спуски выведены на середину древка для удобства стрельбы), а также семиствольная рижская пушка.
В заключение отметим, что Военноисторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи обладает одним из крупнейших в России собранием оружия стран Западной Европы XV–XVII веков. Оно сопоставимо лишь с коллекциями Государственного Эрмитажа, Оружейной палаты Московского кремля и Государственного Исторического музея.