Антиквариат скандал!
Сезон 2005/06 года войдет в историю российского антикварного рынка – но не рекордами продаж. Осенью 2005 года арест антикваров по обвинению в продаже подделок представлялся просто скандалом. К лету 2006-го стало ясно: это не просто частный случай, и речь идет даже не о падении арт-рынка, а о дискредитации истории русского искусства. Комментирует ТАТЬЯНА Ъ-МАРКИНА.
Нынешняя ситуация с подделками картин русских художников XIX века по масштабу может сравниться разве что с историей конца 1990-х, когда рынок захлестнули подделки под русский авангард начала ХХ века. Их стало так много, что аукционные дома перестали его продавать, а коллекционеры – покупать. Прошло почти десять лет, но до сих пор любая картина Казимира Малевича, Михаила Ларионова или Александры Экстер, выставленная на продажу, вызывает страшную настороженность, которую не в силах поколебать ни технологические экспертизы, ни провенансы. Но тот скандал с авангардом ассоциируется больше с далекими от Москвы лондонскими аукционами русского искусства. Скандал же с русской живописью случился прямо здесь, причем он стал неприлично публичным – владельцев антикварной галереи "Русская коллекция" Татьяну и Игоря Преображенских задержали 16 октября 2005 года, предъявили обвинение в "мошенничестве в особо крупном размере" и посадили под арест. Суть обвинения заключалась в том, что антиквары продали коллекционеру Валерию Узжину несколько картин русского передвижника Александра Киселева, "сделанных" из гораздо более дешевых работ западноевропейских художников XIX века. Дело не закрыто, совсем недавно суд очередной раз отказался выпустить супругов Преображенских из-под стражи.
Случай с антикварами Преображенскими оказался действительно частным – десять проданных ими картин лишь капля в море подделок, поступающих на российский антикварный рынок. Первым публично описал ситуацию эксперт Владимир Петров, который продемонстрировал ошеломленной публике пары "картинок" – исходную западноевропейскую (из каталогов вполне публичных западных аукционов) и полученную из нее путем доработки "русскую", из тех, что приносили к нему на экспертизу. Большинство полотен имели положительные экспертные заключения, некоторые – самого Владимира Петрова. Снова случился скандал, который, как ни странно, никакого продолжения не имел – кроме того, что эксперт Петров некоторое время вынужден был передвигаться с охраной.
Подделки под произведения искусства появились одновременно с самим искусством. Как только спрос превышает предложение – рождается фальсификация. Так случилось, например, во времена Возрождения, когда не собирать антики означало попросту быть дураком. Настоящих древнегреческих скульптур, ваз и чаш не хватало – поэтому для жаждущих коллекционеров их делали свеженькие. Подделками пробавлялись даже Микеланджело и Бенвенуто Челлини, причем оба потом скорее гордились, чем стыдились содеянного. Новый всплеск имитаций случился в эпоху классицизма – когда итальянские скульпторы ваяли из мрамора прекрасные скульптуры, зарывали их в землю, а потом специально нанятый крестьянин выкапывал "антик" на своем поле. Попадались на удочку даже музеи – например, Австрийский исторический музей в Вене только в 1986 году обнаружил, что знаменитый бронзовый "Юноша", хранившийся в коллекции с 1806 года и считавшийся древнеримским, сделан в XVI веке. Потом была скифская золотая лихорадка рубежа XIX-XX веков. В 1895 году музей Лувра купил за огромные деньги золотую тиару скифского царя Сайтаферна – ее нашли антиквары братья Гохман недалеко от Очакова. Спустя семь лет оказалось, что великолепную тиару сделал, пользуясь картинками из общедоступного атласа по истории искусства, ювелир из Одессы Израиль Рухомовский. В 1937 году в предместьях Парижа обнаружили целую фабрику, поставлявшую в Америку и Англию десятки "древних" икон.
Но то, что случилось теперь, это принципиально иная ситуация. Высокий технологический уровень подделок (когда экспертиза не может ее "увидеть"); огромное количество подделок (по сведениям эксперта, речь идет о более чем трехстах фальшивках); изобретательность в составлении "легенды" картины и сопровождающего материала, халтурность нашей экспертизы, наконец (значительное число подобных картин имеют экспертизы государственных музеев, в первую очередь ГТГ). Но еще одно отличие, которое переводит ситуацию из катастрофической для арт-бизнеса в ситуацию катастрофическую для искусства. Трех сотен картин неплохих западноевропейских художников уже нет. Вместо них на наших стенах висят триста плохих картин, приписанных хорошим русским художникам.
< p>
Карл Фебюр. «Крестьянский дом у реки». Аукцион Neumeister, Мюнхен, эстимейт €4 тыс.
< p>
Лев Каменев. «Пейзаж», Москва, 2004 год
< p>
Иосиф Крачковский. «Цветущая сирень», Москва, 2005 год
< p>
Эдвард Петерсен. «Сирень под солнцем», 1910 год. Аукцион Bruun Rasmussen, Копенгаген, июнь 2004 года, эстимейт €17–10 тыс.