Обучение оружейному делу в России XVIII-XIX веков
Кроме различных мер по улучшению работы заводов путем внедрения в производство новых станков и машин, в России XVIII-XIX вв. постоянно уделялось внимание подготовке квалифицированных кадров.
Первые попытки создать школу оружейного мастерства в России относятся к 1737 году, когда соответствующим Указом от 22 октября было предписано «из тульской Кузнецкой слободы мастеров для починки оружия в полки впредь не командировать, а при оружейном заводе обучать для этого подростков из школ солдатских детей по 100 человек». Школа была открыта, но за неимением средств прекратила существование.
Охотничье шестиствольное ружье с кремневым замком. Тула, 1780-1785 гг
В 1756 году Оружейная канцелярия распорядилась продолжить наборы в эту школу. Путем подготовки кадров в этой школе государство рассчитывало обеспечить армию оружейными мастерами, не отрывая для этого от производства заводских оружейников. «Означенные ученики, солдатские дети, по присылке в Тулу для обучения оружейному мастерству, отдаются оружейным мастерам по определениям оружейной канцелярии, которых велено тем мастерам, к кому кто отдан будет, обучать с крайнейшим прилежанием безкорыстно…, а ученики обучались бы с прилежанием не леностно, в том смотрение имеется от определенных от канцелярии офицеров, надзирателей и старост, и ленивые за леность, а прочие и за предерзости, наказываются батоги и кошками, смотря по винам. А обучаются в совершенство делу замков и лож неравно, в два и три года, больше и меньше, ибо один перед другим бывают в науках понятнее, которые и обучиться могут скорее других непонятных, сверх же того присылаются летами от 12 до 20, больше и меньше, которые по молодости лет скоро обучиться не могут». Однако наборы постоянно срывались из-за нехватки средств.
Школа для детей оружейников была открыта лишь 17 июля 1824 года. В штат входило 300 учеников, учитель с годовым окладом 300 рублей, помощник учителя с окладом 150 рублей. На содержание школы казна отпускала 200 рублей в год, а оружейное общество ежегодно добавляло от 1000 до 2000 рублей. Непосредственный надзор за школой осуществлял заводской полицмейстер, ежемесячно отчитывающийся о положении дел перед начальником оружейного завода. Учеников обучали арифметике, чтению, письму, а мастера завода вели практические занятия. По сдаче экзамена выпускники поступали на работу. Такие школы были при Тульском иИжевском оружейных заводах.
Игрушечное ружье (действующая модель) великого князя Александра Павловича.
СПб, 1779 г
После Крымской войны, когда армия стала получать новые винтовки различных систем, потребность в войсковых оружейных мастерах, отвечающих за ремонт и учет оружия в частях всех родов войск, ощутимо возросла. В связи с этим в 1869 году оружейные школы при заводах были реорганизованы и просуществовали в таком виде до 1917 года. Кроме того, было выработано новое положение о приеме и обучении. В школу принимали детей рабочих оружейных заводов, а преимущество отдавалось тем, кто уже окончил ремесленное или высшее начальное училище. Ежегодно в школу принимали 35-40 учеников возрастом от 15 до 20 лет. Прием осуществлялся на основании сдачи экзаменов по арифметике, русскому языку, черчению и слесарному делу. Срок обучения составлял 4 года, после чего каждый выпускник еще 4 года должен был проработать в армии оружейным мастером. Кроме пяти преподавателей по всем специальным и общеобразовательным дисциплинам в школе был инструкторы столярного и кузнечного дел и старший преподаватель. Ученики должны были носить специальную форму: брюки и шинель черного цвета, а также фуражку и поясной ремень со знаком школы.
Детский охотничий гарнитур великого князя Александра Павловича.
Ружье и пара пистолетов.
Тула, 1785 г
Учебный в школе при Тульском оружейном заводе день длился 6-7 часов, из которых 4 отводилось на общеобразовательные предметы (арифметику, геометрию, русский язык, черчение, рисование) и теорию (материальная часть стрелкового оружия, ремонт, боеприпасы, иностранное оружие, технология металлов), а 2-3 часа – на практические работы. На практических занятиях в первый год обучения юноши изучали слесарное, токарное и кузнечное дело, изготовляли инструменты, необходимые для оружейного дела, а также мелкие детали к охотничьим ружьям. На втором году обучения они делали ствольные накладки и ложи к военным винтовкам , ложи к охотничьим шомпольным и курковым ружьям , ремонтировали винтовки. На третьем году пребывания в школе ученики изучали токарное дело, гравирование и чеканку, делали правку и свинцевание стволов. Готовая продукция после прохождения контроля отправлялась в мастерские завода. Четвертый год обучения целиком был посвящен практике в мастерских оружейного завода под руководством опытных мастеров. Ученики работали на сборке всех видов оружия с подбором и подгонкой вещей, делали модели и миниатюрное оружие для главного зала школы и музея оружия.
Несмотря на существование своей оружейной школы, заводу постоянно не хватало специалистов. Поэтому в 1902 году по инициативе полковника С.А.Зыбина руководство завода и рабочие, желавшие обучать своих детей оружейному делу, собрали деньги и построили при заводе двухэтажное здание, в котором была открыта ремесленная школа с 3-летним обучением. В школу принимали мальчиков с 4-классным образованием без производственных навыков и учили их профессиям токаря, слесаря, фрезеровщика и др. специальностям, необходимым на заводе. В первый год обучения, кроме общеобразовательных предметов учащиеся выполняли в мастерских завода простые слесарные работы. Во второй год обучения под руководством мастеров они делали для завода гаечные ключи, плоскогубцы, молотки, клещи, отвертки. В последний год ученики изготовляли части для охотничьих ружей. Воскресные классы рисования, открытые при ремесленной школе, готовили граверов, декорировавших оружие.
Поскольку в ремесленную школу принимали только грамотных и имеющих базовое образование, в 1911 году при заводе была открыта подготовительная школа, куда принимали детей с 8 лет. Получившие начальное образование ученики попадали в ремесленную школу.