Логотип
Tefal

Лики на полотнах - страницы летописи

Портреты талантливых мастеров можно приравнять к страницам ожившей летописи. Лица изображенных многое могут рассказать внимательному взгляду. К. Сомов, В. Шухаев, З. Серебрякова, С. Сорин и Б. Шаляпин — вот имена величайших художников прошлого столетия, вписавших русскую портретную живопись в контекст всемирной портретной галереи.

 

Григорьев Б. Москвин в роли Федора Иоанновича

 

Константин Сомов брался за написание портрета в редком случае и лишь тогда, когда модель его особенно интересовала. Именно так произошло в 1925 году, когда судьба свела художника с Сергеем Рахманиновым. Семья композитора жила во Франции в дачном местечкеКорбевиль.

Сомов почти одновременно писал два портрета Рахманинова, один был заказан ему фирмой «Стейнвейн» для воспроизведения на афишах и программах рахманиновских концертов, другой — менее официальный. В дни молодости композитора А.П. Чехов, побывавший на концерте Рахманинова, после его окончания сказал молодому исполнителю: «Вы знаете, молодой человек, я нынче весь вечер смотрел на вас и думал, что вам, наверное, суждено стать большим человеком. У вас удивительное, необыкновенное лицо…» Сомов ощутил то же, что когда-то открылось писателю, и сумел передать сложный внутренний мир Рахманинова, его напряженность, скрывавшуюся за обычно спокойным выражением лица.

Вскоре второй портрет приобрел небезызвестный в России одесский коллекционер Михаил Брайкевич. И куда бы затем судьба ни забрасывала эмигрантаБрайкевича, он возил портрет с собою, вместе с остатками коллекции. Последние годы жизни Брайкевич провел в Лондоне, там же, в одном из университетских музеев, осела коллекция, состоящая исключительно из произведений художников-эмигрантов.

Иначе сложилась судьба портрета. В 1962 году племянник художника, Евгений Михайлов, получил из Англии письмо от Софии Брайкевич, которая уведомляла оимеющемся у нее портрете русского композитора. Она подчеркивала, что покойный Сомов желал бы показать свое произведение в Государственном Русском музее. В результате долгих переговоров Министерство культуры СССР приобрело редкое изображение гениального композитора.

Григорьев Б. Портрет Горького. 1926

Некоторые портреты другого русского художника В.И. Шухаева также попали из эмиграции в Россию. Не менее значительны и те, что остались в Европе и Америке. Мастер со времен своего обучения в Высшем художественном училище при Петербургской Aкадемиихудожеств в 1906–1912 годах заявил себя блестящим портретистом, но по-настоящему использовать свой дар ему помогли обстоятельства. Пребывая долгие годы в Париже, будучи знакомым с С. Дягилевым, И. Стравинским, С. Прокофьевым, Ф. Шаляпиным, Василий Иванович Шухаев не мог пройти мимо столь выразительных и символических образов. Стравинского и Прокофьева он встречал на концертах в частном концертном зале, который расписывал вместе с Ю. Яковлевым, но портреты их исполнил только в 1932–1933 годах. Восхищаясь лицами русских знаменитостей, портретист избрал в отображении их манеру монументалиста, буквально «врезав» нарочито увеличенные головы в границы холста. Отсутствие деталей, темные фоны, жестко проложенные на лбу, крыльях носа тени, отсутствие всякого желания приукрасить образы — все работает на идею символа. В лице И.Ф. Стравинского одновременно с нервностью и эмоциональностью на первый план выступает стремительная целеустремленность, в лице С.С. Прокофьева — сосредоточенность на неких внутренних задачах.

К заметным талантливым портретистам ХХ века можно также отнести Зинаиду Евгеньевну Серебрякову. Уже одно то, что ее ранний «Автопортрет» был приобретен Третьяковской галереей, говорит о мощи ее таланта. Многие портреты, созданные художницей позднее, во Франции, случай разметал по всему свету. В эмиграции, а Зинаида Евгеньевна вынуждена была покинуть Россию в 1924 году, портретный цикл Серебряковой пополнился и серьезно изменился. Наряду с заказными работами она исполняет несколько портретов-заметок, запечатлевших ее современников и одновременно оставивших иконографически точные облики известных личностей. Ее «Портрет Александра Николаевича Бенуа» представил известную в художественных кругах России и Европы личность в момент резкого изменения судьбы, а именно сразу после переселения во Францию. Благодаря пристальному интересу художницы к людям, остались несколько портретов русских коллекционеров, которые в первой четверти ХХ века помогли многим петербургским и московским художникам утвердиться в мире искусства. Это портреты Генриетты Гиршман, Феликса и Ирины Юсуповых, графа и графини Зубовых, Сандры Меликовой.

Маревна. С. Дягилев, Н. Гончаровa, М. Ларионов

 

Среди художников-эмигрантов, тесно примыкавших к объединению «Мир Искусства», был тонкий портретист Савелий Сорин, попавший в Париж в 1917 году из Крыма. Пожалуй, именно он, благодаря своим изящным, законченным портретам, быстрее всего завоевал признание западной публики. В Америке Сорин создает «Портрет балерины А. Павловой», находящийся в парижском Люксембургском музее. Продолжая серию образов балерин и танцоров, начатую еще в российский период, он пишет в 1928 году «Портрет Михаила Фокина», придав его фигуре театрализованную позу, близкую к постановкам античных статуй и балетным па, исполнявшимся танцором. Более двух месяцев работал над портретом А.Н. Бенуа. Бесспорно, к лучшим произведениям Сорина-портретиста относится и его «Портрет Ф.И. Шаляпина», написанный легко и непринужденно, будто перед художником не величайший артист того времени, а просто хороший знакомый. Таких естественных изображений у Сорина было немного. С Шаляпиным художника еще в Нижнем Новгороде познакомил А.М. Горький, и со времени волжских встреч отношения надолго не прерывались.

Некоторые из произведений С. Сорина, завещанные России, уже после кончины художника в 1974 году были показаны в Государственном Русском музее и в Третьяковской галерее и пополнили фонды искусства ХХ столетия. Предполагалось, что все оставшееся в руках вдовы мастера наследие со временем поступит в русские музеи, но недоразумения в переговорах заставили владелицу отказаться от планов. Она завещала галерею портретов князю Монако Ренье, который выделил под нее несколько залов своего богатого дворца.

Серебрякова З. Портрет Е. Шапиро 1940

 

Нельзя не отнести к портретистам фигуру сложного по восприятию Бориса Григорьева. В зарубежье на несколько лет застряли актеры МХАТа, приехавшие после октябрьских событий на гастроли в Прагу. Б. Григорьев, бывший большим поклонником драматического искусства, часто бывал на спектаклях художественников. Он перезнакомился со всей труппой и прямо за кулисами писал актеров. Театрализованные портреты И. Москвина, М. Чехова можно смело отнести к разряду запоминающихся образов, хотя бы уже по одному тому, что они «остановили редкое мгновение». Григорьевские произведения продолжили традицию А. Головина и Л. Бакста, также любивших оставлять образы актеров в костюмах и гриме, помогая лицедеям преображаться, вливаться в магию театрального процесса.

Из совсем молодого поколения художников-эмигрантов, примкнувших к «Миру Искусства», в выставке 1921 года в Париже участвовал Борис Шаляпин. Этот американизировавшийся мастер салонного портрета много писал по заказу, в следствие чего его академически поставленная техника стала все больше склоняться в сторону создания поверхностного образа. Однако в бесконечном ряду красоток и красавцев Голливуда Б. Шаляпиным созданы и образы русских актеров из балетной труппы Монте-Карло — Н. Вершининой, Н. Орлова в костюме барабанщика. Особенно эффектен портрет танцовщика Д. Ростова в образе Паганини, выполненный художником в 1928 году. Но, конечно, к особо запоминающимся работам можно отнести лишь отрешенные от повседневности, пиететныепортреты С.В. Рахманинова и Ф.И. Шаляпина. 

В начало раздела "Живопись и графика">>>