«Русские торги» Sotheby’s
2 ноября 2009 г. в Нью-Йорке пройдут очередные «русские торги» Sotheby’s. Покупателям будут предложены 122 лота — живопись XIX и начала XX века, иконы, предметы из серебра и изделия Фаберже.
НАТАЛИЯ ГОНЧАРОВА |
ВЛАДИМИР БАРАНОВ-РОССИНЕ |
Среди топ-лотов аукциона — 20 работ из коллекции Филлис и Сэмюэла Шрайберов (Phyllis & Samuel Schreiber), которая считается одним из самых выдающихся собраний русского искусства в Соединенных Штатах. Еще в 1970-х годах супруги начали покупать произведения таких художников, как Наталия Гончарова, Михаил Ларионов, Борис Григорьев, Владимир Баранов-Россине и т. д. В ноябре 2007 года Sotheby’s представил 9 работ из собрания Шрайберов, одна из которых, «Колокольчики» Гончаровой, принесла 3 миллиона фунтов (и заняла третье место в списке самых дорогих произведений художницы). На аукционе 2 ноября также появится картина знаменитой амазонки авангарда «Натюрморт с цветами и рыбой». Специалисты Sotheby’s оценили ее в 400–600 тысяч долларов. Провенанс у работы солидный: первым ее владельцем была престижная Galerie Beyeler (Базель), затем картина провела некоторое время в собрании парижского Музея современного искусства, а после этого отправилась в собрание британского издателя Эдварда Халтона (Edward Hulton). Шрайберы купили полотно на торгах Sotheby’s в 1985 году. По мнению AI, «Натюрморт с цветами и рыбой» найдет покупателя ближе к нижней границе эстимейта — 400 тысячам долларов. Вещь эффектная, но рыба на переднем плане «съедает» значительную часть традиционной декоративности. По-своему интересно, но все-таки от Гончаровой ждут не холодной красоты Краснопевцева.
Еще одна картина, получившая эстимейт 400–600 тысяч, — «Сельская дорога» Баранова-Россине. Эта изысканная работа была написана в 1911 году, когда художник жил в Париже. На том же Sotheby’s 26 ноября 2007 года похожая картина «Осенний лес» (сопоставимых размеров — 89,5 х 65,5) ушла за 356,5 тысячи фунтов (около 731 тысячи долларов) при оценке 300–500 тысяч фунтов.
Из коллекции Шрайберов также происходят две литографии Эля Лисицкого — эскизы к авангардной постановке «Победа над солнцем». Эта футуристическая опера была написана в 1913 году. Автором музыки выступил Михаил Матюшин, текст сочинил Алексей Кручёных, а первым художником-постановщиком стал Казимир Малевич. В начале 1920-х Лисицкий задумал сделать из «Победы над солнцем» электромеханическое представление: актеров должны были заменить марионетки, управляемые при помощи специальной установки. К сожалению, проект осуществлен не был. В 1923 году в Берлине вышла папка с литографиями (тираж 75 экземпляров), на которых были изображены марионетки и декорации. На Sotheby’s появятся «Пластические фигуры для электромеханического представления» (эстимейт 30–40 тысяч долларов) и «Страж» (эстимейт 18–22 тысячи). По всем этим работам AI предполагает уход по нижнему эстимейту. Для тиражной графики многовато, но уж очень знамениты эти изображения, символы авангарда — главного пока вклада русского искусства в мировой художественный процесс.
ЭЛЬ ЛИСИЦКИЙ |
ПАВЕЛ КУЗНЕЦОВ |
НАТАЛИЯ ГОНЧАРОВА |
АЛЕКСАНДРА ЭКСТЕР |
Кроме того, на Sotheby’s будет представлена гуашь Гончаровой «Благовещение», оцененная в 35–45 тысяч долларов. Это произведение было создано около 1909 года, в период расцветанеопримитивистского стиля художницы, главными вдохновителями которого послужили церковный лубок и древнерусская иконопись. По мнению AI, лот найдет нового покупателя без превышения эстимейта — например, за 35 тысяч долларов. Виной тому размер: уж очень эта гуашь маленькая.
Еще одна интересная графическая работа из собрания Шрайберов — «Эскиз костюма к постановке “Фауст”»Александры Экстер (эстимейт 40–60 тысяч долларов). Этот рисунок гуашью был выполнен в 1927 году, когда художница жила в столице Франции и преподавала в Академии современного искусства Фернана Леже (Fernand Léger). На работе стоит штамп подлинности Симона Лиссима — друга художницы, которому она завещала все, что было в ее мастерской. Лиссим отдавал произведения Экстер на выставки, дарил их музеям. Эскиз к «Фаусту» был куплен на аукционе Sotheby’s, который состоялся через три года после смерти владельца, в 1984 году. Рисунок экспонировался во многих известных галереях, в числе которых берлинская Der Sturm, парижская Galerie des Quatre Chemins и нью-йоркская Leonard Hutton. По мнению AI, лист может найти покупателя со значительным превышением эстимейта — вплоть до 120 тысяч долларов.
КОНСТАНТИН КОРОВИН |
Пейзаж Павла Кузнецова под названием «Кисловодск» оценен в 300–400 тысяч долларов. Супруги Шрайбер приобрели его на Phillips в 1991 году. В 1920-х и 1930-х годах Кузнецов ездил в путешествия по Черноморскому побережью, где выполнил серию пейзажей. Представленный на Sotheby’s холст относится к числу крепких, но вряд ли установит ценовой рекорд для работ Кузнецова. Сейчас первые два места в списке аукционных достижений художника занимают полотна, проданные на тех самых торгах 26 ноября 2007 года: «Натюрморт с графином» принес 288,5 тысячи фунтов (около 577 тысяч долларов), а «Гора Бештау около Пятигорска» — 180,5 тысячи фунтов (около 361 тысячи долларов). Размеры всех работ сопоставимы. Прогноз AI для «Кисловодска» — 300 тысяч долларов или меньше.
Работа с обложки каталога — гуашь Бориса Григорьева из цикла «Лики России» (около 1923), предварительно оцененная экспертами аукционного дома в 400–600 тысяч долларов. «Лики России» являются продолжением знаменитой серии «Расея», посвященной русской деревне. В письме куратору Кристиану Бринтону (Christian Brinton) художник писал о том, что еще в детстве его поразила «животность» русского народа: «… основным цветом моих “Ликов России” является типично мужицкий цвет…» Портреты мужиков и баб, измученных непосильным трудом, но полных природной силы, — Григорьев создавал эти работы уже в эмиграции (художник покинул Россию в 1918-м). Позже он переименовал серию в «Лики мира», подчеркнув тем самым, что человеческие души и судьбы везде одинаковы. Произведения из цикла «Лики России» появляются на аукционах не так уж часто, и каждая их продажа становится событием. Ноябрьский Sotheby’s не должен стать исключением. Прогноз AI — 400 тысяч долларов. Работа хорошая, но — графика.
БОРИС ГРИГОРЬЕВ Из цикла «Лики России» |
РОБЕРТ ФАЛЬКДве женщины в тени деревьев |
Еще одна интересная работа Григорьева, «Мать с ребенком» (1918), получила оценку 500–700 тысяч долларов. Это одна из немногих картин художника, на которой его жена Элла изображена вместе с сыном Кириллом. Работа экспонировалась на Первой государственной свободной выставке произведений искусств, которая прошла в 1919 году в Зимнем дворце. Более ранний портрет Эллы с Кириллом, написанный в 1915 году, хранится в Государственном Русском музее. «Мать с ребенком» происходит из собрания берлинского коллекционера.
На аукционе будет также представлено несколько произведений из коллекции Мирры Франкфурт (Myrrha Frankfurt) — собирательницы русского происхождения, в 1950-х годах поселившейся в Нью-Йорке. Франкфурт общалась с такими выдающимися деятелями культуры, как Мстислав Ростропович, Сергей Судейкин и Роберт Фальк. Последнему она нередко помогала, когда они оба жили в Париже (в 1930-х годах). В качестве благодарности художник подарил ей несколько картин. Одна из них, «Две женщины в тени деревьев», оценена специалистами Sotheby’s в 150–200 тысяч долларов. Человеческие фигуры на этом полотне органично вписываются в пейзаж, и, несмотря на экспрессивные мазки, композиционно работа производит прямо-таки идиллическое впечатление.
Покупателям также предоставляется возможность купить замечательный «Лирический пейзаж» Абрама Маневича, поступивший из американской частной коллекции. Работа очень декоративная. По мнению ряда коллекционеров, этот Маневич — один из самых интересных лотов предстоящих торгов. Эстимейт полотна составляет 60–80 тысяч долларов. Маневич — певец «тихой природы», его одинаково вдохновляли и захолустные украинские местечки, где он провел свое детство и юность, и «одноэтажная» Америка, куда он переехал после революции. В произведении Маневича больше всего поражают деревья, чьи ветви и стволы образуют причудливые, почти абстрактные узоры, напоминающие стиль «модерн». Скорее всего, картина была написана незадолго до или вскоре после приезда в США.
АБРАМ МАНЕВИЧ |
Полотно русского импрессиониста Константина Коровина «У окна» оценено в 600–800 тысяч долларов. Оно было выполнено в 1923 году, когда художник находился в Берлине. Возможно, оно экспонировалось на персональной выставке художника в Karl Nikolai Gallery. Тот период в жизни художника был, мягко говоря, нелегким, но работа отличается жизнерадостностью и романтизмом. С конца 1960-х она находилась в немецкой частной коллекции. По мнению AI, эта большая, метровая работа найдет покупателя в пределах эстимейта — например, за 650 тысяч долларов.
«Портрет девушки», выполненный Алексеем Харламовым, оценен в 100–150 тысяч долларов. Вообще инвесторам хорошо бы внимательнее присмотреться к произведениям этого известного салонного художника XIX века. Согласно рейтингу ARTinvestment.RU, он входит в десятку русских живописцев по доходности и темпам роста. «Портрет девушки» мил и выразителен. Он украсит любой антикварный интерьер. И, по мнению AI, намеченные 150 тысяч долларов вполне ему по плечу.
АЛЕКСЕЙ ХАРЛАМОВ Портрет девушки |
20–22 октября часть лотов с предстоящего аукциона Sotheby’s показал в Москве на предаукционной выставке в Историческом музее. Несколько витрин с императорскими ювелирными изделиями и, наверное, штук 15 картин. Понятно, что везли лучшее. Разве что портрет кисти Репина был сильно так себе, а все остальное произвело внушительный эффект. И хорошие вещи Айвазовского и отличный холст Лагорио. Очень неплохой пейзаж Кончаловского. Но главных впечатления два — гуашь «Лики России» Григорьева и «Лежащая обнаженная» Зинаиды Серебряковой. Вроде бы две графики, Серебрякова так и вовсе эскизной проработки, а забивали все — и светящиеся морские пейзажи, и пышную яркую Экстер…