Тайна двух портретов
Когда сотрудники Министерства культуры России наткнулись в каталоге аукциона Сотбис на портреты супругов Зубовых, по их собственному признанию, сердце у них затрепетало. Дело в том, что согласно базе данных Государственного регистра культурных ценностей, утраченных, похищенных и находящихся в розыске, эти две вещи происходили из разрушенного и лежащего в руинах Грозненского художественного музея.
О портретах удалось узнать, что до революции они были частью собрания Талызиных в подмосковном имении Денежниково. Портреты графа Николая Зубова и графини Натальи Зубовой в каталоге выставки 1905 года были обозначены как работы, не имеющие авторства. Недавний владелец картин, выставивший их на русские торги в Сотбис, назначенные на 20 ноября, провел собственные изыскания и установил, что работы принадлежат кисти А.Молинари и С.Щукина. Однако чиновники Минкульта результатам частной экспертизы не доверяют и собираются провести собственную.
Вернемся, однако, к судьбе картин, поскольку легенда произведения искусства зачастую придает ему не меньше значимости, чем собственно художественные достоинства. Национализированные большевиками обе работы попали в Русский музей, оттуда в 1930-е - в Художественный музей города Грозного. Во время первой чеченской кампании музей был разрушен. Из двенадцати с половиной тысяч экспонатов удалось спасти несколько сотен, среди них чуть меньше сотни живописных и графических работ, которые находятся в реставрационных мастерских имени Грабаря. Остальное погибло или было разграблено.
Министерство культуры, сотрудничающее с ФСБ, располагает данными, что часть экспонатов музея находится у чеченских полевых командиров, которые пытаются их продать с целью "финансирования своей незаконной деятельности". Находка двух портретов - не первая удача министерских чиновников в деле возвращения похищенных из грозненского музея ценностей. В 2000 году был пресечен контрабандный вывоз полотна Франца Рубо "Освобождение Шамиля" - его собирались продать в Израиль за миллион долларов.
Как только происхождение двух портретов было подтверждено экспертами, Министерство культуры обратилось в аукционный дом с просьбой снять работы с торгов. Поскольку владелец немедленно отказался от прав владения, изъятие работ из списка лотов произошло без проволочек. Кстати, стартовая цена портретов составляла 177 тысяч долларов США. Анатолий Вилков, руководитель Департамента по сохранению культурных ценностей, беседовал с бывшим владельцем в Скотланд-Ярде. Владелец, оказавшийся гражданином Франции, купил портреты в Германии. Цепочка хозяев картин, сменявших друг друга, замкнулась на некоем немецком бизнесмене, в 90-е годы работавшем в Москве. По данным Минкульта, именно он вывез картины за границу, и вывоз был незаконным, поскольку министерство, естественно, не давало на это разрешения.
Последний владелец картин оказался добросовестным приобретателем (юридический термин, означающий, что человек купил краденое по незнанию), добросовестным настолько, что выразил готовность отказаться еще от трех работ из своего собрания, купленных подобным образом. А насчет бизнесмена Минкультнамерен разобраться - если окажется, что он купил вещи в антикварном магазине, работающем по лицензии, - тогда он вне подозрений, поскольку ответственность за чистое происхождение вещей целиком на магазине. Если нет - то виноват он, но какие меры можно будет в связи с этим предпринять, неизвестно: по факту разграбления музея так и не возбуждено уголовное дело, все разбирательство происходит в рамках гражданского законодательства.
Возвращенные в Россию картины предполагается в ближайшее время поместить в одно из фондовых хранилищ Минкульта - теоретически их собираются вернуть в Грозненский музей, но пока здание лежит в руинах, речи об этом не идет. На пресс-конференции, устроенной для журналистов, вновь обретенные портреты красовались на торжественном месте. В пресс-релизе портреты именуются шедеврами - налицо некоторый перебор. Портреты, хоть на них и изображены дочь генералиссимуса Суворова и ее супруг, брат знаменитого фаворита Екатерины Платона Зубова, все-таки на шедевры не тянут. Скорее, это живопись весьма средней руки. Однако чиновников, празднующих победу, тоже можно понять - список из 500 пропавших из грозненского музея произведений сократился на два пункта. Значит, не зря чиновники ездили в Лондон и посещали Скотланд-Ярд. Оттуда, кстати, рукой подать до Бейкер-стрит, а если кто-то хоть немного почувствовал себя Шерлоком Холмсом, то меньше, чем на шедевр, соглашаться просто глупо.