Жертва карикатурной войны
Русское дворянское общество в начала XIX века было заражено бациллой галломании. В светских гостиных вели беседы на французском, модная литература была сплошь французская, вечером посещали французский театр, где актеры представляли пьесы французских драматургов. Театр в жизни общества играл первейшую роль. Премьеры, игру ведущих актеров обсуждали в гостиных и на балах, критики давали театральные обзоры в газетах и журналах. Чиновники театрального ведомства регулярно ездили в Париж для найма актеров. Приезд в Петербург знаменитой французской актрисы Жорж Веймер был обставлен такими необычными политическими интригами и драматическими событиями, что об этом стоит рассказать подробнее.
Маргарита-Жозефина Веймер (23 ноября 1787 – 11 января 1867) родилась в семье музыканта и актрисы. Начала выступать на парижской сцене в пять лет в детских ролях. Училась сценическому мастерству у знаменитой актрисы Рокур. Дебютировала в 1802 году в прославленном «Комеди Франсез» под именем Жорж Веймер (Жоржем звали отца актрисы). Природный актерский талант, строгая «античная» красота, величавая фигура, голос большого диапазона стали слагаемыми колоссального успеха актрисы. Ее дарование и красоту заметил сам Наполеон. Вскоре она стала его любовницей.
Ради достижения своих политических целей Наполеон готов был пожертвовать всем. Во время Эрфуртского свидания Александр I познакомился с актрисой Жорж, выступавшей с другими актерами перед императорами. Наполеон, заметив, что Жорж Веймер произвела большое впечатление на русского императора и как актриса, и как женщина, стал склонять ее к поездке на гастроли в далекий Петербург. Во время свидания с Наполеоном, которое оказалось последним, Жорж попросила императора подарить ей свой портрет. Вероятно, она думала, что Бонапарт подарит свой миниатюрный портрет работы Изабе, осыпанный бриллиантами, который она будет хранить в качестве залога их любви. Однако Наполеон схватил со стола золотую монету со своим изображением и подал актрисе со словами: «Вот вам мой портрет!». Этим жестом он низводил ее до уровня оплачиваемой куртизанки. Жорж Веймер была унижена и оскорблена. А между тем Александр I не забыл французскую знаменитость и через русского посла в Париже графа Толстого настойчиво приглашал ее в Петербург. Жорж долго колебалась, она любила Наполеона... Но однажды на маскараде, в ответ на многократные приглашения русского посла, она наконец сказала: «Да».
Ранним утром 7 мая 1808 года, с чужим паспортом, в компании с танцовщиком Дюпором и двумя французскими актрисами Жорж тайно покинула Париж. Вечером она должна была играть в «Комеди Франсез» перед императором. Когда Жорж не вышла на сцену и о ее таинственном исчезновении доложили Наполеону, разразился скандал.
А.Г. Венецианов. Изгнание из Москвы французских актрис. 1812. Офорт. Иллюстрация из книги В. Всеволодского (Гернгросса) «Театр в России в эпоху Отечественной войны». СПб, 1912. С. 180–181
В Петербурге французскую актрису ждал ошеломляющий успех. С 1808 по 1812 годы она царствовала на петербургской и московской сценах. Ее игрой восхищались молодая императрица Елизавета Алексеевна и вдовствующая императрица Мария Федоровна. Благосклонно относился к ней император Александр I. Молва приписывала им даже интимную связь. На вечерах у Жорж Веймер бывал великий князь Константин Павлович и вся столичная знать. Француженка полюбила санные прогулки в любую погоду и однажды сильно простудилась. Сохранилось предание, как на узкой петербургской улочке повстречались сани Жорж и Александра I. Царский кучер, узнав актрису, решил посторониться и опрокинул сани с императором в канаву, заполненную снегом. Жорж была ни жива ни мертва от страха и остановила свои сани. Александр I целый и неврeдимый подошел к ней и с улыбкой сказал: «Что же это, прекрасная женщина, вы хотели меня убить? Это заговор! Но успокойтесь, я этого царю не скажу».
Вечера декламации при дворе и в аристократических салонах приносили актрисе, помимо славы, весьма неплохой доход. Все изменилось с наступлением 1812 года. В воздухе пахло военной грозой. Настроение общества резко изменилось. Все французское стремительно выходило из моды. На сцене ставились русские пьесы на патриотические темы. После нападения Наполеона на Россию положение французских актеров, выступавших в Москве, ухудшилось еще больше. По свидетельству очевидцев, на премьеру французского спектакля пришло всего несколько человек. 18 ноября 1812 года был издан указ о роспуске французской труппы.
Решение о сдаче Москвы стало неожиданностью для всех. Французские актеры вместе с московскими жителями спешно покидали город. Современник вспоминал: «Короли кулис утратили свои пурпурные мантии и облеклись в одежды сермяжные. Лапти заменили им державные сандалии… Весь костюм главного трагика состоял в старой военной шинели, наброшенной прямо на голое тело, и ополченской шапки, поднятой им на улице. Первый любовник был в семинарском подряснике, в изодранных панталонах и белом атласном жилете маркиза. Первая актриса была в красной душе-грейке на заячьем меху, еле доходившей до колен, юбок на ней не было, но зато на голове красовался головной убор Марии Стюарт с черным страусовым пером».
Весть об увольнении французской труппы и бегстве артистов из Москвы послужила сюжетом для офорта «Изгнание из Москвы французских актрис». Офорт не подписан. На основании карандашной надписи «Венециановъ», сделанной гравером С.Ф. Галактионовым на экземпляре офорта из собрания Ваулина, «Изгнание из Москвы французских актрис» считается работой А.Г. Венецианова. Датируют ее 1812 годом. Среди чахлой растительности катится телега, запряженная двумя ослами и нагруженная театральным реквизитом. На телеге стоит барабан, на котором восседает актриса. Двое актеров примостились спереди и сзади. Еще одна актриса сидит на осле и погоняет его кнутом. Перед телегой танцует молодой актер. За телегой, словно за траурной колесницей, идут три актрисы, как будто бы призванные символизировать трех граций, но своим видом более похожие на фурий. Персонажи изображены карикатурно, но с характерными физиономическими чертами. Можно предположить, что за шаржированными фигурами офорта А.Г. Венецианова скрываются конкретные лица, выступавшие на сцене французского театра. Современники узнавали недавних своих кумиров, но со временем, разумеется, их имена забылись.
А.Г. Венецианов. Путешествие французской театральной труппы. 1812. Бумага, перо, тушь. 15,6 х 19,4. «Рисунки и акварели русских художников конца XVIII – начала XX вв. из частных собраний Ленинграда». Каталог выставки. Л., 1964.
В 1964 году в залах Научно-исследовательского музея Академии художеств СССР экспонировалась выставка «Рисунки и акварели русских художников конца XVIII – начала XX века из частных собраний Ленинграда». В каталоге выставки на 19-й странице воспроизведен рисунок пером на бумаге — эскиз к офорту «Изгнание из Москвы французских актрис». Справа внизу авторская подпись: «Соч:акад:венециановъ». Под рисунком авторская надпись: «Путешествие французской театральной труппы...» Рисунок хранился в ленинградском частном собрании, нынешнее его местонахождение неизвестно. Подпись под рисунком доказывает, что автором офорта «Изгнание из Москвы французских актрис» действительно был замечательный русский художник Алексей Гаврилович Венецианов.
Офорт почти точно повторяет рисунок. В отличие от офорта, на рисунке над головами нескольких лиц Венецианов поместил их фамилии. Над головой дамы, сидящей на барабане, тушью написано: «Mle George Weimer». Жорж Веймер изображена карикатурно: расплывшаяся фигура, всклокоченные волосы, на коленях театральный шлем, украшенный перьями, — намек на классический репертуар актрисы. Жорж на офорте не похожа на свои портреты, современные офорту, но гротескный образ, созданный художником, напоминает об отзыве князя П.А. Вяземского, видевшего ее два десятка лет спустя и написавшего в «Записной книжке», что Жорж превратилась с годами «в бабу-ягу». Именно такой некогда прославленная красавица предстает в сатирическом рисунке А.Г. Венецианова.
Перед телегой в балетном «па» запечатлен еще один артист французской труппы — тот самый Луи-Антуан Дюпор (1786–1853), который приехал в Петербург вместес Жорж и с ней же покинул Россию в конце 1813 года. Специалисты отмечают, что танец Дюпора отличался виртуозной техникой, доведенной до совершенства.
Блистательно начавшаяся карьера Жорж Веймер в России рухнула в одночасье. В немалой степени на это повлияла язвительная карикатура А.Г. Венецианова. Жорж вернулась в Петербург, но о выступлениях в России не могло быть и речи. В честь изгнания французских войск из России в Петербурге была устроена праздничная иллюминация. Все дома были ярко освещены. И только несколько окон в квартире бывшей королевы театральных подмостков были темны. Несмотря на разрыв с Наполеоном, Жорж Веймер оставалась бонапартисткой и тяжело переживала его поражение. Петербург она покинула так же тихо и незаметно, как когда-то уехала из Парижа.
В начало раздела "Живопись и графика">>>