Логотип

Русское художественное оружие

История производства оружия и доспехов на Руси уходит корнями в глубокую древность. Оружие сопровождало людей на войне и охоте, им воевали, обменивались, дарили, награждали. Его даже передавали по наследству, к примеру, московский великий князь Иван Иванович в 1356 году завещал сыну Дмитрию шишак с каменьями и саблю, декорированную золотом и жемчугом.

Парадный топорик. XVI векПарадный топорик. XVI век. 

У русских оружейников сложилась прочная традиция соотношения формы и материала; веками выкристаллизовывалось понимание выразительных возможностей различных материалов – дерева, стали, золота, серебра, кости – поэтому мастерами создавались своеобразные художественные ансамбли, где каждый материал приобретал свое звучание. Важная особенность декора оружия, которая является и большой сложностью, – ограниченность и неизменность плоскостей, отводимых для украшения; при этом декор, как в архитектуре, должен не маскировать, а выявлять конструкцию. Для украшения оружия на Руси использовались самые разнообразные художественные техники: ковка, литье, рельефная чеканка, басма, таушировка золотом и серебром, гравировка и резьба по металлу, инкрустация костью, чернь, многоцветная эмаль. При декоре оружия всегда соблюдалась мера – это было боевое оружие, а не «парадное». Для разных частей предметов применялись разные способы декора (при этом принимался во внимание характер поверхности, ее размеры, местоположение на предмете и т.д.). Плоскости клинков – гладкие блестящие поверхности – украшали золотой и серебряной насечкой, тонкой гравировкой, тиснением, прорезным орнаментом; ножны и казенную часть ствола у ружей – невысокой чеканкой и обронной работой; ружейные замки и рукояти холодного оружия делали в виде животных (ружья), голов птиц (шпаги), птиц и зверей (охотничье оружие).

Посольский топорик. XVII векПосольский топорик. XVII век. 

Один из самых ранних примеров декорированного оружия – топорик Андрея Боголюбского, датируемый XII веком. Он сделан из стали, а по ней набито листовое серебро с орнаментом, выполненном в техниках черни и таушировки золотом. На одной стороне его изображено древо жизни, на другой – дракон. Таушировка (от немецкого Taushieren или итальянского tausia – украшение, расцветка) – декоративная техника обработки металла, инкрустация по металлу, род насечки: украшение оружия (мечи, щиты, доспехи), главным образом золотом, серебром, медью по стали. Техника таушировки известна двух видов: 1) более древний и дорогой способ: рисунок вырезается на предмете и инкрустируется золотом или серебром. 2) более простой и дешевый способ: рисунок набивается золотой или серебряной проволокой по слегка процарапанной поверхности.

Посольский топорик (фрагмент)Посольский топорик (фрагмент). XVII век. 

Пример художественного оружия XV века – рогатина великого князя Бориса Тверского (1427-1461). Восьмигранная тулея рогатины обложена серебром и покрыта по канфаренному фону таушированными изображениями сцен придворной жизни, в т.ч. – сценами охоты. Боковые ребра и верхняя часть лекорированы лентой орнамента из завитков; наверху – надпись вязью.

В XVI веке с Востока в Россию поступают разнообразные изделия, в том числе и оружие. Булатная сталь в сочетании с тонким орнаментом и арабскими письменами вызывает интерес – появляются русские изделия с элементами восточного декора. Другой источник – Западная Европа, откуда приходят ренессансные орнаменты, например, акант. Парадный топорик XVI века декорирован резным орнаментом: на одной стороне представлены лев и единорог, на другой – лев и грифон. Рисунок очень четкий.

Бердыш. XVII векБердыш. XVII век. 

В XVI-XVII веке самым крупным центром производства русского художественного оружия была Оружейная палата в Москве, в которой в это время работают лучшие оружейники из всех городов России, а также приезжие мастера – немцы, поляки, персы. Это было сложное дворцовое многофункциональное ведомство, руководившее производством парадного оружия для царских охот, ведавшее оформлением посольских встреч и других церемоний, а также организацией производства оружия для русского войска. В начале XVIII века, с переносом столицы в Петербург кремлевские мастерские резко сократили производственную деятельность – лучшие мастера были переведены в новую столицу и в Тулу.

Мастера владели различными специальностями, в Оружейной палате были ствольники, которые украшали железные стволы обронным травным орнаментом с позолотой; замочники, которые декорировали курки резьбой в виде фантастических животных; ложевщики, инкрустировавшие ложи слоновой костью и перламутром; станочники, сабельники, седельники, наводчики. Некоторые мастера владели несколькими искусствами.

Около пятидесяти лет работал в Оружейной палате мастер Никита Воинов, делал шлемы, латы, ружья, пистолеты, ножи, украшенные золотой насечкой, резьбой, инкрустацией. Он прибыл в Москву в 1613 году из Мурома. Он учился у восточных мастеров в Константинополе, по возвращении занял должность мастера в Москве. В 1621 году делал шлем для царя Михаила Федоровича, декорированный коронами и золотыми «травами» и арабскими надписями, а также жемчугом и драгоценными камнями, вставленными в золотые гнезда, расписанные цветной эмалью. В 1663 году Никита Воинов делал орнаментированные нагрудные и спинные пластины для царя Алексея Михайловича. Умер мастер в 1664 году, его ученик Григорий Вяткин был ствольщиком.

Мастер Осип. Замок пистолетаМастер Осип. Замок писолета. XVII век. 

Сохранилось кремневое ружье мастера XVII века Осипа; граненый ствол его украшен у казенной части обронным орнаментом, наведенным золотом, и двуглавым орлом. Курок сделан в виде фантастического зверя. Ложа инкрустирована перламутром, замок декорирован резьбой. На замки дорогих ружей обычно шла привозная шведская сталь. На замочной доске – клеймо «Ocuus». Другой известный по изделию мастер XVII века – Елисей. Сохранилось его ружье со стволами, декорированными резным рельефным орнаментом. Замки с курками сделаны в виде птичьих голов, рукоять обита золотой чеканной пластиной с травами.

Мастер Елисей. Замок пистолетаМастер Елисей. Замок пистолета. XVII век.

 Хотя политическая обстановка начала XVIII века активно способствовала развитию оружейного дела - шла война со Швецией - производство художественного оружия в России петровского времени находилось в состоянии упадка. Производившееся оружие имело чисто прикладное значение и не `отягощалось` художественными изысками - это было оружие военное. Что касается производства охотничьего оружия, то оно тоже было сведено до минимума, поскольку Петр I считал охоту не более чем праздной забавой. Оружейная палата, фигурировавшая в предшествующее столетие как центр производства оружия, закрылась, мастера были переведены в Тулу и в строящийся Петербург. Изредка художественное оружие изготовлялось по частным заказам, на что заводы жаловались Петру, что, озабоченные изготовлением оружия военного, они должны отвлекаться на какие-то праздные заказы.

Рукоятка охотничьего ножа. Тула Во второй четверти XVIII века, с приходом к власти Елизаветы Петровны, стало активно развиваться производство охотничьего оружия - императрица была страстной охотницей. Также создается художественное оружие для дипломатических подарков. Так, в 1755, 1758 и 1764 годах турецким посланникам дарили ружья, пистолеты, кортики с золотым и серебряным декором, сделанные в Туле, которая в XVIII веке становится центром производства художественного оружия. Тульские заводы прославились сварочным булатом, из которого делали стволы охотничьих ружей. Сварочный булат, представляющий собой сварку железа и стальных полос в разных сочетаниях, был запатентован англичанином Уильямом Допейном в 1789 году, а в Туле сохранились образцы продукции из сварочного булата, датированные 1754 годом и даже раньше; там его называли `красное железо`.

Орнаментация на оружии XVIII века подчинялась стилю эпохи: в первой половине XVIII века это - барокко; оружие сплошь покрывалось пышным растительным орнаментом с крупными листами, завитками и маскаронами, в растительный орнамент включались также отдельные изображения животных и целые охотничьи сцены, а также гербы и портреты Петра I. Сплошным декором покрывались стволы, замки, казенная часть. Начиная с середины XVIII века, в орнамент вплетаются мотивы рококо: раковины, изящные и тонкие завитки, и т.д. В последней четверти XVIII века орнамент приобретает черты классицизма: ясность и симметрию; существеннейшую роль в декоре начинает играть пустая гладь металла - на стволах только изредка размещаются изящные орнаментальные пояски; декор же сосредотачивается на казенной части и у дула.

Тульское оружие XVIII века часто декорировали травленым орнаментом с позолотой и серебряной наводкой или насечкой по канфаренному с чернью фону. Ствол карабина с надписью `Тула 1745`, сделанный из сварочной стали `красного железа` с серебром, сплошь покрыт травленым лиственным орнаментом с медной наводкой. Среди орнамента размещены клейма с военными атрибутами и вензель Елизаветы Петровны под короной. Усиление травленого узора накладными орнаментальными мотивами - характерный прием тульских мастеров. Те предметы или их части, где было невозможно использовать чеканку изнутри, а именно: ружейные и пистолетные стволы, рукояти кинжалов и др., декорировали в технике обронной работы. Техника заключается в том, что фон выбивается снаружи, при этом орнамент рельефно выступает; фон потом канфарится и золотится.

Фрагмент ножа с декором Для второй половины XVIII века характерен высокий почти рельефный орнамент из мелких цветков, таушированным золотом или серебром. Обычные мотивы - ветки, розы, венки с лентами в овалах и др. Примером может служить ружье с надписями `Иван Пушкин` и `Аружейник`, созданное во второй половине XVIII века. Замок декорирован цветами, стволы уже гладкие - влияние классицизма. Другой пример - рукоять охотничьего ножа, декорированная веткой роз в овале, расположенном на фоне декора из стальных шариков. Декор в виде цветка выполнен в технике таушировки золотом. Изделие датируется 1770-80-ми гг.

По-видимому, Екатерине II принадлежало двуствольное ружье с воронеными стволами и позолоченной казенной частью, сделанное на Тульском оружейном заводе во второй половине XVIII века - ее вензель (E II) вплетен в декор. Ружье, возможно, было выполнено в качестве подарка императрице по случаю приезда в Тулу, (она приезжала в город дважды: в 1775 и в 1782 гг.).

На правой замочной доске ружья на темном вороненом фоне представлена Церера, богиня плодородия, льющая из кувшина воду в чашу, которую поддерживает мальчик. По сторонам - обелиски, военные атрибуты, цветы. На левой замочной скважине - аналогичная композиция, но с Фемидой, богиней правосудия, на троне, с весами, рядом с которыми на одном колене стоит амур. На прицельной планке изображены два крылатых гения, урна, одноглавый орел, а также расположена надпись `Lialin` - подпись мастера Тульского оружейного завода Ивана Лялина. На хвостовой планке - вензель Екатерины II. Ложа из слоновой кости декорирована орнаментом из цветочных гирлянд, листьев и завитков. Курки сделаны в виде птичьих голов. Это первое русское кремневое оружие, заряжающееся с казенной части металлическим патроном.

И.Лялин. Ружье. Тула В Москве также сохранилось оружейное производство, но сведений об этом, подтвержденных документально, пока не найдено. Единственное свидетельство - сохранившиеся предметы, например, крупнокалиберное ружье второй половины XVIII века, сделанное мастером Иваном Аристовым.

И. Аристов. Ружье. XVIII в. Ружье кремневое, гладкоствольное, на казенной части ствола изображен олень под деревом, над которым расположены раковина, рокайльные завитки и листья аканфа с собачьими мордами по сторонам. На стволе золотом наведено `J. Aристов`.

Замочная доска декорирована резным орнаментом из охотничьих атрибутов, курок - цветочной резьбой. На замочной доске награвировано `Аристов. Москва`.

И. Аристов. Ружье. XVIII в. Другой московский мастер XVIII века - Петр Пермяк. Сохранилось его двуствольное кремневое ружье. Стволы гладкие, у казенной части - граненые, на грани золотом насечен орнамент. На одном стволе написано `Петр Пермяк. Москва. 1765`. На другом - `Князю А.I. Кольцову Мосальскому`.

Курки и замочные доски декорированы гравировкой с изображением военных трофеев (знамен, пушек, барабанов). Ложе ореховое, с резным орнаментом. На шейке приклада врезана монограмма Мосальского под княжеской короной. Плоская и тонкая гравировка напоминает работу петербургской оружейной школы.

А. Петракова, "Русскiй Антикварiатъ"

В начало раздела "Оружие">>>


В начало раздела "Оружие">>>