Логотип
Tefal

Антонис Ван Дейк. Коллекция картин.

После Рембрандта и Рубенса это один из самых блестящих художников, привлекающих наше внимание в Эрмитаже, что подтверждает коллекция его картин из музеев мира.

(310x400,
Антонис Ван Дейк родился 22 марта 1599 в Антверпене, был седьмым ребенком в семье богатого торговца тканями Франса Ван Дейка, который был дружен со многими художниками Антверпена. В 1609 в 10-летнем возрасте его отдают в мастерскую известного живописца Хендрика ван Балена (1574/75–1632), писавшего картины на мифологические темы.
В 1615–1616 Ван Дейк открывает собственную мастерскую. К ранним работам относится его Автопортрет (ок. 1615, Вена, Музей истории искусств), отличающийся изяществом и элегантностью. В 1618–1620 создает цикл из 13 досок, изображающих Христа и апостолов: Св. Симон (ок. 1618, Лондон, частное собрание), Св. Матфей (ок. 1618, Лондон, частное собрание). Выразительные лица апостолов написаны в свободной живописной манере. Сейчас значительная часть досок этого цикла рассеяна по музеям всего мира. В 1618 Ван Дейк был принят мастером в гильдию живописцев Святого Луки и, уже имея собственную мастерскую, сотрудничает с Рубенсом, работает как помощник в его мастерской.

Автопортрет Конец 1620-х — начало 1630-х

С 1618 по 1620 Ван Дейк создает произведения на религиозные темы, часто в нескольких вариантах: Коронование терновым венцом (1621, 1-й берлинский вариант – не сохранился; 2-й – Мадрид, Прадо)

(595x699,

Коронование терновым венцом 1620-е

(567x699,

Принц Уэльский в доспехах (будущий король Карл II) ок. 1637

(467x698,

(573x699,

Семейный портрет

(600x494,

Автопортрет с сэром Эндимионом Портером Ок. 1633

Амур

Амур и Психея 1638
(699x623,

Леди Элизабет Тимбелби и Дороти, виконтесса Андоверская

(415x698,

Люси Перси, графиня Карлайл 1637

(634x447,

Эскиз, изображающий принцесс Елизавету и Анну

(414x699,

Джеймс Стюарт, герцог Леннокс и Ричмонд 1632

(549x698,

Карл I на охоте

(468x699,

Маркиза Бальби 1625

(517x699,

(400x334,

Карл I , тройной портрет 1625

(464x699,

Маркиз Антонио Джулио Бриньоле – Сале 1625

(505x698,

Мария Кларисса, жена Яна Вовериуса, с ребенком 1625

В Англии господствующим жанром в живописи был портрет, и работа Ван Дейка в этом жанре в Англии стала значительным событием. Основными заказчиками был король, члены его семьи, придворная знать. К шедеврам Ван Дейка относится Конный портрет Карла I с сеньором де Сент Антауном (1633, Бакингемский дворец, Королевские собрания). Выделяется парадный Портрет Карла I на охоте (ок. 1635, Париж, Лувр), показывающий короля в охотничьем костюме, в изысканной позе на фоне пейзажа. Известен т.н. Тройной портрет короля (1635, Виндзорский замок, Королевские собрания), на котором король показан в трех ракурсах, т.к. предназначался для отсылки в Италию, в мастерскую Лоренцо Бернини (1598–1680), которому было заказано создать бюст Карла I. После того, как в 1636 выполненный Бернини бюст (не сохранился) был доставлен в Лондон и вызвал фурор при английском дворе, королева Генриетта Мария тоже пожелала иметь собственное скульптурное изображение. Всего Ван Дейк писал королеву более 20 раз, но для этого замысла он создал три ее отдельных портрета, среди которых самый значительный Портрет Генриетты Марии с карликом сэром Джефри Хадсоном (1633, Вашингтон, Национальная галерея искусств). Но, видимо, они так и не были отосланы, и эта идея не была воплощена в жизнь. Ван Дейк в 1635 получает заказ на написание картины с изображением детей короля Трое детей Карла I (1635, Турин, Галерея Сабауда), которая позже была отослана в Турин, и считающаяся шедевром детского портрета. В том же году он повторяет картину, а два года спустя создает полотно Пятеро детей Карла I (1637, Виндзорский замок, Королевские собрания).

В этот период Ван Дейк пишет эффектные портреты придворных, создал портретную галерею молодых английских аристократов: Принц Карл Стюарт (1638, Виндзор, Королевские собрания), Принцесса Генриетта Мария и Вильгельм Оранский (1641, Амстердам, Рейксмузеум), Портрет королевских детей (1637, Виндзорзорский замок, Королевские собрания), Портрет Филиппа Уортона (1632, Санкт-Петербург, Эрмитаж), Портрет лордов Джона и Бернарда Стюартов (ок. 1638, Хэмпшир, Собрание Маунтбеттена).

К концу 30-х им созданы превосходные мужские портреты, великолепные по решению и психологической характеристике, строгие и правдивые: Портрет сэра Артура Гудвина (1639, Дербишир, Собрание герцога Девонширскиго), Портрет сэра Томаса Чалонера (ок. 1640, Санкт-Петербург, Эрмитаж).

(603x699,

Отдых на пути в Египет 1625

(699x466,

Триумф Силена 1625

(699x397,

Самсон и Далила 1625

(620x450,

Любовь невзаимная

(527x699,

Henrietta Maria 1632

(517x600,

Генриетта Мария

(551x699,

Королева Генриетта Мария 1635

(570x699,

Видение блаженного священника Иосифа

В 1639 он женится на Мэри Рутвен, фрейлины королевы, в 1641 у них родилась дочь Юстиниана. В 1641 у Антониса Ван Дейка ухудшается здоровье, и после долгой болезни 9 декабря 1641 он скончался в возрасте 42 лет. Похоронили его в соборе Святого Павла в Лондоне.

Ван Дейк написал около 900 полотен, огромное количество для человека, чья творческая деятельность длилась около 20 лет. Он оставил грандиозное наследие, не только потому, что работал быстро и легко, но и потому, что использовал многочисленных помощников, художников из Фландрии и Англии, которые писали задние планы, драпировки, использовал манекены для написания одежд.

Творчество Ван Дейка оказало огромное влияние на развитие английской и европейской портретной живописи. Он был основателем английской школы портрета, традиции которого сохранятся в искусстве в течение столетий. Ван Дейк в портретах показывал людей разных сословий, разного социального уровня, разных по душевному и интеллектуальному складу. Приверженец традиций фламандского реализма он был создателем официального парадного портрета, в том числе аристократического портрета, в котором показывал благородного, утонченного, рафинированного человека, а также был создателем интеллектуального портрета.

(483x699,

Предполагаемый портрет маркизы Джеронимы Спинола-Дориа

(555x699,

Автопортрет Конец 1620-х — начало 1630-х

(514x699,

Мария Стюарт и Вильгельм Оранский. Свадебный портрет

(513x699,

Портрет Карла I

(553x699,

Dorothy, Lady Dacre

(547x699,

portrait of a man in armour with re

(427x550,

Queen Henrietta Maria 1632

(330x431,

Королева Генриетта Мария 1632

(320x400,

Молодая женщина, играющая
на виоле

(480x623,

Портрет Карла I

(455x640,

Мария-Луиза де Тассис 1630

(546x698,

Thomas Chaloner

(608x699,

Рortrait of prince Сharles Louis

(699x590,

George Goring, Baron Goring

(584x699,

Cornelis van der Geest Huile sur panneau

(476x698,

(596x699,

Автопортрет

(502x699,

(480x622,

Рortrait de mary Lady killigrew

(620x431,

(524x699,

Карл I

(541x698,

Wharton Philadelphia Elizabeth

(507x600,

Henrietta Maria and Charles I

(521x699,

Мария с младенцем Христом

(543x699,

Джеймс Стюарт,герцог Аекнокский и Ричмондский

(535x699,

(440x617,

(440x570,

(475x700,

(485x699,

(440x568,

(488x700,

(414x700,

(511x699,

АВТОПОРТРЕТ

В начало раздела "Живопись и графика">>>