Традиция коллекций и коллекция традиций
Российский читатель мало знает об истории коллекционирования оружия. Тем более что в недавние времена само это коллекционирование не пользовалось благосклонностью государства.
Сейчас, практически, только музейные собрания стали предметом исследования, а о частном коллекционировании мы знаем очень мало. Между тем возраст собирательства предметов оружия соизмерим с историей цивилизованного человечества. Страсть человека к коллекционированию оружия, этому удивительно многозначному памятнику истории, науки, техники, искусства, прослеживалась постоянно. Возможно, психологическое состояние человека в наше переломное время отчасти объясняет наметившийся новый интерес к коллекционированию оружия, к классическим исследованиям и новейшим разработкам по этой теме.
Подобные процессы происходили в России во второй половине XIX столетия, когда частная и музейная коллекционная деятельность переживала невиданный подъем. Были накоплены богатейший опыт и прочные традиции, которые, несомненно, представляют интерес для современных коллекционеров.
Вот важнейший вывод, сформулированный в XIX веке: частное коллекционирование не только значительно способствовало становлению и развитию музейного дела, но и постоянно существовало с ним в тесной взаимосвязи. Музеи стремились к изучению памятников и введению их в научный оборот, разрабатывали принципы учета и хранения экспонатов, комплектования и экспонирования коллекций. Во многом это происходило благодаря активности антикварного рынка и существующему спросу на эти предметы собирательства.
В XIX веке в Москве, крупнейшем городе России, коллекционирование было одним из самых модных увлечений. На каждые 10 000 москвичей приходился крупный коллекционер, имеющий столь значительное собрание, что оно могло бы претендовать на роль самостоятельного музея.
В книге Н.Полуниной и А.Фроловой "Коллекционеры старой Москвы" (Москва, "Независимая газета", 1997) приводится иллюстрированный биографический словарь 100 владельцев наиболее известных исторических собраний XVIII-XIX веков. Однако в книгу включен далеко не полный перечень московских коллекционеров. Например, имя Катуара де Бионкура - владельца очень крупной коллекции оружия из 600 предметов, вошедшей впоследствии в собрание Исторического музея, не названо. Кстати, статья об Александре Андреевиче Катуар де Бионкуре была напечатана в журнале "Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования" (№ 2, 2002).
Московские коллекционеры были одержимы идеей сохранения памятников старины и прославления своего отечества и вкладывали колоссальные средства в собирательскую деятельность. Собирали все: древние рукописи, гравюры, книги, живопись, мебель, бронзу, стекло, оружие, майолику, ткани, часы, монеты, гобелены, табакерки, костюмы, конскую упряжь, церковную утварь, иконы и многое другое. Многие коллекционеры целью своей деятельности считали создание частных музеев.
Например, в 1891 году Г.А.Брокар снял второй этаж Верхних торговых рядов на Красной площади (ныне ГУМ) и открыл там музей, о котором газеты писали как о богатейшем собрании - после Эрмитажа и Третьяковской галереи. Один из 8 залов был посвящен коллекции старинного оружия.
М.П.Погодин, признанный глава русских коллекционеров, в своей усадьбе близ Новодевичьего монастыря создал общедоступный музей русской истории и открыл "Древлехранилище". В собрании Погодина были замечательные образцы оружия. Широкую известность получил музей графа А.С.Уварова в его подмосковном имении Поречье. Там также было представлено большое собрание оружия и боевого снаряжения.
В своей подмосковной усадьбе Остафьево граф С.Д.Шереметьев в 1899 году, создал музей, который стал первым в России историко-культурным музеем-заповедником, открытым для всех. В этом уникальном музейном комплексе особого внимания заслуживала коллекция оружия XIV-XIX веков русских, западноевропейских и восточных мастеров. В течение двадцати лет П.И.Щукин собирал свою грандиозную коллекцию и открыл в 1895 году на Малой Грузинской, в специально построенном особняке, музей, получивший название Музей русских древностей. Специальный отдел был посвящен оружию. Это лишь небольшая часть наиболее известных, крупнейших российских коллекционеров XIX века, которые, собирая памятники старины, включали в общий исторический ряд не просто отдельные образцы оружия, а целые оружейные комплексы.
В этот же период перед государственными музеями стояли задачи, связанные с популяризацией своих коллекций. Крупнейшие оружейные собрания музеев становились достоянием широкой публики. В 60-х годах XIX века в специальных зданиях готовили новые музейные экспозиции Оружейная палата в Московском Кремле, Петербургский Артиллерийский музей в Кронверке Петропавловской крепости. Эрмитаж в 1880-х годах пополнился Царскосельским Арсеналом, а в 1883 году открылся Исторический музей на Красной площади. Подготовка музейных экспозиций была важнейшим стимулом активной научно-исследовательской работы, создания каталогов коллекций и путеводителей. Усилиями музейных специалистов эти издания превратились в фундаментальные исторические труды.
Огромное значение имели каталоги оружейных коллекций, заложившие основы российского оружиеведения. Впоследствии оно заняло достойное место в ряду вспомогательных исторических дисциплин. Для коллекционеров того времени каталоги являлись энциклопедическими настольными книгами, учебными пособиями в собирательской деятельности. В них черпали огромный фактологический материал и исторические сведения по развитию типов и видов оружия, их истории, применению, производству, оформлению, бытованию и принадлежности.
Каталоги давали описания наиболее значимых - "эталонных", "образцовых" памятников, которые брались за основу при атрибуции предметов. В них были опубликованы таблицы клейм, списки мастеров, советы по реставрации и содержанию предметов. Каталоги играли роль определителей и справочников для работы с коллекциями. Сегодня эти замечательные издания стали библиографической редкостью и для современных коллекционеров являются первоисточниками в работе с историческими оружейными образцами.
Первым русским специализированным оружейным каталогом можно считать "Каталог редкого, старинного и восточного оружия, хранящегося в Собственном его Величества Арсенале в Царском Селе" (части I,II, Санкт-Петербург, 1840). Это издание отличалось от уже существовавших в то время в музейной практике исторических описаний достопримечательностей и памятников древностей тем, что весь материал был систематизирован по видам оружия. Хотя внутри каждого вида использовался простейший порядок возрастания номеров, и не было единообразия описаний. В этой работе воспроизведены все надписи и наиболее важные признаки образцов оружия, указаны источники их происхождения.
Важнейшую роль в разработке принципов научной систематизации оружейных памятников сыграла "Опись Московской Оружейной палаты" (Москва, 1884-1886), три тома которой были посвящены оборонительному, холодному и огнестрельному оружию. Издание подготовлено на основе материалов заместителя директора Оружейной палаты Лукияна Павловича Яковлева, работавшего с коллекцией в 1862-1865 годах. Автор строго придерживался типологического принципа описания коллекции, а образцы каждого типа оружия расположил в хронологии, что дает представление о последовательном развитии каждого типа и вида оружия. Л.П.Яковлев разработал также четкие схемы описания оборонительного, холодного и огнестрельного оружия. Эти принципы остаются основополагающими и в наши дни. Описания Л.П.Яковлева отличаются большой полнотой, воспроизведены клейма с их расшифровкой - на уровне сведений того времени, даны надписи и их переводы, иногда с пространными комментариями, а также размеры, сведения о материальной оценке предметов в разные годы. Особое место отведено истории вещи, приведены выдержки из архивных материалов и старых описей. В некоторых случаях сделан анализ вещи, определение по клейму, надписи, орнаментике, времени и т.д.
Особое место занял каталог "Царскосельский Музей или собрание оружия Его Величества императора всероссийского" (Санкт-Петербург-Карлсруэ, 1835-1853). Каталог составил Флориан Жиль, одновременно возглавлявший дворцовые библиотеки и Отделение древностей Эрмитажа. В 1860-70 годах советник Е.Камерер продолжил издание. Главные достоинства этих каталогов - великолепные живописные и графические изображения, выполненные профессором-живописцем А.П. Рокштулем и Н.А. Богдановым. Под прорисовками экспонатов и их деталей приводятся надписи и их переводы, клейма с расшифровкой, информация по датировке, мнения авторов по атрибуции.
Обширная вступительная часть изданий посвящена истории развития западноевропейского вооружения, характеристике коллекций европейских музеев. Хотя авторы мало внимания уделили каталогу самой коллекции и не ставили целью систематизацию в описании предметов, но замечательный изобразительный ряд каталога придает ему дополнительные функции справочника-определителя.
В 1860 году Ф.Жиль подготовил еще одно издание: "Царскосельский музей с собранием оружия, принадлежащего государю императору". Это был путеводитель по залам музея, однако автор попутно приводит исторические сведения о возникновении определенного вида оружия, об истории военного дела и вооружения, бытованию оружия. Ф.Жиль поместил данные о технологии производства, дал размеры предметов, привел подробную историю комплектования и изучения коллекции. В каталоге есть подробные сведения о численности и реставрации коллекции и даже интересные предания на этот счет.
"Исторический каталог Санкт-Петербургского Артиллерийского музея. Санкт-Петербург" (части I-III, 1877-1889), подготовленный начальником музея Н.Е.Бранденбургом, представляет собой фундаментальное исследование по истории вооружения русской армии с древнейших времен. На основе русских и иностранных источников описываются разные типы, виды, конструкции оружия, их бытование, развитие, сословная принадлежность, описание родов войск и их вооружения. Отдельную часть составляет история артиллерии, начиная от первых метательных машин Древнего Востока. Каталог коллекции строго систематизирован и тщательно проработан.
Во всех этих каталогах важнейшее место отводилось систематизации материала и методике описания оружейных образцов. Использование этих принципов превращало обычное собрание предметов в целенаправленную системную коллекцию. Коллекционеры понимали важность этой работы, и все больше стремились к тому, чтобы коллекции получали профессиональные научные описания, систематизировались с учетом особенностей оружейного материала.
Для профессионального исследования и описания коллекций требовались глубокие знания оружиеведения. В этом плане интересен замечательный пример из русской научной жизни рубежа XIX-XX столетий. Крупнейший русский историк оружия этого времени Эдуард Ленц в 1895 году опубликовал "Опись собрания оружия графа С.Д.Шереметева". Шереметевская коллекция в этот период временно находилась в Петербурге в Фонтанном доме графской семьи. Создание каталога было своего рода подготовкой к открытию в подмосковном Остафьеве общедоступного музея. Этот каталог до сих пор может служить образцом исследования оружейных коллекций. Все оружие расположено по типам - оборонительное, наступательное (белое и древковое), метательное, огнестрельное, предметы снаряжения. Каждому виду оружия предшествует вступительная статья с историей его развития. Использован четкий порядок описания предметов, приводятся надписи и их переводы. В огнестрельном оружии указываются различные типы оружейных замков, их устройство и особенности работы. Отдельно даны иллюстрации со ссылкой на номер описания. Мы не знаем, послужила ли это серьезное исследование своего рода рекомендацией для назначения Ленца в 1899 году заведующим эрмитажной коллекцией, но можем со всей уверенностью утверждать, что она стала базовым материалом для новой работы ученого.
В 1908 году вышел в свет "Указатель отделения Средних веков и эпохи Возрождения. Собрание оружия". Специфическое название говорит о том, что автор создавал не каталог, не определитель, не путеводитель. Это была, скорее, книга об истории оружейной коллекции Эрмитажа и о том, как эта коллекция отражала эволюцию отдельных видов вооружения. Описания самих предметов, связанные с ними имена и даты служили иллюстрацией этого развития. Сказался опыт работы Ленца с частными коллекционерами. Он уделил внимание вопросам правильной атрибуции предметов, их подлинности с точки зрения особенностей оружейного производства, техники и характера украшения, клеймения оружия.
В это время в России уже была издана и получила известность работа П. фон Винклера "Оружие" (Санкт-Петербург, 1894). Это "руководство к истории, описанию и изображению ручного оружия с древнейших времен до начала XIX века" основывалось на иностранных сочинениях и существовавших музейных коллекциях. Книга была напрямую адресована коллекционерам оружия. Автор включил специальную главу, посвященную хранению и распределению оружия в коллекциях или собраниях. П. фон Винклер отмечает важную мысль: "Распределение оружия в коллекциях должно определяться той целью, которой служат эти коллекции... ни дилетантизм, ни стремление к декоративному эффекту, которым часто прикрывается невежество, не имеют право голоса. Распределение должно быть такого рода, чтобы оно выражало историческую идею, демонстрировало бы развитие оружейного искусства...". В этом случае, подчеркивает автор, даже "самый простой предмет, как дополнительная часть, получает такую же важность, как экземпляры сами по себе чрезвычайно ценные и редкие".
Обобщая высказывания фон Винклера, вдумчивый читатель сформулирует главную идею всей коллекционной деятельности: важно собирать не отдельные исторические предметы, а единые, максимально полные, цельные комплексы, и в этом случае сформированная коллекция в целом и каждый включенный в нее отдельный памятник приобретают историко-культурное значение и ценность.
Готовы ли современные коллекционеры оружия воспринять идеи XIX века и использовать накопленный опыт? Неразрывную связь традиций продолжают потомственные коллекционеры, которые с гордостью говорят о втором-третьем поколении собирателей. Но они помнят горестную судьбу многих замечательных оружейных коллекций в советский период. Обнадеживает молодое поколение коллекционеров, не отягощенных опытом государственного давления. Есть надежда, что они станут свидетелями цивилизованного развития коллекционной антикварной оружейной деятельности. В этом им поможет опыт XIX столетия.
журнал "Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования"
№ 3, 2002 год