Логотип
LANCOME

500 резных камней из Кабинета герцога Орлеанского

Бюст Дианы де Пуатье
Франция. Середина XVI века
Сардоникс. 1,9 х 1,4

 

30 октября 2001 года в Золотой гостиной Зимнего дворца открылась выставка «Судьба одной коллекции. 500 резных камней из кабинета герцога Орлеанского». Выставка продолжает серию временных экспозиций, посвященных знаменитым европейским коллекциям, составившим основу художественных собраний Эрмитажа. Крупные художественные комплексы в условиях большого музея часто утрачивают свою целостность, их демонстрация обычно ограничивается представлением наиболее редких или характерных памятников. Лучшие произведения из коллекции герцога Орлеанского служат основой постоянной экспозиции резных камней Государственного Эрмитажа. Целью настоящей выставки является попытка исторической реконструкции старой коллекции, собиравшейся многими поколениями.

В 1787 году по указу императрицы Екатерины II в Париже у Луи-Филиппа-Жозефа Орлеанского были приобретены полторы тысячи гемм родовой коллекции герцогов Орлеанских, представителей младшей ветви королевской династии Франции. Приобретение русской императрицей Кабинета гемм, являвшегося национальной гордостью Франции, даже в наше время расценивается в одном ряду с покупкой ею же библиотек Вольтера и Дидро.

На выставке представлено 500 гемм, датируемых IV в. до н.э. - серединой XVIII в., и составляющих треть коллекции герцогов Орлеанских.

Фрагмент геммы

Ядром собрания является коллекция гемм Гейдельбергского замка. Её формирование началось при пфальцграфе Палатинском Отто-Генрихе (1502 – 1559 гг.). В 1685 году собрание было унаследовано Елизаветой-Шарлоттой, принцессой Палатинской, выданной замуж за герцога Филиппа Орлеанского. Благодаря этому династическому браку Кабинет гемм и перешел в руки герцогов Орлеанских. Античные геммы составляют самую большую группу в собрании Гейдельбергского замка. В ней присутствуют редкие работы эллинистической эпохи; произведения, вышедшие из под резца мастеров республиканского и августовского Рима, времени «солдатских императоров».

Елизавета-Шарлотта продолжала заниматься пополнением коллекции, обогатив её геммами, представляющими разные этапы развития античной глиптики, в том числе работами известных мастеров - Авла, Руфа, Сострата, Трифона. Значительная часть памятников относится к эпохе Возрождения и Барокко.

Святой Георгий, поражающий дракона
вокруг на перевязи девиз ордена Подвязки:
HONI.SOIT.QVI.MAL.Y.PENSE
(Пусть будет стыдно тому, кто об этом плохо подумает)
Англия или Нидерланды. XVII век.
Сардоникс. 3,9 х 4,9

В 1741 году внук Елизаветы-Шарлотты, герцог Луи III Орлеанский приобрел парижское собрание резных камней Пьера Кроза, одного из крупнейших европейских коллекционеров. В отличие от других собирателей, которым, прежде всего, были важны античный стиль и сюжеты, Кроза привлекали библейская и евангельская тематики. Особый интерес в его собрании представляют камеи чисто византийского стиля. Большая группа инталий и камей знакомит с глиптикой Италии, Франции, Германии, Нидерландов XV - начала XVIII вв. Среди шедевров европейского портрета выделяется воспетый Дж. Вазари, портрет Генриха II Французского работы А. Чезати.

Коллекция Пьера Кроза включает некогда знаменитые собрания XVI - начала XVII вв. Наиболее раннее из них, представленное двумя инталиями, принадлежало правителю Флоренции Лоренцо Медичи Великолепному (1448-1492 гг.) На обеих геммах вырезана аббревиатура его имени: LAV. R. MED. Здесь же три инталии из собрания римского эрудита и антиквара Фульвио Орсини (1529-1600 гг.); две из коллекции художника Питера Пауля Рубенса (1577-1640 гг.); камеи («Бюст Юноны» и «Бюст Дианы»), вышедшие из мастерской Гилла - ведущего резчика эпохи императора Августа, происходящие из коллекции французского дипломата Микеланджело де Лашосса (1660-1724 гг.)

Диана Люцифера на колеснице, запряженной быками
внизу на бандероли девиз:
VIS.CEDIT.AMORI (Сила уступает любви)

Среди последних владельцев гемм, представителей рода герцогов Орлеанских, не было столь крупных ценителей, какими были Елизавета-Шарлотта и Пьер Кроза. Однако в это время в коллекцию были приобретены редкие этрусские скарабеи, геммы XV - XVIII вв., несколько шедевров портретной глиптики, талисманы и гриллы (соединения голов человека и животных). Единичные памятники представляют Сасанидский Иран и европейское Средневековье.

Разделы экспозиции, реконструирующие отдельные собрания XVI - начала XVIII вв., вошедшие в состав коллекции герцога Орлеанского, выделены цветом. Выставку дополняют описания, каталоги коллекций и гравюры, посвященные геммам герцогов Орлеанских, виды замков и дворцов, в которых в разное время находилась коллекция.

Фрагмент геммы

Весной 2000 года выставка «Великолепие коллекции Екатерины II. Кабинет резных камней герцога Орлеанского», на которой было представлено 250 произведений, с успехом демонстрировалась в выставочных залах Мэрии V Округа Парижа на площади Пантеон.

К выставке «Судьба одной коллекции. 500 резных камней из Кабинета герцога Орлеанского», издательством «Славия», подготовлен иллюстрированный каталог «Судьба одной коллекции. 500 резных камней из Кабинета герцога Орлеанского». Общим объемом 230 страниц. Авторы вступительной статьи Ю.О. Каган и О.Я. Неверов.

В начало раздела "Разное">>>