Особенности декора златоустовского холодного оружия
Оружие на Златоустовской фабрике изготавливалось по определенным образцам, которые присылались из Петербурга. Но эти образцы касались только формы и размеров клинка, а не его декоративного оформления. Особенности декора златоустовского оружия целиком зависели от заводских художников. «При отделке оружия наблюдать, чтобы оное совершенно сходствовало с утвержденными образцами по форме», - сказано в одном из документов 1817 года. А в документе 1837 года: «В точности против данных образцов, с тем отличием, чтоб клинки сделаны были из булата с приличными украшениями».
Шашка драгунская офицерская детская образца 1841 года. 1858 г. Шашка казачья офицерская. 1866 г.
Первые изделия Златоустовской фабрики создавались под влиянием немецкого украшенного оружия, поскольку первыми мастерами были уроженцы Золингена и Клингенталя. Для декора этих изделий характерны мелкие узоры, военная арматура и сюжетные изображения (чаще всего с рыцарскими мотивами), разбросанные по всей поверхности клинка, не слитые в единую декоративную композицию. Первые златоустовские клинки украшали в 1815-1817 годах отец и сыновья Шафы, которые следовали немецким традициям.
Русские художники довольно быстро создали свое направление в украшении оружия, отличное от того, которое предлагали Шафы. Господствовавший в первой трети XIX века в России стиль ампир наложил определенный отпечаток на особенности декора златоустовского оружия этого периода.
Строгость и четкость композиционных решений, обращение к греческой и римской мифологии, использование аллегорий для прославления воинской славы и силы, могущества и непобедимости русских воинов – черты, характерные для декора златоустовского холодного оружия этих лет.
Златоустовские мастера создавали также и композиции из отечественного оружия, доспехов, прославленных в боях знамен и штандартов, воинских головных уборов и музыкальных инструментов; нередко они дополнялись изображениями герба России и царских вензелей. ]
Такие рисунки вписывались по вертикали в клинковую плоскость, на голоменях же имели горизонтальное расположение: центр занимал вензель, герб или щит, а вправо и влево от него размещались изображения знамен, копий, сабель, лавровых и пальмовых ветвей. Часто изобразительные мотивы вписывались в многоугольные и овальные рамки, окруженные дубовыми и акантовыми листами. Фигуры и профили греческих и римских воинов нередко дополняли композиции или, наоборот, занимали в них центральное место.
Из античных богов наиболее часто на клинках появлялась богиня войны и мудрости Афина, а также, как олицетвоерние победы, – Ника, крылатая дева с лавровым венком в руках. Важной составляющей украшения многих клинков были надписи, одновременно выполняющие роль декора и несущие смысловую нагрузку. Но наиболее характерной для стиля златоустовской гравюры на стали была тематическая направленность в украшении холодного оружия. Родоначальником ее стал мастер И. Н. Бушуев, который первым ввел в декор златоустовского оружия изображения сцен из русской истории и Отечественной войны 1812 года.
Палаш произвольный 1878 г. Палаш кирасирский офицерский образца 1826 года («Золотое оружие»).
1820-е – начало 1830- х годов были периодом наивысшего расцвета златоустовской гравюры на стали.
В этот период, благодаря талантам и усилиям таких выдающихся мастеров, как И. Н. Бушуеви Н. П. Бояршинов, были определены основные направления в искусстве златоустовских мастеров и воспитано достаточное количество специалистов по украшению холодного оружия.
В эти годы утвердилась тематическая направленность декора клинков, прославляющая победы России в войнах начала XIX века. Применение при изготовлении клинков на Златоустовской фабрике аносовского булата и обуховской стали, а также высокохудожественный декор прославили продукцию завода не только в России, но и в других странах.
Евопейские и восточные путешественники давали высокую оценку златоустовским клинкам.
Так, в 1843 году английский геолог Мурчинсон, путешествовавший по России, писал: «Откованные из выделываемой по способу г. генерал-майора Аносова литой и дамасской стали, искусно украшенные и изящно оправленные клинки, превосходят все виданное нами в этом роде». В эти годы клинки на Златоустовском заводе украшали батальными и историческими сценами из недавнего прошлого России, эпизодами охоты, античными богами и героями. Для златоустовского холодного оружия 1820-30-х годов характерны и художественные решения эфесов в форме головы льва, дракона, орла.
Начиная с 1830-х годов в декоре златоустовского оружия все большее место, с легкой руки Н. П. Бояршинова, начинают занимать орнаментальные мотивы. В эти годы художники отходят от тематических миниатюр и от строгости и четкости ампирного композиционного построения декора. Классицизм вытесняется эклектикой, для которой характерно смешение в пределах одного изделия элементов ранее существовавших стилей. На смену тонким изящным линиям приходит крупный рисунок, на смену простоте – пышная позолота и прихотливый высокий орнамент, в котором теряются отдельные изображения оружия и эмблем. В эти же годы возникает интерес к восточным мотивам, а также к изображению на клинках не современного, как раньше, а древнерусского оружия – секир, булав, алебард, протазанов, шестоперов, клевцов, самострелов и проч.
Кинжал кавказского типа. 1870-е гг. Кинжал охотничий. 1880-90-е гг.
В 1840-х годах мастера часто стремятся к сохранению чистой поверхности булатного клинка, с ее волнистыми и струйчатыми естественными узорами: в этом сказалось влияние восточного, в частности грузинского, оружия. Значительное внимание стало уделяться отделке ножен. Архивные документы дают описание ножен этих лет: с малиновым бархатом, позолотой, драгоценными камнями.
В последней трети XIX века в работах златоустовских мастеров наблюдается возврат к созданию тонких орнаментальных плетений на клинках и использованию сочетаний золочения с серебрением.
Такие приемы можно видеть на образцах так называемого «золотого оружия», например на шашке 1882 года, где лавровые ветви и листья отделаны серебром, а дубовая ветвь – золотом. «Золотым оружием» награждали офицеров за воинские подвиги. Эфес такого оружия выполнялся из золоченой меди или из чистого золота, а на дужке эфеса гравировалась надпись: «За храбрость».
Надписи играли существенную роль в декоре златоустовского холодного оружия. Кроме даты, имени мастера и слова «Златоустъ», на клинках писали девизы, наставления, имя владельца и проч. Если в первой трети XIX века надписи делались каллиграфической прописью, то начиная со второй половины столетия наряду с ней появляется древнеславянская пропись и даже славянская вязь. Геометрический или растительный орнамент, заполнявший поверхность клинка или обуха, разрывался окнами, в которых размещались надписи и изображения. Сама надпись одновременно была и декором, и важной смысловой составляющией. Это были наставления («Вот, тебе, друг, меч булата, рази врага и супостата»), прославляющие надписи («Слава нам – страх врагам»), тексты песен («Знают турки, знают шведы и про нас известен свет...»), памятные надписи и др.
Общение златоустовских мастеров с мастерами других оружейных центров России привнесло в златоустовское оружие новые приемы декора. Например, появились так называемые ажурные клинки, орнаментированные фигурными сквозными отверстиями, иногда еще и заполненными глазурью. Влияние кавказских оружейников, у которых с 1830 по 1834 год обучались несколько златоустоских мастеров, сказалось главным образом на изготовлении кинжалов. На заводе стали использовать кавказские и дагестанские орнаментальные мотивы, такие как «тутта» (ветка) – вертикальный стержень с симметрично расположенными по ее сторонам стилизованными растительными завитками и «мархарай» (заросли) – асимметричный орнамент на основе спирали. Кубачинские мастера выполняли такие орнаменты насечкой, златоустовские же художники – в традиционной для них технике травления с золочением.
В 1880-90-е годы художники Златоустовской фабрики наравне с традиционным декором начинают вводить в орнаментальное украшение клинков изображения отечественных цветов, плодов и трав (ромашек, колосьев, колокольчиков и т. п.) Кроме того, возрождаются сюжетные изображения на клинках: пейзажи с животными, охотники с собаками, озера с дичью и домиками рыбаков. Особенно искусно ими украшались клинки и ножны охотничьих ножей и кинжалов. Некоторые художники пытались возродить характерные для первой трети XIX века изображения батальных сцен.