Русское художественное оружие
История производства оружия и доспехов на Руси уходит корнями в глубокую древность. Оружие сопровождало людей на войне и охоте, им воевали, обменивались, дарили, награждали. Его даже передавали по наследству, к примеру, московский великий князь Иван Иванович в 1356 году завещал сыну Дмитрию шишак с каменьями и саблю, декорированную золотом и жемчугом.
Парадный топорик. XVI век.
У русских оружейников сложилась прочная традиция соотношения формы и материала; веками выкристаллизовывалось понимание выразительных возможностей различных материалов – дерева, стали, золота, серебра, кости – поэтому мастерами создавались своеобразные художественные ансамбли, где каждый материал приобретал свое звучание. Важная особенность декора оружия, которая является и большой сложностью, – ограниченность и неизменность плоскостей, отводимых для украшения; при этом декор, как в архитектуре, должен не маскировать, а выявлять конструкцию. Для украшения оружия на Руси использовались самые разнообразные художественные техники: ковка, литье, рельефная чеканка, басма, таушировка золотом и серебром, гравировка и резьба по металлу, инкрустация костью, чернь, многоцветная эмаль. При декоре оружия всегда соблюдалась мера – это было боевое оружие, а не «парадное». Для разных частей предметов применялись разные способы декора (при этом принимался во внимание характер поверхности, ее размеры, местоположение на предмете и т.д.). Плоскости клинков – гладкие блестящие поверхности – украшали золотой и серебряной насечкой, тонкой гравировкой, тиснением, прорезным орнаментом; ножны и казенную часть ствола у ружей – невысокой чеканкой и обронной работой; ружейные замки и рукояти холодного оружия делали в виде животных (ружья), голов птиц (шпаги), птиц и зверей (охотничье оружие).
Посольский топорик. XVII век.
Один из самых ранних примеров декорированного оружия – топорик Андрея Боголюбского, датируемый XII веком. Он сделан из стали, а по ней набито листовое серебро с орнаментом, выполненном в техниках черни и таушировки золотом. На одной стороне его изображено древо жизни, на другой – дракон. Таушировка (от немецкого Taushieren или итальянского tausia – украшение, расцветка) – декоративная техника обработки металла, инкрустация по металлу, род насечки: украшение оружия (мечи, щиты, доспехи), главным образом золотом, серебром, медью по стали. Техника таушировки известна двух видов: 1) более древний и дорогой способ: рисунок вырезается на предмете и инкрустируется золотом или серебром. 2) более простой и дешевый способ: рисунок набивается золотой или серебряной проволокой по слегка процарапанной поверхности.
Посольский топорик (фрагмент). XVII век.
Пример художественного оружия XV века – рогатина великого князя Бориса Тверского (1427-1461). Восьмигранная тулея рогатины обложена серебром и покрыта по канфаренному фону таушированными изображениями сцен придворной жизни, в т.ч. – сценами охоты. Боковые ребра и верхняя часть лекорированы лентой орнамента из завитков; наверху – надпись вязью.
В XVI веке с Востока в Россию поступают разнообразные изделия, в том числе и оружие. Булатная сталь в сочетании с тонким орнаментом и арабскими письменами вызывает интерес – появляются русские изделия с элементами восточного декора. Другой источник – Западная Европа, откуда приходят ренессансные орнаменты, например, акант. Парадный топорик XVI века декорирован резным орнаментом: на одной стороне представлены лев и единорог, на другой – лев и грифон. Рисунок очень четкий.
Бердыш. XVII век.
В XVI-XVII веке самым крупным центром производства русского художественного оружия была Оружейная палата в Москве, в которой в это время работают лучшие оружейники из всех городов России, а также приезжие мастера – немцы, поляки, персы. Это было сложное дворцовое многофункциональное ведомство, руководившее производством парадного оружия для царских охот, ведавшее оформлением посольских встреч и других церемоний, а также организацией производства оружия для русского войска. В начале XVIII века, с переносом столицы в Петербург кремлевские мастерские резко сократили производственную деятельность – лучшие мастера были переведены в новую столицу и в Тулу.
Мастера владели различными специальностями, в Оружейной палате были ствольники, которые украшали железные стволы обронным травным орнаментом с позолотой; замочники, которые декорировали курки резьбой в виде фантастических животных; ложевщики, инкрустировавшие ложи слоновой костью и перламутром; станочники, сабельники, седельники, наводчики. Некоторые мастера владели несколькими искусствами.
Около пятидесяти лет работал в Оружейной палате мастер Никита Воинов, делал шлемы, латы, ружья, пистолеты, ножи, украшенные золотой насечкой, резьбой, инкрустацией. Он прибыл в Москву в 1613 году из Мурома. Он учился у восточных мастеров в Константинополе, по возвращении занял должность мастера в Москве. В 1621 году делал шлем для царя Михаила Федоровича, декорированный коронами и золотыми «травами» и арабскими надписями, а также жемчугом и драгоценными камнями, вставленными в золотые гнезда, расписанные цветной эмалью. В 1663 году Никита Воинов делал орнаментированные нагрудные и спинные пластины для царя Алексея Михайловича. Умер мастер в 1664 году, его ученик Григорий Вяткин был ствольщиком.
Мастер Осип. Замок писолета. XVII век.
Сохранилось кремневое ружье мастера XVII века Осипа; граненый ствол его украшен у казенной части обронным орнаментом, наведенным золотом, и двуглавым орлом. Курок сделан в виде фантастического зверя. Ложа инкрустирована перламутром, замок декорирован резьбой. На замки дорогих ружей обычно шла привозная шведская сталь. На замочной доске – клеймо «Ocuus». Другой известный по изделию мастер XVII века – Елисей. Сохранилось его ружье со стволами, декорированными резным рельефным орнаментом. Замки с курками сделаны в виде птичьих голов, рукоять обита золотой чеканной пластиной с травами.
Мастер Елисей. Замок пистолета. XVII век.
Хотя политическая обстановка начала XVIII века активно способствовала развитию оружейного дела - шла война со Швецией - производство художественного оружия в России петровского времени находилось в состоянии упадка. Производившееся оружие имело чисто прикладное значение и не `отягощалось` художественными изысками - это было оружие военное. Что касается производства охотничьего оружия, то оно тоже было сведено до минимума, поскольку Петр I считал охоту не более чем праздной забавой. Оружейная палата, фигурировавшая в предшествующее столетие как центр производства оружия, закрылась, мастера были переведены в Тулу и в строящийся Петербург. Изредка художественное оружие изготовлялось по частным заказам, на что заводы жаловались Петру, что, озабоченные изготовлением оружия военного, они должны отвлекаться на какие-то праздные заказы.
Во второй четверти XVIII века, с приходом к власти Елизаветы Петровны, стало активно развиваться производство охотничьего оружия - императрица была страстной охотницей. Также создается художественное оружие для дипломатических подарков. Так, в 1755, 1758 и 1764 годах турецким посланникам дарили ружья, пистолеты, кортики с золотым и серебряным декором, сделанные в Туле, которая в XVIII веке становится центром производства художественного оружия. Тульские заводы прославились сварочным булатом, из которого делали стволы охотничьих ружей. Сварочный булат, представляющий собой сварку железа и стальных полос в разных сочетаниях, был запатентован англичанином Уильямом Допейном в 1789 году, а в Туле сохранились образцы продукции из сварочного булата, датированные 1754 годом и даже раньше; там его называли `красное железо`.
Орнаментация на оружии XVIII века подчинялась стилю эпохи: в первой половине XVIII века это - барокко; оружие сплошь покрывалось пышным растительным орнаментом с крупными листами, завитками и маскаронами, в растительный орнамент включались также отдельные изображения животных и целые охотничьи сцены, а также гербы и портреты Петра I. Сплошным декором покрывались стволы, замки, казенная часть. Начиная с середины XVIII века, в орнамент вплетаются мотивы рококо: раковины, изящные и тонкие завитки, и т.д. В последней четверти XVIII века орнамент приобретает черты классицизма: ясность и симметрию; существеннейшую роль в декоре начинает играть пустая гладь металла - на стволах только изредка размещаются изящные орнаментальные пояски; декор же сосредотачивается на казенной части и у дула.
Тульское оружие XVIII века часто декорировали травленым орнаментом с позолотой и серебряной наводкой или насечкой по канфаренному с чернью фону. Ствол карабина с надписью `Тула 1745`, сделанный из сварочной стали `красного железа` с серебром, сплошь покрыт травленым лиственным орнаментом с медной наводкой. Среди орнамента размещены клейма с военными атрибутами и вензель Елизаветы Петровны под короной. Усиление травленого узора накладными орнаментальными мотивами - характерный прием тульских мастеров. Те предметы или их части, где было невозможно использовать чеканку изнутри, а именно: ружейные и пистолетные стволы, рукояти кинжалов и др., декорировали в технике обронной работы. Техника заключается в том, что фон выбивается снаружи, при этом орнамент рельефно выступает; фон потом канфарится и золотится.
Для второй половины XVIII века характерен высокий почти рельефный орнамент из мелких цветков, таушированным золотом или серебром. Обычные мотивы - ветки, розы, венки с лентами в овалах и др. Примером может служить ружье с надписями `Иван Пушкин` и `Аружейник`, созданное во второй половине XVIII века. Замок декорирован цветами, стволы уже гладкие - влияние классицизма. Другой пример - рукоять охотничьего ножа, декорированная веткой роз в овале, расположенном на фоне декора из стальных шариков. Декор в виде цветка выполнен в технике таушировки золотом. Изделие датируется 1770-80-ми гг.
По-видимому, Екатерине II принадлежало двуствольное ружье с воронеными стволами и позолоченной казенной частью, сделанное на Тульском оружейном заводе во второй половине XVIII века - ее вензель (E II) вплетен в декор. Ружье, возможно, было выполнено в качестве подарка императрице по случаю приезда в Тулу, (она приезжала в город дважды: в 1775 и в 1782 гг.).
На правой замочной доске ружья на темном вороненом фоне представлена Церера, богиня плодородия, льющая из кувшина воду в чашу, которую поддерживает мальчик. По сторонам - обелиски, военные атрибуты, цветы. На левой замочной скважине - аналогичная композиция, но с Фемидой, богиней правосудия, на троне, с весами, рядом с которыми на одном колене стоит амур. На прицельной планке изображены два крылатых гения, урна, одноглавый орел, а также расположена надпись `Lialin` - подпись мастера Тульского оружейного завода Ивана Лялина. На хвостовой планке - вензель Екатерины II. Ложа из слоновой кости декорирована орнаментом из цветочных гирлянд, листьев и завитков. Курки сделаны в виде птичьих голов. Это первое русское кремневое оружие, заряжающееся с казенной части металлическим патроном.
В Москве также сохранилось оружейное производство, но сведений об этом, подтвержденных документально, пока не найдено. Единственное свидетельство - сохранившиеся предметы, например, крупнокалиберное ружье второй половины XVIII века, сделанное мастером Иваном Аристовым.
Ружье кремневое, гладкоствольное, на казенной части ствола изображен олень под деревом, над которым расположены раковина, рокайльные завитки и листья аканфа с собачьими мордами по сторонам. На стволе золотом наведено `J. Aристов`.
Замочная доска декорирована резным орнаментом из охотничьих атрибутов, курок - цветочной резьбой. На замочной доске награвировано `Аристов. Москва`.
Другой московский мастер XVIII века - Петр Пермяк. Сохранилось его двуствольное кремневое ружье. Стволы гладкие, у казенной части - граненые, на грани золотом насечен орнамент. На одном стволе написано `Петр Пермяк. Москва. 1765`. На другом - `Князю А.I. Кольцову Мосальскому`.
Курки и замочные доски декорированы гравировкой с изображением военных трофеев (знамен, пушек, барабанов). Ложе ореховое, с резным орнаментом. На шейке приклада врезана монограмма Мосальского под княжеской короной. Плоская и тонкая гравировка напоминает работу петербургской оружейной школы.
А. Петракова, "Русскiй Антикварiатъ"