Логотип
Tefal

Забытый маринист Филипп Клименко

В приемной начальника Центрального военно-морского музея я обратил внимание на висящую на стене картину «Нева и Адмиралтейство». Тогда я впервые услышал фамилию автора работы — Клименко. С тех пор открытки с репродукциями картин Клименко стали попадаться мне с завидной регулярностью, но личность автора оставалась для меня загадкой.

Когда мне удалось добраться до запасников музея, то оказалось, что автор картины, висящей в приемной, не Клименко, а Клименков. Однако ни об одном, ни о другом художнике музейные работники не располагали исчерпывающей информацией. В каталожных карточках учета не имелось даже инициалов. Ничего определенного не смогли мне сказать и в Русском музее.

Ф. Клименко. «На рейде». Акварель без рамы. 32,0 х 21,0. Магазин-ломбард «Янус», Санкт-Петербург

После упорных поисков мне удалось установить некоторые биографические данные. Филипп Филиппович Клименко родился в 1862 году на юге России. Он учился в Одесской рисовальной школе, основанной 30 мая 1863 года Одесским обществом изящных искусств. Первым Президентом общества был князь С.М. Воронцов (1782–1856), а вице-президентом — архитектор Ф.О. Моранди (1811–1894). 30 декабря 1899 года был утвержден штат, согласно которому Школа была переименована в «Художественное училище Общества изящных искусств в Одессе».

Славу Одесской школе принес наиболее известный ее ученик — Кириак Константинович Костанди (1852–1921), который в течение четырех лет учился в Одессе, затем окончил Академию художеств в Санкт-Петербурге, был членом Товарищества передвижных выставок. К.К. Костанди долгое время преподавал в рисовальной школе, и Ф.Ф. Клименко, а также И.И. Бродский (1884–1939), М.Б. Греков (1882–1934), С.Ф. Колесников (1879–1955) были его студентами. Позднее Клименко сам преподавал в Одесской рисовальной школе, среди его учеников в 1888–1892 годах был Алексей Новаковский, которого исследователи причисляют к представителям так называемого украинского барокко.

Ф.Ф. Клименко участвовал во Второй выставке Товарищества южнорусских художников в 1891 году, где представил пейзаж «Малый Фонтан», а также в весенней выставке 1902 года. Товарищество Южнорусских художников (ТЮРХ) было основано в 1890 году и имело статус независимого творческого объединения одесских художников. В числе его учредителей были вышеупомянутый К.К. Костанди и Г.А. Ладыженский (1852–1916). Общество существовало тридцать лет, в объединение входило 87 действительных членов, участие в его выставках принимали более двухсот художников, в их числе были и известные мастера из Петербурга и Москвы.

Других сведений о Ф.Ф. Клименко пока найти не удалось.

В вышедшем в 2003 году в издательстве «Белый город» альбоме «Морской пейзаж», составленном А. Шестимировым, художнику Клименко посвящено всего несколько строк: «Его многочисленные акварельные штилевые композиции со стоящими на рейде небольшими судами и неизменной умиротворенностью морской стихии всегда выполнены достаточно профессионально. Но его живописный язык не отличался разнообразием: найдя однажды удобный прием, он не стремился совершенствовать его. Поэтому его произведения второстепенны в истории маринистической живописи».

С таким мнением вряд ли можно вполне согласиться хотя бы потому, что многие «штилевые композиции» Клименко отмечены уравновешенностью, нежностью колорита, так что дальнейшее «совершенствование» кажется просто проблематичным.

Отметим, что Клименко рисовал не только «штилевые композиции». Во многих его работах присутствуют и порыв ветра, и наполненные паруса, и волны — такие моменты художнику запечатлеть бывает труднее всего. Поэтому спорная мысль о второстепенности творчества Клименко говорит лишь о нежелании автора попытаться его понять.

Все репродукции работ Клименко, которые имеются в моей скромной коллекции (а их в собрании 28), посвящены черноморским видам. Это не только традиционные изображения судов, но и морские пейзажи со скалами, деревьями, песком, береговой линией, отмеченные цельностью колористического решения.

Ф.Ф. Клименко. Репродукция-открытка. Издательство «Ришар», Санкт-Петербург. 1910-е

 

Трогательное и нежное отношение художника к морю, соленому воздуху и легкому бризу присутствует в каждом произведении Клименко. Во всех его работах Черное море легко узнаваемо. Каждое произведение мастера создает определенное настроение, морские пейзажи Клименко даже в виде небольшой почтовой открытки отзываются в душе каждого подлинным чувством. Если сравнивать творчество Филиппа Филипповича с работами других маринистов, можно провести параллель с живописью Л.Ф. Лагорио (1826–1905).

Почти все открытки с репродукциями работ Клименко были выпущены в Петербурге и Стокгольме — известным издателем Павлом Гекшером, акционерным обществом Гранберг. В коллекции есть и экземпляры, отпечатанные в крупнейшем петербургском издательстве «Ришар».

Примечательно, что лишь на некоторых из них есть названия работ. Даты есть только на трех: это 1911 и дважды — 1910¬й год. На всех открытках в разной степени четкости просматривается подпись автора, но не всегда в подписи присутствует инициал — буква «Ф» своеобразного начертания. На остальных работах обозначена только фамилия, однако нет сомнений в том, что это «другой» Клименко.

Точную дату смерти Ф.Ф. Клименко пока установить не удалось, известно лишь, что художник ушел из жизни после 1917 года. Пока не удалось проследить судьбу его живописного наследия. Возможно, его поглотил молох революции. Ведь если подходить к его творчеству с классовой точки зрения, то новой власти такой художник был не нужен.

Поиск в Интернете принес некоторые результаты. Фамилия художника встречается несколько раз и связана с продажей его картин. Вот что удалось узнать об одной из работ: «Пейзаж “Лунная ночь на Украине” относится к тем немногим произведениям художника, которые сохранились до нашего времени. Это зрелое произведение сложившегося мастера, написанное в Одессе в 1890 году. В нем ясно видны черты, характерные для всего его творчества: непосредственность восприятия природы, выразительность, простота и лаконизм выразительных средств». Отдавая должное творчеству художника, этот отзыв является свидетельством того, что лишь немногие произведения Клименко сохранились до наших дней.

Лишь изредка на антикварных аукционах появляются его работы. Но среди них нет ни одной «марины». Однако репродукции с его морских акварелей сохраняют память о подлинниках, и, может быть, первая публикация об этом талантливом, но незаслуженно забытом художнике станет толчком к более внимательному изучению его творчества. И мы сможем больше узнать о его жизни, увидеть не только «штилевые композиции», но и другие работы Филиппа Филипповича Клименко. 

В начало раздела "Живопись и графика">>>