Логотип

Мастера Златоустовского оружейного завода

Кадры златоустовских мастеров по изготовлению и украшению оружия формировались постепенно. В качестве учителей будущих русских оружейников на Златоустовскую фабрику были приглашены мастера из Клингенталя и Золингена, которые сразу заняли на производстве господствующее положение. Чиновникам, которые должны были наблюдать за обучением русских оружейному делу, были даны специальные письменные инструкции, в соответствии с которыми они внимательно следили за процессом обучения и ежемесячно докладывали об успехах каждого русского работника фабрики. Чиновник обязан был наблюдать и за работой иностранных учителей, но не имел права делать им серьезных замечаний: «Заметив, что мастера не стараются обучать работников или что они отлучаются от работы или употребляют работников для собственных нужд, чиновник довольствуется ласковым увещеванием мастера...»; чиновник не имел права «ни наказывать мастера, ниже делать ему строгих выговоров, хотя бы он того и заслужил».

Сабли кавалерийские офицерские образца 1817 года. В. и Л. Шафы. 1820 и 1822 гг.

 

В Россию из Германии были приглашены мастера разных специальностей: по ковке, вытравке и позолоте клинков, по лакировке кожаных ножен; некоторые из этих мастеров были высокой квалификации, отлично знали процесс изготовления холодного оружия, но вместе с ними приехали и не специалисты. Уже в 1817 году заводское начальство вынуждено было признать, что обучение русских мастеров идет крайне медленно, а производство оружия тормозится. Это объяснялось двумя причинами: часть приехавших мастеров крайне плохо была знакома со своим делом (в 1829 году выяснилось, что из 74 приехавших специалистов только 29 разбирались в деле изготовления холодного оружия, остальных надо было учить), а другая часть, действительно высоко квалифицированная, не хотела обучать всем тонкостям мастерства русских учеников, поскольку им было крайне невыгодно терять свое привилегированное положение. В отличие от иностранцев русских мастеров наказывали за малейшие проступки (от розог до ссылки на миасские золотые рудники), поощрения же были редкостью.

В 1815 году среди других приглашенных иностранных мастеров в Златоуст прибыл известный золингенский оружейный мастер В. Н. Шаф с сыновьями. По контракту они должны были обучать своему искусству русских мастеров. Среди первых русских учеников Шафов были Ефим и Иван Бушуевы, Петр, Максим и Федор Тележниковы, Иван Бояршинов, Федор Стриженов, Архип Лепешков (последний обучался граверному делу), Семен Фетисов и Михайло Черепанов (оба изучали способы изготовления художественных эфесов). Многие из них, такие, как И. Н. Бушуев, И. П. Бояршинов, С. А. Фетисов, имели незаурядный талант.

За исключением Семена Фетисова, все ученики были подростками, но к моменту поступления в обучение к Шафам уже имели определенную подготовку по рисованию и живописи, которую получили в заводской школе. Свои знания и навыки ученики совершенствовали в заводской чертежне под руководством известных в то время на фабрике рисовальщиков А. Е. Тележникова и Н. Н. Бушуева. Уже первые работы русских учеников показали высокий уровень подготовки в области рисунка и композиции (Шафы были в большей степени ремесленниками, в совершенстве владевшими приемами травления и золочения). Кроме ученичества у Шафов , русские граверы изучали традиции русских оружейных мастеров на основе образцов изделий Тульского оружейного завода, хранившихся в арсенале. Также мастеров постоянно отправляли на другие русские оружейные заводы: в начале 1820-х годов на короткое время на Тульский оружейный завод для ознакомления с местным художественным производством был послан Семен Фетисов. Несколько раз отправляли в Петербург Ивана Бушуева «для ознакомления со вкусом».

Достаточно серьезная художественная подготовка учеников на Златоустовском оружейном заводе расширялась и дополнялась хорошей выучкой мастерству украшения холодного оружия. Шафы , владевшие технологией выполнения граверных работ и золочения рисунков на клинках, обучали своих подопечных таким художественным приемам обработки стали, как гравирование, травление, золочение. Свои рисунки золингенские мастера сначала наносили иглой на плоскость клинка, предварительно загрунтованную киноварью; затем клинок опускался в кислоту, которая вытравливала рисунок, оставляя нетронутым фон, покрытый грунтом. После очистки фона рисунок золотился. Получался травленый позолоченный рисунок на гладком фоне.

В короткий срок (за три месяца) русские ученики Шафов не только овладели их методами нанесения рисунка на металл, но и стали делать это своим способом: тонкими кистями рисовали киноварью на плоскости клинка. В этом случае после вытравливания фона, рисунок, закрытый киноварью, становился рельефным и сохранял свой прежний блеск полированной стали, фон же, протравленный кислотой, приобретал матовый оттенок.

Шашка казачья офицерская. 1870-80-е гг. Кинжал. 1886 г.

 

Описание процесса золочения клинков было сделано в «Отечественных записках» за 1826 год П. Свиньиным, который в 1824 году детально ознакомился с этим процессом на Златоустовской оружейной фабрике: «Ежели нужно золотить рисунки, то рисуют опять по ним лазурью, высушив краску покрывают их амальгамою, состоящей из 1/10 золота и 9/10 ртути, смочив перед тем клинок составом, содержимым в тайне, без которого золото не пристает к стали. Тогда кладут клинок на уголья: ртуть улетат, а золото остается на стали, кроме мест покрытых краскою». Такой процесс золочения «через огонь» был очень вреден для исполнителя из-за постоянного воздействия на его организм ртутных паров.

В своей работе златоустовские мастера применяли разные виды позолоты: плоскую, возвышенную, высокую. Плоская позолота получалась, когда рисунок гравировали на клинке иглой и сверху золотили по контуру. Возвышенная позолота требовала вытравки фона, тогда золоченый рисунок был рельефным. Для высокой позолоты необходимо было еще сильнее углубить фон и еще гуще наложить позолоту. Матовое золочение применялось златоустовскими матерами в сочетании с воронением разных оттенков, начиная от синего и фиолетового и заканчивая бархатистым черным. Разные приемы нанесения рисунков на клинковую плоскость расширяли возможности декора златоустовских изделий.

Первым своеобразным экзаменом для русских учеников Шафов стала отправка в 1818 году в Департамент горных и соляных дел в Петербурге 19 клинков, украшенных русскими учениками без помощи Шафов. После этого мастера активно включились в производство, и художественное оружие стало изготавливаться в основном русскими мастерами. Директор фабрики А. Ф. Фурман в своем донесении министру финансов от 4 июня 1818 года отмечал: «Сии ученики уже работают ничем не хуже своих учителей и без малейшей их помощи», и обращал внимание на возросшее качество украшения клинков: «Нынешнее оружие красотою позолоты и чистотою оправки далеко превосходит прежде сего посыланное». При этом до ухода Шафов с фабрики в 1823 году русские мастера оставались на положении учеников: они даже не подписывали свои работы. Большинство образцов художественного холодного оружия этого времени, несмотря на разное качество исполнения, имеют подпись Шафов: “W.Schaaf Sohn” (Шаф и сын).

Кинжал охотничий. 1880-90-е гг.

 

Трое из талантливых русских учеников Златоустовской фабрики получили доступ к высшему профессиональному образованию. В 1824 году Ефим Бушуев, Федор Тележников и Павел Уткин по решению Департамента горных и соляных дел были направлены на учебу в Академию художеств на средства департамента. Ефим Бушуев умер в 1827 году от туберкулеза, а два других стипендиата успешно завершили учебу в 1830 году и были оставлены там еще на год для совершенствования мастерства. Федор Тележников после этого возвратился в Златоуст, где стал архитектором златоустовских заводов, а Павел Уткин был направлен для работы на Петербургский монетный двор.

Известным златоуствским мастером был Василий Иванович Южаков, поступивший на завод двенадцати лет «по кузнечному делу». Овладев искусством ковки клинков и травления, за мастерское украшение оружия он не раз получал награды. Его работы близки работам И. Бушуева по тематике, но отличны по художественным средствам: они гораздо проще, в них почти нет позолоты и воронения, только вытравка. Характерный пример клинок азиатской сабли, сделанный им в 1830 году , где на сером стальном фоне награвирована Ника с лавровой ветвью и венком с вензелем Николая I в руках. С именем Южакова связано освоение уральцами опыта грузинских оружейников: изучив его, мастер ввел в Златоусте золотую и серебряную насечку, обогащающую возможности декоративного украшения оружия (ятаган с использованием серебряной насечки мастер создал в 1836 году).

Наиболее выдающиеся мастера первой половины XIX века, такие, как Шафы или русские мастера (Бушуев, Бояршинов), ставили на клинках, сделанных или украшенных ими, свое имя. Иногда имя мастера ставилось на работах его учеников, как это делали те же Шафы . Имен мастеров сохранилось на златоустовских клинках не так много, однако каждый клинок, созданный на Златоустовском заводе, на обухе имел дату изготовления и надпись «Златоустъ» или другие надписи в технике травления, содержащие в себе название завода. Поэтому определить принадлежность холодного оружия в целом этому заводу (а не конкретному мастеру), как правило, не составляет труда.

Во второй половине XIX века происходит дальнейшее развитие техники, которое оказало влияние и на производство и украшение холодного оружия на Златоустовском заводе. Вместо ртутного золочения «через огонь» вводится гальванический способ золочения и серебрения, который ускорял процесс работы, удешевлял его за счет экономии драгоценных металлов. С другой стороны, этот метод способствовал стандартизации, стиранию индивидуальности художественного почерка мастеров. Постепенно исчезают подписи мастеров на златоустовском оружии, встречаются изредка только подписи начальника производства, например «ЛПО. Златоустъ. 1856 г.», что значит «Литая сталь Павла Обухова». При этом надпись с названием завода по-прежнему остается. Кроме надписи «Златоустъ» теперь на клинках часто ставили более полное название завода: «Златоуст. Оружейная фабрика», «Златоуст.ор.фабр.», «ЗОФ» и т. п.

В начало раздела "Оружие">>>