Логотип
Tefal

К. С. Петров-Водкин (1878-1939).

 Кузьма Сергеевич Петров-Водкин родился в семье сапожника в городе Хвалынск Саратовской губернии. Способности мальчика к рисованию рано проявились и были замечены как горожанами, так и приезжим из Петербурга известным архитектором Р. Ф. Мельцером, который увез его с собой и устроил в Училище технического рисования Штиглица, а купцы присылали ежемесячно 25 рублей в помощь Кузьме.

В 1897 году юноша уже сам выбрал себе путь: он переехал в Москву и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился у Серова В.А.

С 1905 по 1908 год Петров-Водкин продолжал годы учения в Париже, совмещая со странствиями, посетил Италию (1905), побывал в Северной Африке (1907). В 1909 году в редакции журнала «Аполлон» состоялась первая персональная выставка молодого художника, искания которого еще не совсем явно прояснились. Картина «Сон» (1910) вызвала полемику, но уже через два года, с созданием картины «Купание красного коня» (1912), эстетика художника, с ориентацией на классику, символизм и иконопись, совершенно самобытная, определилась вполне.

В картинах «Девушки на Волге» (1915), «На линии огня» (1916), «Утро» (1917) – контрастно, но во всей полноте жизни предстает эпоха, и эта масштабность восприятия и мышления художника лишь усиливается с революцией в России.

«Автопортрет» (1918), «Селедка» (1918), «Утренний натюрморт» (1918) – это зрелость уникального живописца, более того, как ни удивительно, это первые шедевры советского искусства. Эстетика этих созданий исключительна, она подобна эстетике старых мастеров, по сути, это эстетика Ренессанса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«1918 год в Петрограде» (1920), «Смерть комиссара» (1928), «1919 год. Тревога.» (1934), «Весна» (1935) – каждое полотно и все вместе это эпоха, высокая, трагическая, прекрасная. А это и судьба художника, столь своеобразного и всеобъемлющего по миросозерцанию.

 

 

 

 

 

 

В начало раздела "Живопись и графика">>>