Логотип
Tefal

ИСКУССТВО НА ПАЯХ
№ 3 «Финанс» 01-07.02.2010

С января 2010 года в России можно создавать новые инвестиционные инструменты - ПИФы художественных ценностей. Однако этот продукт не скоро станет массовым - такие вложения сложно стандартизировать.

По мнению галериста Александра Семенова, «Натюрморт с марокканскими апельсинами» кисти Андрея Герасимова имеет неплохой инвестиционный потенциал.

Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) позволяет профучастникам создавать паевые и акционерные фонды инвестиций в живопись, графику, скульптуру, монеты, марки, иконы, рукописи, ордена и прочее. Документ был зарегистрирован Минюстом РФ в декабре 2009 года, официально опубликован 21-го числа того же месяца и согласно закону, вступил в силу под бой курантов 1 января 2010 года. Однако специалисты не спешат, справедливо считая управление столь неоднозначными активами очень сложным делом.
С одной стороны, хорошо известно, что классика жанра, то есть работы мастеров первой лини (Рубенс, Моне, Айвазовский, Пикассо и др.) со временем только дорожают. Причем на горизонте 100 лет шедевры показывают рост стоимости в среднем на 10-15% в год. Но мировой арт-рынок не исчерпывается «голубыми фишками». Большая часть произведений искусства гораздо менее стабильны и подвержены резким колебаниям цены. Правда, не столь существенным как ценные бумаги на фондовых биржах.
Общая картина. Анализ индекса Met Moses All Art, отражающего положение дел на нью-йоркских и лондонских аукционах, показывает, что после дли­тельного роста (с 2003 по 2007 год индикатор рос на 20% в год) в кризисном 2008-м наступил перелом и началось снижение. Однако к концу года было потеряно всего 4.5%. За первые три месяца 2009 года Mei Moses All Art снизился еще на 35%, после чего падение прекратилось и начался уверенный рост. Всего за 2009-й год индекс искусств «похудел» на 12%.
При этом, благодаря массовому уходу в искусство инвесторов США и Канады, меньше всего упали продажи американского искусства и сектора IMP&MOD (Impressionism & Modern Art) - импрессионизм и искусство XX века - на 12 и 10% соответственно. Старые мастера и современное искусство «просели» значи­тельно сильнее: на 30 и 29% по сравнению с уровнем января 2009-го.
Согласно статистике продаж, сильнее всего подешевели относительно недорогие вещи: предметы искусства, находящиеся в диапазоне от $100 тыс. до $1 млн, сбавили в цене 25-30%. Средняя «уценка» дорогих произведений искусства, чья стоимость превышает $1 млн, составила 7% при максимальном дисконте 15% от докризисной цены. Что касается количества лотов, вы­ставленных на продажу, то оно снизилось приблизительно вдвое - многие инвесторы и коллекционеры, купившие антиквариат в «тучные» годы, решили воздержаться от продаж до лучших времен.
При общей тенденции к снижению стоимости произведений искусства и предметов антиквариата снижение рынка инвестиций в художественные ценности оказалось существенно меньше, чем рынков ценных бумаг, а динамика изменения семейства индексов Mei Moses All Art не совпадала с изменениями международных фондовых индексов. То есть при существенно меньшей ликвидности по сравнению с акциями и облигациями, искусство и антиквариат являются хорошей альтернативой для диверсификации вложений, в особенности на долгосрочный период.
В пользу последнего обстоятельства говорит тот факт, что за прошедшие пятилетний и десятилетний циклы совокупный средний годовой доход от вложений в предметы искусства составил соответственно 11,7 и 9,5%. То есть инвесторы в художественные ценности остались в плюсе. В то время как владельцы усредненного пакета акций, входящих в индекс S&P 500, потеряли 2,2 и 1,4% соответственно.
Индикация по-русски. Помимо индекса Mei Moses All Art, отражающего поведение лондонских и нью-йоркских аукционных площадок, существует семейство индексов ARTIMX (ARTInvestment Market indeX), разработанных специалистами artinvestment.ru и представляющих собой набор интегральных показателей, характеризующих относительную величину цены условно усредненного произведения искусства на определенный момент времени. Расчет произ­водится по данным о результатах продаж на основных мировых аукционах. Точкой отсчета является расчетная средняя величина стоимости предметов искусства в конце 2000 году. Базовый уровень индексов на этот момент времени принят за 1000 пунктов. Для расчетов выбраны данные о результатах продаж около 3 млн лотов с 12 тыс. аукционов.
Семейство состоит из общего индекса ARTIMX, ха­рактеризующего интегральное состояние мирового рынка искусства, а также подмножества ARTIMX Painting и ARTIMX Graphics, рассчитываемые соответственно для живописи и графики. Отдельно определяются индикаторы традиционно выделяемых направлений - ARTIMX Old masters (Старые мастера), ARTIMX Impressionism & Modern Art (Импрессионизм и искусство 20 века), ARTIMX Contemporary Art (Совре­менное искусство).

Кроме общемировых показателей в семейство так­же входят индексы для русского искусства:'ARTIMX-RUS (общий), ARTIMX-RUS Painting (русская живопись) и ARTIMX- RUS Graphics (русская графика), при расчете которых, помимо данных о мировых продажах учитываются результаты торгов российских аукционов. При этом из рассмотрения исключаются работы, относящиеся к категории повышенного инвестиционного риска. То есть предметы искусства, по отношению к инвестиционной привлекательности которых существуют серьезные разногласия среди экспертов, а так же если требуются дополнительные экспертизы для оконча­тельной атрибуции или определения инвестиционной привлекательности.

Мировое изобразительное искусство и динамика активности продаж

Старые мастера и динамика активности продаж

Импрессионизм и искусство 20 века и динамика активности продаж

Динамика активности продаж мирового изобразительного искусства

Динамика активности продаж старых мастеров

Динамика активности продаж импрессионизма и искусства 20 века

2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
ARTIMX, пункты * ARTIMXba (правая шкала, %)    

ARTIMXp ARTIMXp Old masters, пункты ARTIMXp ARTIMXp Old masters ba (правая
шкала, %)

ARTIMXp Impressionism & Modern Art, пункты ARTIMXp Impressionism & Modern Art ba (правая шкала, %)

 

ТОП-5 художников


Художник

Количе­ство ра­бот

Средняя стоимость работы, млн S

Общая стоимость работ, млн S

1 Пабло
Пикассо

118

17.96

2118.94

2 Клод
Моне

76

14.42

1096.03

3 Винсент
ван Гог

25

30.36

759.02

4 Поль
Сезанн

35

17.77

622.10

5 Фрэнсис Бэкон

27

21.82

589.21

ТОП-10 художественных произведений

Художник

Наименование

Цена продажи, млн $

Пабло Пикассо

Мальчик с трубкой

100,17

Густав Климт

Портрет Адели Блох-Бауэр II

87,94

Френсис Бэкон

Триптих 1976

86,28

Винсент ван Гог

Портрет доктора Гаше

82,50

Клод Моне

Пруд с кувшинками

80,45

Пьер Огюст Ренуар

Мулен де ля Галетт

78,10

Питер Пауль Рубенс

Избиение младенцев

76,67

Марк Ротко

Белый центр (желтый, розовый и бледно-лиловый на темно-розовом)

72,84

Энди Уорхол

Зеленая автокатастрофа (Горящая зеленая машина - 1)

71,72

Поль Сезанн

Натюрморт с кувшином и драпировкой

60,50

Источник: Skate's

ТОП-12 произведений русских художников

 

Художник

Наименование

Цена продажи, млн $

1

Марк Ротко

Белый центр (желтый, розовый и бледно-лиловый на темно-розовом)

72,84

2

Казимир Малевич

Супрематическая композиция. 1916

60,00

3

Василий Кандинский

Фуга

22,99

4

Алексей Явленский

Шокко в широкополой шляпе

18,55

5

Хаим Сутин

Мужчина в красном шарфе

17,22

6

Марк Шагал

Юбилей

16,34

7

Наталья Гончарова

Цветы

10,88

8

Константин Сомов

Радуга

6,50

9

Тамара де Лемпицка

Портрет мадам М.

6,10

10

Илья Каба­ков

Жук

5,82

11

Владимир
Баранов-
Россине

Ритм (Адам и Ева)

5,36

12

Борис Кустодиев

Деревенская ярмарка

4,56

Источник:artinvestment.ru

 

Кроме ценовых индексов ARTIMX, в качестве дополнительных инструментов для инвесторов предлагается семейство индексов ARTIMXp (ARTIMX profit), отражающих доходность с инфляционной коррекцией на основе индекса CPI, публикуемого Financial Trend Forecaster.
Весьма интересными индикаторами являются индексы покупательской активности ARTIMXba (ARTIMX buying activity), представляющие собой усредненную величину текущего соотношения количества проданных и выставленных на продажу лотов на основных мировых аукционах, выраженную в процентах.
Искусство в развороте. В течение 2001 года - первого года расчета индексов ARTIMX - их значения снижались. В целом искусство подешевело на 24,8% (с 1000 до 752 пунктов). Спад стоимости происходил на фоне резкого снижения покупательской активности: в целом по рынку интерес к художественным ценностям упал на 8,1% (с 66,2% ARTIMXba до 60,8%). По мнению аналитиков, сжатие мирового арт-рынка происходило по инерции, как следствие азиатского кризиса 1997-1998 годов и дефолта России 1998 года.
Индекс ARTIMXba продолжал падать до середины 2002 года, когда его значение опустилось до 59,0% (-10,8% с января 2001 года) - абсолютного минимума за весь период наблюдений. Следует отметить, что снижение объемов продаж сопровождалось ростом цен: интегральный индекс ARTIMX развернулся и начал расти еще в январе 2002-го. С небольшими коррекциями ARTIMX про­должал увеличиваться вплоть до мая 2007 года, когда начался стремительный подъем цен на предметы искусства: за 1 год и 3 месяца художественные ценности подорожали в среднем на 52,7% (интегральный индекс ARTIMX увеличился с 1565 до 2389 пунктов - абсолютного максимума за период наблюдений).
При этом бурный рост спроса наблюдался с июня 2002 года по июнь 2004-го (с 59% до 68% выставленных на продажу предметов искусства). Далее рост замедлился и достиг своего исторического максимума 72,7% в октябре 2007-го. Вплоть до августа 2008-го наблюдалось постепенное снижение интереса к инвестициям в художественные ценности на фоне продолжающегося бурного роста цен. Обвал на арт-рынке начался в конце августа 2008 года: востребованность предметов искусства за период сентябрь-декабрь снизилась скачком с 72,3% до 62,5%. Наряду с этим началось падение цен - индекс ARTIMX уменьшился с 1927 пунктов в августе 2008-го до 1457 пунктов в конце декабря. Но это было только начало - цены продолжали пикировать и в 2009 году: конец декабря был отмечен значением индекса ARTIMX равным 1126 пунктов. Последний раз столь невысокие показатели индикатор имел в мае 2005 года.
Январь 2010 года облегчения не принес: цены продолжали снижаться, и в последнюю неделю месяца ARTIMX стал равен 1116 пунктов (уровень января 2004-го) - путешествие в прошлое на мировом арт- рынке продолжается.
Что касается уровня продаж, то, оттолкнувшись от локального минимума декабря 2008 года, спрос начал расти. Декабрь 2009-го был отмечен довольно неплохим показателем: из 100 выставленных на продажу произведений искусства новых хозяев нашли 67 предметов. По мнению экспертов, столь уверенный рост спроса является следствием существенного снижения стоимости художественных ценностей и желанием инвесторов вложиться на минимуме рынка. Дно, судя по всему, еще не достигнуто - игроки продолжают усредняться и сбивать цены.
Пульс шедевров. За время кризиса больше всего пострадал сектор импрессионизма и искусства 20 века. Не отличаясь особо выдающимися показателями (за период 2001-2007 годы стоимость условного произве­дения увеличилась в 1,9 раза), этот сегмент арт-рынка показал к концу 2009 года наихудший результат: значение индекса ARTIMX Impressionism & Modern Art со­ставило 924 пункта. К концу января 2010 индикатору удалось отвоевать уровень 969 пунктов, что на 42,4% меньше, чем год назад.
Гораздо лучше обстоят дела в секторах ста­рых мастеров и современного искусства. Сегмент Old masters, имея в максимуме значения индек­са ARTIMX, равное 2972 пунктам (июль 2007 года), в острую фазу кризиса снизился до 2162 пунктов (де­кабрь 2008 года) потеряв при этом 27,2%. Затем по­следовал локальный подъем, сменившийся новым спадом. В результате к августу 2009-го классика крат­ковременно опустилась до уровня 1578 пунктов, от­толкнувшись от которого начала новое восхождение. В результате к концу января 2010 года индекс ARTIMX Old masters составил 1918 пунктов, что на 33,9% хуже, чем год назад.
Современное искусство продемонстрировало еще большую стабильность, чем старые мастера. Достигнув исторического максимума в ноябре 2008 года (2845 пунктов), то есть в то время, когда остальные сектора арт-рынка уже находились в однозначном пике, Contemporary Art к концу 2009 года опустился до уровня 1780 пунктов. В последнюю неделю января 2010 года индекс ARTIMX Contemporary Art был равен 1765 пунктов, но этот показатель оказался хуже прошлогоднего в аналогичный момент времени всего на 29,9% - самый лучший результат из всех секторов арт-рынка.
Интересно, что востребованность современного ис­кусства сохранялась на довольно высоком уровне весь период кризиса, уменьшившись с июля по декабрь 2008 года с 80 до 70%. Интерес к сектору Impressionism & Modern Art оставался практически неизменным и снизился очень незначительно - с 65 до 64,5%. Что касается Old masters, то к концу 2008 года лишь 56 работ из 100 выставленных на продажу находили своего покупателя.
Все резко изменилось в январе 2009 года: абсолютно все сегменты арт-рынка показали бурный рост спроса, который к концу декабря достиг почти 100% - продаются практически все выставленные на торги произведения искусства.
Русские сюрпризы. Динамика индекса ARTI- MX-RUS демонстрирует устойчивый рост с небольшими кратковременными коррекциями начиная с января 2001 года (начала расчета индикатора) вплоть до ноября 2008-го. За это время стоимость русского ис­кусства выросла более чем 2,7 раза. Судя по динами­ке ARTIMX-RUS, о кризисе отечественный арт-рынок узнал с очень большим опозданием и поверил в него не до конца. Снижение цен на русское искусство происходило относительно плавно периодически пере­ходя в довольно продолжительные плоские ступень­ки с попыткой отскока (с января по июнь 2008 года, с июля по октябрь 2009-го). К концу декабря 2009 года ARTIMX-RUS остановился на отметке 1806 пунктов и далее падать пока не собирается. Последняя неделя января 2010-го показала небольшой рост до 1836 пунктов, а общее снижение за год оказалось всего 20,7%.
Но и этот показатель оказался не самым хорошим. Существенно недооцененная русская графика во время всего периода расчета индексов вела себя в весьма агрессивной манере. Во-первых, установив абсолютный рекорд увеличения стоимости активов (за период январь 2001-го - ноябрь 2008-го цена выросла более, чем в 3,5 раза), а во-вторых, кратковременной реакцией на мировой финансовый кризис - опустившись к июлю 2009-го до уровня 1903 пункта, индекс ARTIMX-RUS Graphics вновь начал увеличиваться и рост до сих пор продолжается: январь 2010 был ознаменован показателем 2255 пунктов.

Однако наилучшие результаты продемонстрировала русская живопись. Повторив в целом динамику индекса ARTIMX-RUS, индикатор ARTIMX-RUS Painting показал существенно меньшее снижение и за год (январь 2009-го - январь 2010 года) потерял всего 13,7%. По мнению экспертов, поведение индексов семейства ARTIMX-RUS свидетельствует о большом потенциале отечественных художественных ценностей в качестве объектов для инвестиций.

ТОП-5 произведений ныне живущих художников

 

Художник

Наименование

Цена продажи, млн $

1

Лусиен Фрейд

«Спящий инспектор ПО пособиям»; холст, масло

33,60

2

Джефф Кунс

«Цветок из воздушного шарика (Пурпур)»; нержавеющая сталь, полупрозрачное цветное покрытие

25,65

3

Дэмиен Херст

Инсталляция: «Золотой телец»; теленок в формальдегиде с позолоченными рогами

18,00

4

Джаспер Джонс

   «Цифра 4»; холст, масло

17,40

5

Герхард Рихтер

«Свеча»; холст, масло

7,97

 

В начало раздела "Живопись и графика">>>