Эдгар Дега (1834-1917). Коллекция картин.
Эдгар Дега родился в Париже в семье аристократа, который успешно занимался бизнесом, но умер в 1873 году, весь в долгах. Воспитанный на живописи великих мастеров в Лувре и в Италии, где он проявил особый интерес к произведениям Раннего Возрождения – Джотто, Гирландайо, Мантенья, Беллини, а также Паоло Веронезе, Дега, открыв мастерскую, задумывает ряд исторических полотен, что связано и с необходимостью выставиться в Салоне ради официального признания. Несмотря на самую кропотливую работу, он по-настоящему не закончил ни одного из крупных полотен.
В это время (1861) Дега встретился с Эдуардом Мане, который был старше его всего на два года, практически сверстники, для которых торные пути академизма оказались чуждыми. У Мане уже были последователи, будущие импрессионисты, но Дега, как и Мане, не увлекается новыми приемами работы на открытом воздухе. Для него слишком важны рисунок, основа классической живописи, и взвешенность замысла. Если импрессионисты увлекались неуловимой игрой света, Дега исходил из натуры, улавливая тоже неуловимое – движение, не просто жест.
Смерть отца вынудила Дега заплатить часть его долгов (у него были братья, которые, играя на бирже хлопка в США, возможно, разорили отца) и впервые задуматься о продаже своих картин. В это время, весьма кстати, началась серия выставок импрессионистов (с 1874 по 1886 гг.), на которых участвовал и Дега. В продаже своих картин художник проявил деловую хватку, по семейной традиции.
Исторические темы классического искусства остались в прошлом. Как Мане и импрессинисты, Дега исходит из впечатлений текущей жизни и искусства. Его привлекает балет, это ведь движение, мир грации и женственности, сама жизнь во всех ее проявлениях.
«Меня называют живописцем танцовщиц», - писал Дега и добавлял. - «Балерины всегда были для меня лишь предлогом, чтобы изобразить замечательные ткани и ухватить движение». Примечательна запись в «Дневнике» Эдмона де Гонкура от 13 февраля 1874 года как свидетельство начинающейся известности Дега: «Вчера я провел целый день в мастерской удивительного художника по имени Дега. После множества попыток, опытов, прощупываний во всех направлениях он влюбился во все современное, а в этой современности остановил свой взгляд на прачках и танцовщицах. В сущности выбор не так уж плох. Все - белое и розовое; женское тело в батисте и газе - самый очаровательный повод для применения светлых и нежных тонов…
Перед нашими глазами проходят танцовщицы… Картина изображает балетное фойе, где на фоне светлого окна вырисовываются фантастические очертания ног танцовщиц, спускающихся по лестнице; среди всех этих раздувающихся белых облаков реет красное пятно шотландки, и резким контрастом выступает смешная фигура балетмейстера. И перед нами предстают схваченные в натуре грациозные изгибы тел, повороты и движения этих маленьких девушек.
Художник показывает свои картины, время от времени дополняя пояснения воспроизведением какой-нибудь хореографической фигуры, имитацией, говоря языком танцовщиц, одной из арабесок. И поистине забавно видеть, как он, стоя на носках, с занесенными над головой руками, смешивает эстетику танца с эстетикой живописи, рассуждая о нечистых тонах Веласкеса и силуэтности Мантеньи.»
Дега говорил импрессионистам: «Вам нужна жизнь естественная, мне - искусственная». Но тут речь не столько о пленэре, не об освещении, а об искусстве, о среде обитания горожан, посетителей кафешантанов, балета, или тех же прачек и женщин, наводящих красоту одежд и тела. Не следует думать, что художник был эротоманом, к обнаженному женскому телу, как и танцовщицам, у него интерес чисто эстетический, художнический, иначе все эти серии как любительство были бы нестерпимы. Его увлекали неуловимые движения балерины или женщины за туалетом, грация и красота жизни без тени сентиментальности и красивости салонной живописи.
Дега был маленького роста, обычно сдержанный, бывал и вспыльчив. Близкие находили его неуклюжим по манере высказываться прямо и даже ворчать. При этом отмечали в Дега талант мимического актера и даже клоуна. Французский художник мне напоминает характер Валентина Серова.
Дега не был женат. О взаимоотношениях художника с танцовщицами и натурщицами нет никаких сведений, что говорит о безупречности его поведения по отношению к своим моделям. Предполагают, что Дега получал наслаждение не от полового акта, а созерцания женского тела. Одно не исключает другое, тем более для художника, который испытывал катарсис лишь в итоге упорного труда. Другие высказывают предположения, что Дега удовлетворял интимные потребности с проститутками, сходясь с ними инкогнито. Видите ли, ему с юности хотелось быть «знаменитым и неизвестным», с его же слов.
В технике пастели, что соответствовало таланту рисовальщика, Дега достиг непревзойденного мастерства, что стало ему опорой с ослаблением зрения, из-за чего он занялся и скульптурой. Красочная, переливчатая палитра схватывает и воссоздает движение. «Голубые танцовщицы» - это одна из картин Дега, запавшая мне в душу еще в юности, один из его удивительных шедевров.
Дега говорил: «Надо иметь высокое представление об искусстве; не о том, что мы делаем в настоящий момент, а о том, чего бы хотели в один прекрасный день достичь. Без этого не стоит работать». Огюст Ренуар: «Дега был прозорлив. Не скрывался ли за черным сюртуком, твердым крахмальным воротничком и цилиндром самый революционный художник во всей новой живописи?» Здесь речь не столько о технике живописи, а о содержании творчества художника, о демократизме его мировосприятия.
Эдмон Гонкур писал о Дега: «Человек в высшей степени чувствительный, улавливающий самую суть вещей. Я не встречал еще художника, который, воспроизводя современную жизнь, лучше схватывал бы ее дух». Кто-то находит Дега бесстрастным наблюдателем, фиксирующим лишь свои впечталения в красках, о тех же женщинах, между тем Берта Моризо утверждала, что Дега «искренне восхищался человеческими качествами молоденьких продавщиц в магазине». Пастели Дега примечательны не только причудливой игрой красок, но и достоинством его моделей, самозабвенно занятых своим делом, ведь и танцы как на репецитиях, так и на сцене труд.
«В течение всей своей жизни, - писал Поль Валери, - Дега искал в изображении обнаженной фигуры, рассмотренной со всех точек зрения, в невероятном количестве поз, во всевозможных движениях, ту единственную систему линий, которая выразила бы с величайшей точностью не только данный миг, но и наибольшее обобщение. Ни грация, ни мнимая поэзия не входят в его цели. Его произведения ничего не воспевают. В работе надо оставлять какое-то место случаю, чтобы могли возникнуть некие чары, возбуждающие художника, завладевающие его палитрой и направляющие его руку. Но Дега, человек по своему существу волевой, не удовлетворяющийся никогда тем, что получается сразу, обладавший слишком критическим умом и слишком воспитанный величайшими мастерами, - никогда не отдавался непосредственному наслаждению в работе. Мне нравится эта суровость».
Эти черты были присущи в высшей степени и Серову. Это гуманизм эпохи, возможно, высший взлет европейской культуры.
"Ария собаки" 1877 Собрание Хэймейера, Нью-Йорк
"Звезда" 1877 Музей д'Орсе, Париж
"Певица с перчаткой" 1878
"Абсент" 1876, Музей д'Орсе, Париж
"Ванная" 1885, Музей Хилл Стид, Фармингтон
"Причесывающаяся женщина" 1885, Эрмитаж, Санкт-Петербург
"Мисс Лала в цирке Фернандо" 1879, Национальная галерея, Лондон
"Семья Беллелли" 1858
Ранний период. 1854-1861
"Хлопковая биржа" 1866-1868
"Мадам Валпинсон с хризантемами"
"Портрет мисс Кэссет" 1878
"Площадь Согласия. Шуршат колёса экипажа"
" Эдмон и Тереза Морбилли"
"Рысаки у трибуны" 1866-1868
"Гладильщица"
"Гладильщицы"
"Интерьер (Изнасилованная)" 1869
"Магазин дамских шляп"
"У модистки"
"У модистки"
"На скачках"
"На скачках в Каунтри"
"На пляже"
"На балете"
"Оркестр"
"Оркестровая яма"
"Эдмон Дуранти"
"Балерина и женщина с зонтом" 1882
"Четыре танцовщицы" 1884
"Кабаре «Амбассадор»" 1876
"Туалет" 1885
"Женщина в ванне" 1885
"Женщина, моющая спину" 1886
"Женщина, выходящая из ванны"
"Причесывающаяся женщина" 1887-1890
"После купания" 1885
"Женщина, вытерающаяся после умывания"
"Женщина за туалетом"
"После умывания" 1884
"Прима" 1877
"Балерины на поклонах" 1885
"Арлекин и Коломбина" 1886
"Балетный класс мадам Кардиналь"
"Балетная школа" 1877
"Финал арабеска" 1877
"Отдыхающая танцовщица"
"Танцавщица с тамбурином"
"Танцовщицы"
"Танцовщицы на подмостках. Поклоны"
"Пейзаж с танцовщицами"
"Танцовщица в зелёном"
"Класс"
"Три танцовщицы в репетиционном зале" 1873
"Танцовщицы"
"Урок танца" 1872
"Танцовщица у станка" 1880
"Репетиция на сцене"
"Танцовщицы, занимающиеся у станка"
"Две юные танцовщицы "
"Балет на сцене парижской Оперы"
"Балетная сцена"
"Две танцовщицы" 1898-1899
"Маленькая четырнадцатилетняя танцовщица"
"Репетиция"
"Сидящая балерина" 1879-1880
"Три русские танцовщицы"
"Танцовщица" Эрмитаж
"Танцовщицы в розовом" 1880-1885
"Балетная репетиция"
Эдгар Дега "Побережье в Эббе"
В начало раздела "Живопись и графика">>>