Волошин — акварелист
Художественное наследие Максимилиана Волошина насчитывает примерно 6000 акварельных работ. По свидетельству современников, Волошин рисовал их «пачками» и охотно раздаривал своим друзьям. Большая часть графических листов Волошина относится к огромной серии коктебельских акварелей, начатой художником в середине 1910–х годов.
М. Волошин. Коктебель. 1929. Б., акв. Дом¬музей М. Волошина, Коктебель
Поэтсимволист конца XIX – начала XX века Максимилиан Волошин, к сожалению, в роли художникаакварелиста известен еще далеко не всем. Тем не менее, в последнее время его необычные по манере исполнения акварели все чаще и чаще появляются на отечественных аукционах. По словам директора Киевского музея русского искусства Юрия Вакуленко, стоимость этих работ колеблется от пяти до двадцати тысяч долларов.
Волошинские акварели, ставшие сегодня интересным объектом для коллекционирования, можно увидеть и на разнообразных выставках. Так, в конце октября 2006 года в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина прошла выставка, на которой были представлены 28 акварелей, подаренных музею известным танцором и коллекционером Михаилом Барышниковым. В доме–музее Волошина в Коктебеле в настоящее время находится примерно полторы тысячи акварелей поэта. Кроме того, в фондах таких известные музеев, как Феодосийская картинная галерея, Симферопольский художественный музей и других, также есть много работ Волошина. Значительное число акварелей находится в различных частных собраниях.
В связи с растущей популярностью Волошинаакварелиста на артрынке иногда встречаются и подделки, которые довольно трудно отличить от подлинных работ. Собирателям следует внимательно присмотреться к особенностям творческого почерка художника, сопоставить работы с эталонными произведениями бесспорного происхождения или обратиться к специалистам.
Большинство известных графических работ Волошина относится к огромной серии коктебельских акварелей, начатой художником в середине 1910–х годов. Художественное наследие Волошина насчитывает примерно шесть тысяч акварельных работ, значительная часть которых разбросана по всему миру. По свидетельству современников, Волошин рисовал их «пачками» и охотно раздаривал своим друзьям. Многое было продано вдовой художника.
Пейзажи художника, щедро рассыпанные по всему свету, отличаются особенной легкостью в использовании акварельной техники, необычностью исполнения, красивыми и символичными цветовыми сочетаниями. Они оживают в интерьере и наполняют его поэтичной простотой и гармонией.
Изобразительное наследие признанного поэта представляет интерес, прежде всего, для поклонников поэтического творчества Волошина. Впрочем, поэт и художник удивительным образом соседствовали в его личности и влияли друг на друга. Современник поэта, искусствовед Эрих Голлербах считал эти две стороны личности Волошина неразделимыми: «Редчайшее соединение художника и поэта образует в творчестве Волошина небывалую монолитность двуединой устремленности. Любой поэт, не владеющий кистью, рискует стать жертвою иллюстрационных упражнений чуждого ему по духу мастера. Волошин же сам сделался "иллюстратором" своих стихов, причем художник и поэт в нем почти равносильны и, во всяком случае, конгениальны» (Голлербах Э. Миражи Киммерии.)
Действительно, некоторые свои стихи Волошин иллюстрировал пейзажами и, наоборот, акварели подписывал стихотворными строчками. Вот почему образы, созданные им в стихах и графических работах, перекликаются, ведут своеобразный диалог.
Многие современники видели в творчестве Волошина подражание таким мастерам, как Пуссен, Тернер, японские художники. Но наиболее часто Волошина сравнивают с другим известным крымским художником — К.Ф. Богаевским. Искусствовед, художник и музейный критик Н.С. Барсамов даже писал о возможности создания отдельной художественной школы в лице этих двух художников (Барсамов Н.С. Художники Феодосии). Сам же Волошин считал себя, как художника, гораздо слабее Богаевского и в переписке с А.Г. Голлербахом признавался: «Когда я увидал себя в Феодосии рядом с Богаевским, то почувствовал себя раздавленным его силой и мастерством... У меня нет ложной скромности. Вот о стихах своих я знаю, что они стоят картин Богаевского» (Габричевский А.Г. Сборник материалов.)
Тем не менее необычный творческий метод Волошина позволяет говорить о несомненной самостоятельности и самобытности его работ. Он не пишет акварели с натуры, — все коктебельские пейзажи созданы по памяти, что делает их не буквальным отображением существующего пейзажа, а скорее фантазиями на его тему. К такому методу работы художник перешел в 1914 году, так как в это время в Коктебеле, в прибрежной пограничной полосе, было практически невозможно работать с натуры. К тому же Волошин изображал не современный Коктебель, а историческую землю, которую древние греки называли Киммерией.
Акварели Волошина примечательны и с точки зрения виртуозного использования акварельной техники. «Разливая акварель прозрачным, легким налетом, художник старается как можно больше “дать говорить бумаге” и достигает тем самым необычайной воздушности тона… Перед нами не явление натурализма, но и не абстракция, а пейзаж реалистический в лучшем смысле слова, отражающий облик природы, прошедший сквозь призму творческого воображения и в нем обретший последнюю глубину реальности», — писал Голлербах.
М. Волошин. Коктебель. 1929. Б., акв. Дом¬музей М. Волошина, Коктебель
Волошин–акварелист был признан еще при жизни. Его работами восхищались друзья, художники, поэты и многочисленные гости его дома. Сам Волошин особенно гордился тем, что одними из первых ценителей его акварелей были геологи и планеристы, так как он стремился писать «землю, по которой можно ходить, и небо, по которому можно летать» (Волошин М.А. О самом себе.) В числе почитателей таланта Волошина, поэта и художника, были Марина Цветаева, А.Н. Бенуа, А.Я. Головин,И. Эренбург и многие другие знаменитые современники.
Уже в 1920–е годы Волошин начал активно выставляться. Сначала —в рамках выставок различных творческих объединений («Треугольник», «Мир искусства», «Жар–цвет» и др.). А в 1927 году была организована его персональная выставка, показанная в Москве и Ленинграде. Волошин был одним из участников Первой государственной передвижной выставки картин, открывшейся в Москве в апреле 1925 года. Ее маршрут включал Саратов, Волгоград, Казань и Нижний Новгород. С этого же времени Волошин становится постоянным участником выставок художественного общества имени К.К. Костанди, принимает участие в ряде крупных крымских выставок.
В 1927 году Государственная академия художественных наук организовала персональную выставку М.А. Волошина, которая прошла сначала в Москве, а затем в Ленинграде. На ней было представлено 172 лучших произведения Волошина. С 21 апреля по 13 июня 1929 года в Амстердаме проходила выставка «Графика и книжное искусство в СССР», организованная «Обществом сближения с Голландией» совместно с Всесоюзным обществом культурной связи с заграницей. Позднее она экспонировалась и в других крупных городах Голландии. 17 ноября того же года открылась выставка в Риге, в помещении Центрального гостиного ряда. Волошин участвовал в обеих.
В заключение хотелось бы сказать, что изобразительное наследие Максимилиана Александровича Волошина не ограничивается лишь акварелями, написанными на тему Коктебеля. Большое число акварельных работ Волошин посвятил и другим уголкам планеты. При этом не следует забывать, что во многих собраниях встречаются работы этого мастера, выполненные в различных техниках. Ведь первое знакомство Волошина с ремеслом художника состоялось еще в 1901 году, в возрасте 24 лет, в парижском ателье русских художников Давиденко и Кругликовой, где Волошин впервые начал рисовать, работая преимущественно темперой и карандашом. На акварель Максимилиан Волошин переходит лишь с 1914 года.
В начало раздела "Живопись и графика">>>