Логотип
Tefal

Аккордная распродажа

18 и 19 сентября 2008 года в Лондоне состоятся беспрецедентные торги: аукционный дом Sotheby`s выставил на продажу коллекцию русского искусства XVIII-XX веков знаменитой четы -- Галины Вишневской и Мстислава Ростроповича. По утверждению организаторов аукциона, это самая значительная частная коллекция русского искусства, когда-либо попадавшая на публичные торги. Предварительная оценка ее составляет $26-40 млн. О том, что удалось собрать знаменитым музыкантам, рассказывает Милена Орлова.


Известие о том, что вдова всемирно известного дирижера, виолончелиста и диссидента Мстислава Ростроповича певица Галина Вишневская решилась выставить на торги собранную ими коллекцию русского искусства, стало сенсацией. Супруги не афишировали свое увлечение антиквариатом, не участвовали в выставках, поэтому о составе их собрания имели представление лишь отдельные вхожие в дом эксперты.

По уверениям Галины Вишневской, решение расстаться с сокровищами, накопленными на протяжении 30 лет, было принято ею совместно с супругом еще до его смерти в апреле 2007 года, поскольку они решили осесть в России. На аукцион будет выставлено художественное содержимое двух их зарубежных квартир -- лондонской и парижской. Поначалу в аукционе планировалось участие около 350 лотов, но за месяц до торгов их число было увеличено до 450. В этой новой сотне оказались такие шедевры, что сумма предполагаемой выручки выросла с первоначальных $3 млн до $26-40 млн. Sotheby`s будет продавать предметы из коллекции на трех сессиях два дня.

Собственно, к коллекционированию знаменитых музыкантов подвигла вынужденная эмиграция из СССР в 1974 году. После лишения советского гражданства в 1978 году чета уже не чаяла вернуться на родину. И для Галины Вишневской, по ее словам, было важно воссоздать в их парижской квартире на авеню Жорж Мальзерб атмосферу "русского дома": "Я хотела получить свой кусочек России -- мой Петербург" (певица родилась в Ленинграде). Это ностальгическое желание объясняет необычайный тематический разброс коллекции, в которую попадало все, что так или иначе ассоциируется с Россией и с традиционным русским стилем жизни: от императорских реликвий до изделий народных промыслов (холмогорская резьба по кости, ярославская финифть, дятьковские лаковые шкатулки), от мебели до картин, от фарфора до театральных эскизов. Обложку каталога украшает двуглавый орел -- увеличенный фрагмент стеклянной рюмки с гравировкой, разворот -- портреты российских государей: от Петра I до Николая II. Именно эта дореволюционная Россия и интересовала собирателей больше всего.

Многое коллекционеры приобретали у парижских антикваров (в частности, в известном магазине Поповых), кое-что им удалось купить непосредственно у наследников художников или отпрысков аристократических русских семей, осевших на Западе, но большая часть собрания попала в руки музыкантов с аукционов. По признанию Вишневской, она любила сама торговаться на аукционах: "Это очень азартное занятие". Первым в собрании стал портрет Николая II кисти Валентина Серова, купленный у коллекционера и антиквара Льва Гринберга, консультировавшего коллекционеров-неофитов. Одним из главных советчиков музыкантов был скончавшийся в этом году художник Сергей Есаян, известный нонконформист, одним из первых в советское время уехавший в Париж. Возможно, именно благодаря ему в коллекции появились работы неофициальных художников 1960-х годов Владимира Вейсберга, Владимира Немухина, Анатолия Зверева. Но не они задают тон торгам.

Императрицы и фарфор

Особую страсть Галина Вишневская питает к фарфору ("Я вижу крепостную девушку: сидит она, песни поет, при свете лучины разрисовывает чашку, или вазочку, или тарелки; в этих вещах -- ее мечта"), и ей удалось собрать редчайшие образцы изделий русских фабрик, прежде всего Императорского фарфорового завода.

 Топ-лоты этой части коллекции -- императорские сервизы: чайный фарфоровый сервиз Екатерины II из 16 предметов, украшенный ее вензелями и профильными портретами в технике гризайля (эстимейт $407-610 тыс.), и набор предметов из сервиза, изготовленного для фаворита императрицы Григория Орлова. Дарованный гвардейскому офицеру императрицей и расписанный сценками из жизни артиллерийского лагеря, когда-то этот сервиз включал 300 предметов. На торги выставлено еще несколько реликвий, связанных с именем Григория Орлова. Особый интерес представляет табакерка, на крышке которой молодой румяный граф изображен в голубом халате. Подарок служил знаком особой милости императрицы. Такие вещицы уже тогда стоили дорого -- 20 рублей за штуку, таков был годовой заработок мастера, их расписывавшего. Сейчас за нее просят $300-400 тыс.

Подобная табакерка хоть и более раннего времени -- елизаветинской эпохи, но не с портретом фаворита, а с забавным изображением мопсов, смотрящихся в зеркало, стоит несколько дешевле -- около $150 тыс. Атмосферу царского двора XVIII века должны поддержать и портреты российских императоров работы иностранных мастеров и их русских учеников, во множестве представленные в коллекции. Возможно, царственный имидж и повадки самой Галины Вишневской во многом вдохновлены парадными портретами русских императриц, которые она коллекционировала.


Аристократы и большевики

Топ-лотами второй сессии торгов, посвященной искусству первой половины XIX века, обещают стать картины. Коллекционерам удивительно повезло с портретом Прасковьи Бестужевой, четверо из детей которой участвовали в восстании декабристов, написанным в 1806 году Владимиром Боровиковским. Вещей этого мастера практически нет на рынке, и эта работа считалась утерянной.


Другая уникальная картина -- портрет Авроры Демидовой, супруги промышленника Павла Демидова, роковой красавицы пушкинской эпохи. Неудивительно, что ею заинтересовался Карл Брюллов: родившаяся в Хельсинки и ставшая фрейлиной при русском дворе, она обладала так любимым художником типом южной жгучей красоты. Аврора Демидова запечатлена художником в самом расцвете лет в модном в 1836 году ориентальном наряде -- с тюрбаном на голове. Портрет передавался по наследству и впервые попал на Sotheby`s в 1995 году, где его и приобрели коллекционеры у отпрысков сербской династии Карагеоргиевичей.

 

 

 

 

К разряду шедевров музейного уровня относится и этюд головы старика к "Явлению Христа народу" Александра Иванова. Подготовительные картины к гигантскому холсту имели для художника самостоятельную ценность, большинство из них попало в Третьяковку. Специалистам известен лишь еще один этюд, хранящийся в частном собрании. 

Привлекают внимание и подборки картин, связанных с именами Василия Тропинина и Алексея Венецианова. Эти живописцы были так популярны, что имели подражателей. "Гитарист", приписываемый Тропинину, оценен в $300-400 тыс.

Картина самого Венецианова "Первые шаги (Крестьянка с ребенком)" получила эстимейт $1-2 млн. Художник сделал несколько картин на этот умилительный сюжет (один из вариантов находится в Русском музее, другой -- в Третьяковской галерее), но лишь ныне выставленная на торги имеет его подпись. В Лондоне будут продаваться во множестве и фарфоровые фигурки "народных типов" (эстимейты -- от $1 тыс. до $5 тыс.), многие из которых сделаны по мотивам картин Венецианова.

В большом количестве представлен Илья Репин -- 22 работы. Самые примечательные из них -- портрет Корнея Чуковского, написанный в 1910 году фирменными широкими репинскими мазками, и картина "Большевики" 1918 года, свидетельствующая о, мягко говоря, неоднозначном отношении патриарха русского реализма к новой власти. Художник буквально живописал ее оскал -- лица персонажей в грязно-коричневых шинелях напоминают звериные рыла. Настрадавшимся от советской власти коллекционерам-музыкантам должен был импонировать этот критический гротеск.

Венчает вторую сессию торгов великолепный серовский портрет князя Феликса Феликсовича Юсупова. Валентин Серов писал знаменитого аристократа в его имении Архангельское несколько раз. Более известен парадный конный портрет князя из Русского музея. На том, что выставлен на торги, князь изображен держащим лошадь под уздцы и с непарадной папироской в руках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Крестьяне и ангелы

С репинскими "Большевиками" перекликается и эпохальное произведение эмигранта Бориса Григорьева "Лики России". Эту монументальную работу организаторы торгов вынесли в топ-лоты всего аукциона, назначив цену $3-4 млн. Приведенная в аукционном каталоге оценка некоей американской искусствоведки ("величайшее произведение искусства послереволюционной России"), конечно, явное преувеличение, тем не менее это картина действительно знаковая для всего творчества художника и, возможно, символичная для большей части русской эмиграции. Борис Григорьев сделал много подготовительных этюдов для "Ликов России", некоторые из них появлялись на аукционах. Написанная в 1917 году, картина впервые была выставлена в Париже в 1921-м и вызвала бурную полемику. Так, Алексей Толстой обозвал ее персонажей "застывшими истуканами лапотной России". В это время многие художники -- от Павла Филонова, Казимира Малевича до Павла Корина -- пытались создать некий обобщающий образ России на переломе эпох, и попытка Бориса Григорьева одна из самых впечатляющих. О виртуозном мастерстве Григорьева говорит и входящий в десятку топ-лотов портрет Васьки Пепла из пьесы Горького "На дне".

Еще одно произведение, на которое делают особую ставку аукционисты,-- мистическое "Сокровище ангелов" Николая Рериха. Предполагается, что это эскиз неосуществленной настенной росписи для храма в Талашкине. Рерих изобрел новую иконографию и поместил ангельский сонм в условный русский пейзаж -- с монастырями, соснами и птицами сирин. Ангелы охраняют "краеугольный камень", на котором, по выражению художника, "мир стоит". Написанная в 1905 году и привезенная в 1920 году в Америку, картина долгое время была одним из главных экспонатов Музея Рериха в Нью-Йорке. Коллекционеры приобрели ее на аукционе Sotheby`s в 1998 году за {pound}287 тыс., с тех пор она подорожала примерно в три раза -- нынешний эстимейт составляет {pound}800 тыс.--1 млн 200 тыс. ($1,6-2,4 млн).

Продажа коллекций знаменитостей -- особый аукционный жанр. Как правило, в таких случаях стоимость выставленного на торги возрастает и благодаря славе владельцев. Так, например, случилось с некоторыми вещами из коллекции Федора Шаляпина, проданными значительно дороже эстимейтов на аукционе 2003 года. Можно не сомневаться, что распродажа коллекции Ростроповича и Вишневской принесет сенсации. Ведь, как заметила в своей статье в каталоге аукциона Галина Вишневская, "особо ценно и то, что это не только произведения искусства, это вещи, которые были когда-то отобраны нами и согревали наши души". Важное замечание, ведь шедевры составляют не так уж много из 450 лотов коллекции. Основная ее часть дорога именно своим провенансом из легендарной семьи.

Топ-10

Место

Автор

Произведение

Эстимейт ($)

1

Борис Григорьев
(1886-1939)

"Лики России" (1917-1918)

3,05-4,08 млн

2

Валентин Серов

Портрет князя Феликса

1 млн 630 тыс.

 

(1865-1911)

Феликсовича Юсупова (1909)

-3 млн 50 тыс.

3

Николай Рерих
(1874-1947)

"Сокровище ангелов" (1905)

1,6-2,4 млн

4

Карл Брюллов

Портрет Авроры Демидовой

1 млн 630 тыс.

 

(1799-1852)

(1836)

-2 млн 440
тыс.

5

Алексей Венецианов

"Первые шаги (Крестьянка с

1,02-2,04 млн

 

(1780-1847)

ребенком)" (1839)

 

6

Александр Иванов

Этюд головы старика к

1,02-2,04 млн

 

(1806-1858)

"Явлению Христа народу"

 

7

Борис Григорьев

Портрет Петра Бакшеева в роли

1,02-1,43 млн

 

(1886-1939)

Васьки Пепла из пьесы Максима
Горького "На дне" (1920)

 

8

Владимир

Портрет Прасковьи Михайловны

800 тыс.-1 млн

 

Боровиковский
(1757-1825)

Бестужевой (1806)

200 тыс.

9

Императорский

Набор фарфоровых предметов из

715 тыс.-1 млн

 

фарфоровый завод

Орловского сервиза (1760-е
годы)

120 тыс.

10

Илья Репин

Портрет Корнея Чуковского

610 тыс.-1,02

 

(1844-1930)

(1910)

млн

 

ЖУРНАЛ "ДЕНЬГИ" 

В начало раздела "Живопись и графика">>>