Логотип
Tefal

Эль Греко. Картины.

 Эль Греко - это Ренессанс с его закатом в Испании.

(669x699,
Автопортрет

Эль Греко (El Greco; собственно Доменико Теотокопули, Theotocopuli) (1541-1614), великий испанский живописец, архитектор и скульптор. Грек с острова Крит, Эль Греко учился, видимо, у местных иконописцев, после 1560 приехал в Венецию, где, возможно, обучался у Тициана; с 1570 работал в Риме, испытал воздействие маньеризма, Микеланджело, Бассано, Пальма Веккьо, Тинторетто.
В Венеции и Риме Эль Греко овладел приемами масляной живописи, передачей пространства и перспективы, обобщенным широким мазком; особенностями венецианского колоризма. Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (“Изгнание торгующих из храма”, 1570, Национальная галерея, Вашингтон; “Исцеление слепого”, 1567-1570, Картинная галерея, Дрезден; портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте; портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк). Расцвет таланта Эль Греко наступил в Испании, куда он переехал около 1577 и где, не получив признания при королевском дворе в Мадриде, поселился в Толедо. В зрелом творчестве живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др.), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция “Погребение графа Оргаса”, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо; “Святое Семейство”, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд).

(700x541,

Изгнание торгующих из храма 1570 Вашингтон, Национальная галерея

Резкие ракурсы и неестественно вытянутые пропорции в картинах художника порой создают эффект стремительного изменения масштаба фигур и предметов, то внезапно вырастающих, то исчезающих в глубине картинного пространства (“Мученичество святого Маврикия”, 1580-1582, Эскориал). Одну из главных ролей в этих произведениях Эль Греко играет колорит, основанный на обилии холодных рефлексов, беспокойной игре контрастных цветов, ярко вспыхивающих или приглушенных.
Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных тонкой психологической проницательностью (“Главный инквизитор Ниньо де Гевара”, 1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (“Портрет неизвестного рыцаря”, 1578-1580, Музей Прадо, Мадрид).

(569x699,

Дама в мехах 1577-1580 Собрание Стерлинг Максвелл, Глазго

(543x698,

Мария Магдалина 1578 Музей изящных искусств, Будапешт

(498x699,

Христос, несущий крест 1580-е Музей Метрополитен, Нью-Йорк

(531x699,

Молитва святого Доминика 1585-1590, Частное собрание

(699x513,

Мальчик, раздувающий лучину 1590 Национальная галерея, Эдинбург

(603x699,

Апостолы Петр и Павел 1592 Эрмитаж, Санкт-Петербург

(638x699,

Снятие пятой печати 1610-1614

Черты ирреальности, мистического визионёрства нарастают в поздних картинах Эль Греко (“Снятие Пятой печати”, Метрополитен-музей; “Лаокоон”, Национальная галерея искусства, Вашингтон, – обе 1610-1614), острым трагическим чувством пронизана его пейзажная композиция

(626x699,

“Вид Толедо” (1610-1614, Метрополитен-музей).

Повышенная одухотворенность образов, мистическая экзальтация сближают искусство Эль Греко с маньеризмом и выражают кризисное состояние художественной культуры Позднего Возрождения. Отмеченное напряженным стремлением к выражению возвышенно-драматических порывов человеческого духа, творчество Эль Греко в XVII-XIX веках было забыто и заново открыто только в начале XX века.

(401x698,

Благовещение 1596-1600

(565x698,

Погребение графа Оргаса 1586

(478x699,

Поклонение пастухов 1610

(569x699,

Портрет монаха Гортензио Феликса Паравичино

(530x699,

Святое семейство с Марией Магдалиной

(567x699,

Святой Людовик, король Франции 1592-1595

(475x699,

Мученичество святого Маврикия 1581

(699x586,

“Изгнание торгующих из храма”

(425x698,

Троица 1577-1579

(385x700,

Святой Мартин и нищий 1597-1599

(513x699,

Святой Франциск в экстазе 1594-1595

(350x700,

Святой Иосиф с юным Христом

(699x541,

Лаокоон 1604-1614

(528x699,

Мария фрагмент Святого семейства

(382x698,

Крещение Христа

(389x698,

Иоан Креститель

(665x700,

Святая Вероника с Нерукотворным Образом

(554x699,

Апостол Пётр

(550x700,

Апостол Лука, как художник 1608

(539x699,

St. Matthew Апостол Матфей

(438x571,

Апостол Иуда Apastalas Judas. 1610 1614

(538x699,

Апостол Павел 1614

(500x675,

Апостол

(338x450,

Apostle St. James the Greater Giclee

(559x700,

Женский портрет

(565x699,

Рыцарь с рукой на груди

(700x549,

Христос, исцеляющий слепого 1577

(456x698,

Святое семейство 1594-1604

(474x699,

Мадонна заступница 1603

(700x567,

Моление о чаше

1270607547_pic56

Благовещение

(412x698,

Совлечение одежд

(372x699,

Распятие

(560x700,

Св. Иероним, как кардинал 1600

(464x600,

Портрет дамы с цветком

(659x699,

Портрет поэта Эркилла-и-Заниха

(699x505,

Портрет Джулио Кловио

(699x578,

Тайная вечере

(489x699,

Благовещение Марии

(418x699,

Ritratto del cardinale Fernando Nino de Guevara

(542x699,

Поклонение имени Христа

(401x698,

Поклонение пастухов 1600

(508x699,

Святой Себастьян 1610-1614

(489x698,

Портрет художника Хорхе Мануэля

(519x699,

Папа Пий IV Париж, частное собрание

(576x699,

Антонио де Коваррубиаса-и-Лейва 1600

(481x699,

Кающаяся Мария Магдалина

(575x700,

Святое семейство ок. 1577-1579

(410x614,

(467x683,

Голова Христа

(545x698,

Христос на кресте ок. 1577

(700x524,

Пиета

(300x699,

Сошествие Святого духа 1604-14 Прадо

В начало раздела "Живопись и графика">>>