Автор этого выражения французский публицист Поль Леруа Болье. Так он выразил свои опасения в конце XIX века по поводу "пробуждения Востока": усиления Китая и Японии. Впоследствии это выражение часто повторял германский император Вильгельм II (1888-1918), благодаря которому оно и вошло в общественно-политическую лексику европейских стран.
На рубеже XIX-XX веков над Западной Европой витал страх "желтой опасности". Согласно одноименной теории, новый век должен был стать веком "наплыва" поселенцев-завоевателей из Азии. И если на то, чтобы добраться до Запада, азиатам потребовалось бы время и значительные усилия, то до территории Российской империи им было рукой подать...
Вскоре после окончания японо-китайской войны Вильгельм II напоминает своему петербургскому кузену Николаю II о том, какую "великую роль должна играть Россия в деле насаждения культуры в Азии и в деле защиты креста и старой христианской европейской культуры против вторжения монголов и буддизма". Письмо датировано июлем 1895 года, а спустя два месяца, продолжая ту же пропагандистскую кампанию, кайзер посылает многим государственным деятелям и выдающимся личностям Европы, в том числе Николаю II, репродукцию картины "Die gelbe Gefahr" ("Желтая опасность"), которая призвана служить наглядной иллюстрацией к его высказываниям последнего времени. Эту картину Вильгельм II представляет как свое собственное произведение, хотя в действительности ее автором был немецкий художник Кнакфусс, профессор Академии художеств в Касселе.
На картине изображена группа женских фигур с оружием, символизирующих европейские страны, стоящие на краю пропасти, призванные архангелом Михаилом соединиться, чтобы противостоять буддизму, язычеству и варварству ради защиты Креста. Впереди стоит женская фигура в шлеме с орлом, символизирующая Германию, за ней теснятся аллегории других стран Европы, символично, что женская фигура России с двуглавым орлом на латах, держит за руку женскую фигуру, олицетворяющую Англию, как бы призывая ее к союзу.
Перед ними, в вышине, верхом на драконах парит желтый Будда, окруженный мрачными облаками. В цвете картина производила зловещее впечатление. Подпись на картине: "Vulker Europas, wahrtet eure heiligsten Giiter" (Народы Европы, берегите ваши святые сокровища). По мнению Вильгельма эта картина символизирует, что народы Европы должны объединиться, чтобы противостоять надвигающейся с Востока опасности.
Сейчас эта картина, может быть, и воспринимается как пример исторического предвидения, но тогда оценка была иная - выходку Вильгельма сочли за чудачество. Некоторые современные историки расценивают роль Вильгельма как провокационную, считая, что таким образом он стремился максимально отвлечь внимание европейских соседей от германского военного строительства и амбиций.
Что же получилось в реальной жизни. Навстречу желтой опасности Европа вытолкнула Россию. Остальные народы наблюдали за кровавой борьбой, не то со страхом, не то с любопытством, не то со злорадством, при этом они проливали крокодиловы слезы и патетически выкрикивали: "Россия должна непременно победить!... Ради наших интересов на Дальнем Востоке!..."
Картина "Желтая опасность" была широко растиражирована в России в прессе и на о
ткрытках во времена Русско-японской войны 1904-1905 годов. Оригинал ее и по сей день висит в ванной комнате бывшего Ливадийского дворца в Крыму в 2 км от Ялты. |