ИСКУССТВО НА ПАЯХ
№ 3 «Финанс» 01-07.02.2010
С января 2010 года в России можно создавать новые инвестиционные инструменты - ПИФы художественных ценностей. Однако этот продукт не скоро станет массовым - такие вложения сложно стандартизировать.
По мнению галериста Александра Семенова, «Натюрморт с марокканскими апельсинами» кисти Андрея Герасимова имеет неплохой инвестиционный потенциал.
Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) позволяет профучастникам создавать паевые и акционерные фонды инвестиций в живопись, графику, скульптуру, монеты, марки, иконы, рукописи, ордена и прочее. Документ был зарегистрирован Минюстом РФ в декабре 2009 года, официально опубликован 21-го числа того же месяца и согласно закону, вступил в силу под бой курантов 1 января 2010 года. Однако специалисты не спешат, справедливо считая управление столь неоднозначными активами очень сложным делом.
С одной стороны, хорошо известно, что классика жанра, то есть работы мастеров первой лини (Рубенс, Моне, Айвазовский, Пикассо и др.) со временем только дорожают. Причем на горизонте 100 лет шедевры показывают рост стоимости в среднем на 10-15% в год. Но мировой арт-рынок не исчерпывается «голубыми фишками». Большая часть произведений искусства гораздо менее стабильны и подвержены резким колебаниям цены. Правда, не столь существенным как ценные бумаги на фондовых биржах.
Общая картина. Анализ индекса Met Moses All Art, отражающего положение дел на нью-йоркских и лондонских аукционах, показывает, что после длительного роста (с 2003 по 2007 год индикатор рос на 20% в год) в кризисном 2008-м наступил перелом и началось снижение. Однако к концу года было потеряно всего 4.5%. За первые три месяца 2009 года Mei Moses All Art снизился еще на 35%, после чего падение прекратилось и начался уверенный рост. Всего за 2009-й год индекс искусств «похудел» на 12%.
При этом, благодаря массовому уходу в искусство инвесторов США и Канады, меньше всего упали продажи американского искусства и сектора IMP&MOD (Impressionism & Modern Art) - импрессионизм и искусство XX века - на 12 и 10% соответственно. Старые мастера и современное искусство «просели» значительно сильнее: на 30 и 29% по сравнению с уровнем января 2009-го.
Согласно статистике продаж, сильнее всего подешевели относительно недорогие вещи: предметы искусства, находящиеся в диапазоне от $100 тыс. до $1 млн, сбавили в цене 25-30%. Средняя «уценка» дорогих произведений искусства, чья стоимость превышает $1 млн, составила 7% при максимальном дисконте 15% от докризисной цены. Что касается количества лотов, выставленных на продажу, то оно снизилось приблизительно вдвое - многие инвесторы и коллекционеры, купившие антиквариат в «тучные» годы, решили воздержаться от продаж до лучших времен.
При общей тенденции к снижению стоимости произведений искусства и предметов антиквариата снижение рынка инвестиций в художественные ценности оказалось существенно меньше, чем рынков ценных бумаг, а динамика изменения семейства индексов Mei Moses All Art не совпадала с изменениями международных фондовых индексов. То есть при существенно меньшей ликвидности по сравнению с акциями и облигациями, искусство и антиквариат являются хорошей альтернативой для диверсификации вложений, в особенности на долгосрочный период.
В пользу последнего обстоятельства говорит тот факт, что за прошедшие пятилетний и десятилетний циклы совокупный средний годовой доход от вложений в предметы искусства составил соответственно 11,7 и 9,5%. То есть инвесторы в художественные ценности остались в плюсе. В то время как владельцы усредненного пакета акций, входящих в индекс S&P 500, потеряли 2,2 и 1,4% соответственно.
Индикация по-русски. Помимо индекса Mei Moses All Art, отражающего поведение лондонских и нью-йоркских аукционных площадок, существует семейство индексов ARTIMX (ARTInvestment Market indeX), разработанных специалистами artinvestment.ru и представляющих собой набор интегральных показателей, характеризующих относительную величину цены условно усредненного произведения искусства на определенный момент времени. Расчет производится по данным о результатах продаж на основных мировых аукционах. Точкой отсчета является расчетная средняя величина стоимости предметов искусства в конце 2000 году. Базовый уровень индексов на этот момент времени принят за 1000 пунктов. Для расчетов выбраны данные о результатах продаж около 3 млн лотов с 12 тыс. аукционов.
Семейство состоит из общего индекса ARTIMX, характеризующего интегральное состояние мирового рынка искусства, а также подмножества ARTIMX Painting и ARTIMX Graphics, рассчитываемые соответственно для живописи и графики. Отдельно определяются индикаторы традиционно выделяемых направлений - ARTIMX Old masters (Старые мастера), ARTIMX Impressionism & Modern Art (Импрессионизм и искусство 20 века), ARTIMX Contemporary Art (Современное искусство).
Кроме общемировых показателей в семейство также входят индексы для русского искусства:'ARTIMX-RUS (общий), ARTIMX-RUS Painting (русская живопись) и ARTIMX- RUS Graphics (русская графика), при расчете которых, помимо данных о мировых продажах учитываются результаты торгов российских аукционов. При этом из рассмотрения исключаются работы, относящиеся к категории повышенного инвестиционного риска. То есть предметы искусства, по отношению к инвестиционной привлекательности которых существуют серьезные разногласия среди экспертов, а так же если требуются дополнительные экспертизы для окончательной атрибуции или определения инвестиционной привлекательности.
Мировое изобразительное искусство и динамика активности продаж |
Старые мастера и динамика активности продаж |
Импрессионизм и искусство 20 века и динамика активности продаж |
2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 |
ARTIMXp ARTIMXp Old masters, пункты ARTIMXp ARTIMXp Old masters ba (правая |
ARTIMXp Impressionism & Modern Art, пункты ARTIMXp Impressionism & Modern Art ba (правая шкала, %) |
ТОП-5 художников
Художник |
Количество работ |
Средняя стоимость работы, млн S |
Общая стоимость работ, млн S |
1 Пабло |
118 |
17.96 |
2118.94 |
2 Клод |
76 |
14.42 |
1096.03 |
3 Винсент |
25 |
30.36 |
759.02 |
4 Поль |
35 |
17.77 |
622.10 |
5 Фрэнсис Бэкон |
27 |
21.82 |
589.21 |
ТОП-10 художественных произведений
Художник |
Наименование |
Цена продажи, млн $ |
Пабло Пикассо |
Мальчик с трубкой |
100,17 |
Густав Климт |
Портрет Адели Блох-Бауэр II |
87,94 |
Френсис Бэкон |
Триптих 1976 |
86,28 |
Винсент ван Гог |
Портрет доктора Гаше |
82,50 |
Клод Моне |
Пруд с кувшинками |
80,45 |
Пьер Огюст Ренуар |
Мулен де ля Галетт |
78,10 |
Питер Пауль Рубенс |
Избиение младенцев |
76,67 |
Марк Ротко |
Белый центр (желтый, розовый и бледно-лиловый на темно-розовом) |
72,84 |
Энди Уорхол |
Зеленая автокатастрофа (Горящая зеленая машина - 1) |
71,72 |
Поль Сезанн |
Натюрморт с кувшином и драпировкой |
60,50 |
Источник: Skate's
ТОП-12 произведений русских художников
|
Художник |
Наименование |
Цена продажи, млн $ |
1 |
Марк Ротко |
Белый центр (желтый, розовый и бледно-лиловый на темно-розовом) |
72,84 |
2 |
Казимир Малевич |
Супрематическая композиция. 1916 |
60,00 |
3 |
Василий Кандинский |
Фуга |
22,99 |
4 |
Алексей Явленский |
Шокко в широкополой шляпе |
18,55 |
5 |
Хаим Сутин |
Мужчина в красном шарфе |
17,22 |
6 |
Марк Шагал |
Юбилей |
16,34 |
7 |
Наталья Гончарова |
Цветы |
10,88 |
8 |
Константин Сомов |
Радуга |
6,50 |
9 |
Тамара де Лемпицка |
Портрет мадам М. |
6,10 |
10 |
Илья Кабаков |
Жук |
5,82 |
11 |
Владимир |
Ритм (Адам и Ева) |
5,36 |
12 |
Борис Кустодиев |
Деревенская ярмарка |
4,56 |
Источник:artinvestment.ru |
|
Кроме ценовых индексов ARTIMX, в качестве дополнительных инструментов для инвесторов предлагается семейство индексов ARTIMXp (ARTIMX profit), отражающих доходность с инфляционной коррекцией на основе индекса CPI, публикуемого Financial Trend Forecaster.
Весьма интересными индикаторами являются индексы покупательской активности ARTIMXba (ARTIMX buying activity), представляющие собой усредненную величину текущего соотношения количества проданных и выставленных на продажу лотов на основных мировых аукционах, выраженную в процентах.
Искусство в развороте. В течение 2001 года - первого года расчета индексов ARTIMX - их значения снижались. В целом искусство подешевело на 24,8% (с 1000 до 752 пунктов). Спад стоимости происходил на фоне резкого снижения покупательской активности: в целом по рынку интерес к художественным ценностям упал на 8,1% (с 66,2% ARTIMXba до 60,8%). По мнению аналитиков, сжатие мирового арт-рынка происходило по инерции, как следствие азиатского кризиса 1997-1998 годов и дефолта России 1998 года.
Индекс ARTIMXba продолжал падать до середины 2002 года, когда его значение опустилось до 59,0% (-10,8% с января 2001 года) - абсолютного минимума за весь период наблюдений. Следует отметить, что снижение объемов продаж сопровождалось ростом цен: интегральный индекс ARTIMX развернулся и начал расти еще в январе 2002-го. С небольшими коррекциями ARTIMX продолжал увеличиваться вплоть до мая 2007 года, когда начался стремительный подъем цен на предметы искусства: за 1 год и 3 месяца художественные ценности подорожали в среднем на 52,7% (интегральный индекс ARTIMX увеличился с 1565 до 2389 пунктов - абсолютного максимума за период наблюдений).
При этом бурный рост спроса наблюдался с июня 2002 года по июнь 2004-го (с 59% до 68% выставленных на продажу предметов искусства). Далее рост замедлился и достиг своего исторического максимума 72,7% в октябре 2007-го. Вплоть до августа 2008-го наблюдалось постепенное снижение интереса к инвестициям в художественные ценности на фоне продолжающегося бурного роста цен. Обвал на арт-рынке начался в конце августа 2008 года: востребованность предметов искусства за период сентябрь-декабрь снизилась скачком с 72,3% до 62,5%. Наряду с этим началось падение цен - индекс ARTIMX уменьшился с 1927 пунктов в августе 2008-го до 1457 пунктов в конце декабря. Но это было только начало - цены продолжали пикировать и в 2009 году: конец декабря был отмечен значением индекса ARTIMX равным 1126 пунктов. Последний раз столь невысокие показатели индикатор имел в мае 2005 года.
Январь 2010 года облегчения не принес: цены продолжали снижаться, и в последнюю неделю месяца ARTIMX стал равен 1116 пунктов (уровень января 2004-го) - путешествие в прошлое на мировом арт- рынке продолжается.
Что касается уровня продаж, то, оттолкнувшись от локального минимума декабря 2008 года, спрос начал расти. Декабрь 2009-го был отмечен довольно неплохим показателем: из 100 выставленных на продажу произведений искусства новых хозяев нашли 67 предметов. По мнению экспертов, столь уверенный рост спроса является следствием существенного снижения стоимости художественных ценностей и желанием инвесторов вложиться на минимуме рынка. Дно, судя по всему, еще не достигнуто - игроки продолжают усредняться и сбивать цены.
Пульс шедевров. За время кризиса больше всего пострадал сектор импрессионизма и искусства 20 века. Не отличаясь особо выдающимися показателями (за период 2001-2007 годы стоимость условного произведения увеличилась в 1,9 раза), этот сегмент арт-рынка показал к концу 2009 года наихудший результат: значение индекса ARTIMX Impressionism & Modern Art составило 924 пункта. К концу января 2010 индикатору удалось отвоевать уровень 969 пунктов, что на 42,4% меньше, чем год назад.
Гораздо лучше обстоят дела в секторах старых мастеров и современного искусства. Сегмент Old masters, имея в максимуме значения индекса ARTIMX, равное 2972 пунктам (июль 2007 года), в острую фазу кризиса снизился до 2162 пунктов (декабрь 2008 года) потеряв при этом 27,2%. Затем последовал локальный подъем, сменившийся новым спадом. В результате к августу 2009-го классика кратковременно опустилась до уровня 1578 пунктов, оттолкнувшись от которого начала новое восхождение. В результате к концу января 2010 года индекс ARTIMX Old masters составил 1918 пунктов, что на 33,9% хуже, чем год назад.
Современное искусство продемонстрировало еще большую стабильность, чем старые мастера. Достигнув исторического максимума в ноябре 2008 года (2845 пунктов), то есть в то время, когда остальные сектора арт-рынка уже находились в однозначном пике, Contemporary Art к концу 2009 года опустился до уровня 1780 пунктов. В последнюю неделю января 2010 года индекс ARTIMX Contemporary Art был равен 1765 пунктов, но этот показатель оказался хуже прошлогоднего в аналогичный момент времени всего на 29,9% - самый лучший результат из всех секторов арт-рынка.
Интересно, что востребованность современного искусства сохранялась на довольно высоком уровне весь период кризиса, уменьшившись с июля по декабрь 2008 года с 80 до 70%. Интерес к сектору Impressionism & Modern Art оставался практически неизменным и снизился очень незначительно - с 65 до 64,5%. Что касается Old masters, то к концу 2008 года лишь 56 работ из 100 выставленных на продажу находили своего покупателя.
Все резко изменилось в январе 2009 года: абсолютно все сегменты арт-рынка показали бурный рост спроса, который к концу декабря достиг почти 100% - продаются практически все выставленные на торги произведения искусства.
Русские сюрпризы. Динамика индекса ARTI- MX-RUS демонстрирует устойчивый рост с небольшими кратковременными коррекциями начиная с января 2001 года (начала расчета индикатора) вплоть до ноября 2008-го. За это время стоимость русского искусства выросла более чем 2,7 раза. Судя по динамике ARTIMX-RUS, о кризисе отечественный арт-рынок узнал с очень большим опозданием и поверил в него не до конца. Снижение цен на русское искусство происходило относительно плавно периодически переходя в довольно продолжительные плоские ступеньки с попыткой отскока (с января по июнь 2008 года, с июля по октябрь 2009-го). К концу декабря 2009 года ARTIMX-RUS остановился на отметке 1806 пунктов и далее падать пока не собирается. Последняя неделя января 2010-го показала небольшой рост до 1836 пунктов, а общее снижение за год оказалось всего 20,7%.
Но и этот показатель оказался не самым хорошим. Существенно недооцененная русская графика во время всего периода расчета индексов вела себя в весьма агрессивной манере. Во-первых, установив абсолютный рекорд увеличения стоимости активов (за период январь 2001-го - ноябрь 2008-го цена выросла более, чем в 3,5 раза), а во-вторых, кратковременной реакцией на мировой финансовый кризис - опустившись к июлю 2009-го до уровня 1903 пункта, индекс ARTIMX-RUS Graphics вновь начал увеличиваться и рост до сих пор продолжается: январь 2010 был ознаменован показателем 2255 пунктов.
Однако наилучшие результаты продемонстрировала русская живопись. Повторив в целом динамику индекса ARTIMX-RUS, индикатор ARTIMX-RUS Painting показал существенно меньшее снижение и за год (январь 2009-го - январь 2010 года) потерял всего 13,7%. По мнению экспертов, поведение индексов семейства ARTIMX-RUS свидетельствует о большом потенциале отечественных художественных ценностей в качестве объектов для инвестиций.
ТОП-5 произведений ныне живущих художников
|
Художник |
Наименование |
Цена продажи, млн $ |
1 |
Лусиен Фрейд |
«Спящий инспектор ПО пособиям»; холст, масло |
33,60 |
2 |
Джефф Кунс |
«Цветок из воздушного шарика (Пурпур)»; нержавеющая сталь, полупрозрачное цветное покрытие |
25,65 |
3 |
Дэмиен Херст |
Инсталляция: «Золотой телец»; теленок в формальдегиде с позолоченными рогами |
18,00 |
4 |
Джаспер Джонс |
«Цифра 4»; холст, масло |
17,40 |
5 |
Герхард Рихтер |
«Свеча»; холст, масло |
7,97 |
В начало раздела "Живопись и графика">>>