Эль Греко. Картины.
Эль Греко - это Ренессанс с его закатом в Испании.
Автопортрет
Эль Греко (El Greco; собственно Доменико Теотокопули, Theotocopuli) (1541-1614), великий испанский живописец, архитектор и скульптор. Грек с острова Крит, Эль Греко учился, видимо, у местных иконописцев, после 1560 приехал в Венецию, где, возможно, обучался у Тициана; с 1570 работал в Риме, испытал воздействие маньеризма, Микеланджело, Бассано, Пальма Веккьо, Тинторетто.
В Венеции и Риме Эль Греко овладел приемами масляной живописи, передачей пространства и перспективы, обобщенным широким мазком; особенностями венецианского колоризма. Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (“Изгнание торгующих из храма”, 1570, Национальная галерея, Вашингтон; “Исцеление слепого”, 1567-1570, Картинная галерея, Дрезден; портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте; портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк). Расцвет таланта Эль Греко наступил в Испании, куда он переехал около 1577 и где, не получив признания при королевском дворе в Мадриде, поселился в Толедо. В зрелом творчестве живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др.), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция “Погребение графа Оргаса”, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо; “Святое Семейство”, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд).
Изгнание торгующих из храма 1570 Вашингтон, Национальная галерея
Резкие ракурсы и неестественно вытянутые пропорции в картинах художника порой создают эффект стремительного изменения масштаба фигур и предметов, то внезапно вырастающих, то исчезающих в глубине картинного пространства (“Мученичество святого Маврикия”, 1580-1582, Эскориал). Одну из главных ролей в этих произведениях Эль Греко играет колорит, основанный на обилии холодных рефлексов, беспокойной игре контрастных цветов, ярко вспыхивающих или приглушенных.
Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных тонкой психологической проницательностью (“Главный инквизитор Ниньо де Гевара”, 1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (“Портрет неизвестного рыцаря”, 1578-1580, Музей Прадо, Мадрид).
Дама в мехах 1577-1580 Собрание Стерлинг Максвелл, Глазго
Мария Магдалина 1578 Музей изящных искусств, Будапешт
Христос, несущий крест 1580-е Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Молитва святого Доминика 1585-1590, Частное собрание
Мальчик, раздувающий лучину 1590 Национальная галерея, Эдинбург
Апостолы Петр и Павел 1592 Эрмитаж, Санкт-Петербург
Снятие пятой печати 1610-1614
Черты ирреальности, мистического визионёрства нарастают в поздних картинах Эль Греко (“Снятие Пятой печати”, Метрополитен-музей; “Лаокоон”, Национальная галерея искусства, Вашингтон, – обе 1610-1614), острым трагическим чувством пронизана его пейзажная композиция
“Вид Толедо” (1610-1614, Метрополитен-музей).
Повышенная одухотворенность образов, мистическая экзальтация сближают искусство Эль Греко с маньеризмом и выражают кризисное состояние художественной культуры Позднего Возрождения. Отмеченное напряженным стремлением к выражению возвышенно-драматических порывов человеческого духа, творчество Эль Греко в XVII-XIX веках было забыто и заново открыто только в начале XX века.
Благовещение 1596-1600
Погребение графа Оргаса 1586
Поклонение пастухов 1610
Портрет монаха Гортензио Феликса Паравичино
Святое семейство с Марией Магдалиной
Святой Людовик, король Франции 1592-1595
Мученичество святого Маврикия 1581
“Изгнание торгующих из храма”
Троица 1577-1579
Святой Мартин и нищий 1597-1599
Святой Франциск в экстазе 1594-1595
Святой Иосиф с юным Христом
Лаокоон 1604-1614
Мария фрагмент Святого семейства
Крещение Христа
Иоан Креститель
Святая Вероника с Нерукотворным Образом
Апостол Пётр
Апостол Лука, как художник 1608
St. Matthew Апостол Матфей
Апостол Иуда Apastalas Judas. 1610 1614
Апостол Павел 1614
Апостол
Apostle St. James the Greater Giclee
Женский портрет
Рыцарь с рукой на груди
Христос, исцеляющий слепого 1577
Святое семейство 1594-1604
Мадонна заступница 1603
Моление о чаше
Благовещение
Совлечение одежд
Распятие
Св. Иероним, как кардинал 1600
Портрет дамы с цветком
Портрет поэта Эркилла-и-Заниха
Портрет Джулио Кловио
Тайная вечере
Благовещение Марии
Ritratto del cardinale Fernando Nino de Guevara
Поклонение имени Христа
Поклонение пастухов 1600
Святой Себастьян 1610-1614
Портрет художника Хорхе Мануэля
Папа Пий IV Париж, частное собрание
Антонио де Коваррубиаса-и-Лейва 1600
Кающаяся Мария Магдалина
Святое семейство ок. 1577-1579
Голова Христа
Христос на кресте ок. 1577
Пиета
Сошествие Святого духа 1604-14 Прадо
В начало раздела "Живопись и графика">>>