Аукцион Phillips de Pury
Аукционный дом Phillips de Pury – один из старейших в Лондоне (был основан в 1796 году) и считается одним из влиятельных на мировом арт-рынке. Это единственный из крупнейших аукционных домов, который специализируется только на современном искусстве. Его основатель - британец Гарри Филипс (Harry Phillips), бывший клерком Джеймса Кристи (James Christie), основателя аукционного дома Кристис (Christie’s Auction House). В 1999 года его владельцем стал французский магнат Бернард Арно (Bernard Arnault), глава группы компаний Louis Vuitton Mo?t Hennessy (LVMH), торгующей предметами роскоши. С этого момента, Phillips de Pury & Co. начал придавать особое значение продаже произведений современного искусства (contemporary art).
Если в 2001 году, доля произведений contemporary art составляла 4% всех продаж, против 32% произведений искусства 19-го века и 44% произведений modern art, то в конце следующего, 2002 года, Филипс существенно изменил структуру своих продаж, продав примерно равное количество работcontemporary art (29%) и modern art (30%). Эта эволюция совпадает с поиском аукционером изображений, более отвечающим современным требованиям и менее традиционным, чем у его конкурентов, аукционных домов Кристис (Christie’s) и Сотбис (Sotheby’s). Однако, это смещение имеет и отрицательные стороны: количество занесенных в каталог лотов резко упало в 2002 году, что привело к падению дохода на 61.7% по сравнению с 2001 годом. Вплоть до 2007 года, доходы компании не превышали прежде обычные для нее $200 миллионов.
В 2002 году, группа LVMH продала свою долю аукционного дома Саймону де Пьюри (Simon de Pury) и Даниэле Люксембург (Daniella Luxembourg), которые продолжили ориентировать компанию на самый свежий сегмент художественного рынка. В 2004 году, работы Contemporary art составили 60.9% проданных лотов и отличительные черты аукциона Phillips, de Pury & Luxembourg окончательно сформировались! Последующий резкий рост числа заявок и сопутствующий подъем цен (в 2005-2007 годах) подняли доход аукционера на 137.6% в 2007 году до $241.8 миллионов, заработанных на продаже почти 3000 лотов.
6 октября 2008 года, русская группа Mercury приобрела 50% компании. При этом прежний владелец, известный арт-дилер Симон де Пури (Simon de Pury), останется председателем Phillips de Pury и одним из его акционеров. Открытие капитала компании перед импортером предметов роскоши было вызвано стремлением ускорить продвижение компании на развивающихся рынках и получить преимущество перед Кристис и Сотбис. В то же время, Mercury решила минимизировать риск аукционера, вызванный, главным образом, уменьшением размера денежного задатка. Однако, мировой экономический кризис привел к сокращению финансирования и закрытию по требованию Mercury отделения Phillips de Pury & Co. в Кельне, в апреле 2009 года.
В действительности, позиционировавшись на самом изменчивом сегменте рынка искусства (contemporary art), Phillips de Pury & Coиспытал главный удар «благодаря» падению цен и заразительному молчанию покупателей. 14 и 15 мая 2009 года, его продажи произведений современного искусства в Нью-Йорке потерпели фиаско, принеся только 10 миллионов долларов против 62.8 миллионов долларов годом ранее (15 и 16 мая 2008 года).
Падение бы жестоким…но аукционер решил держаться прежнего курса на рынок самого современного искусства, изменив структуру своих продаж с помощью новых серий тематических аукционов, смешивая современное искусство, фотографию и дизайн, т.е. области искусства, обычно перечисляемые в каталогах отдельно друг от друга.
Аукционный дом Phillips de Pury с 13 по 19 марта 2010 года проводит в Лондоне аукцион "Секс". Среди лотов – работы Энри Матисса, Пабло Пикассо, Энди Уорхола, Тома оф Финланда суммой 1,8 миллионов фунтов.
Среди 221 лота – эротическое искусство и жёсткая порнография в исполнении мастодонтов модернизма и постмодернизма 20-го века, как Энри Матисс, Пабло Пикассо, Тома Вессельман, Энди Уорхол, Хельмута Ньютон. Устроители аукциона достаточно смелы и выставляют также таких современных художников, как Нобуеси Араки, Джордж Кондо, Сару Лукас и Тома оф Финланда, известного своими шаржами на тему гомосексуальности.
Россия не осталась «за бортом» и везёт в Лондон работы русских художников: Георгия Острецова, Павла Пепперштейна, Вагрича Бахчаняна, Марины Скугаревой, Василия Цаголова.
А вот примеры нескольких лотов и стартовые цены:
- Пабло Пикассо. Femme Debout Entourée de Quatre Hommes Barbus, 1966, £1,800-2,200
- Энри Матисс. Figure endormie, châle sur les Jambes, 1929, £7,000-9,000
- Том оф Финланд, Untitled (Swordfight), c. 1983, £8,000-12,000
Энди Уорхол, Torso, 1977, £40,000-60,000.
По информации Openspace.ru в феврале 2008-го именно на торгах Phillips de Pury был продан «Жук» Ильи Кабакова, который оценили в $5,8 млн. Это сделало Кабакова самым дорогим ныне живущим российским художником.
Аукционный дом Phillips de Pury уведомляет гостей и участников, что содержание выставляемых работ несёт сексуальную окраску. Поэтому присутствие на торгах и ознакомлении лиц моложе 18 лет исключено.
… Торги принесли 1,4 миллиона фунтов стерлингов (2,1 миллиона долларов). Новых владельцев обрели 69 процентов работ.
АЛЛЕН ДЖОНС Мягкая походка. 1966–1967
Топ-лотом стала картина британского поп-артиста Аллена Джонса (Allen Jones) «Мягкая походка» (1966–1967), на создание которой художника вдохновила реклама туфель. Произведение ушло за 361 тысячу фунтов, при эстимейте 60–80 тысяч.
На втором месте — безымянная графическая работа уважаемого немецкого художника Зигмара Польке (Sigmar Polke. Работа, выполненная в 1974 году, принесла 121 тысячу фунтов. За ней следует скульптурная композиция Джека Пирсона (Jack Pierson) — трехмерные буквы, складывающиеся в слово «SEX» (1992). Покупатель выложил за это творение 72 тысячи. Оба произведения оценивались в 60–80 тысяч.
Большим успехом на аукционе пользовались произведения художников, которые прославились именно благодаря работам сексуального содержания. Пример — знаменитый немецкий фотограф Хельмут Ньютон (Helmut Newton). Один из его снимков, «Отель в Беверли-Хиллз», был продан за 30 тысяч фунтов — по верхнему эстимейту. Фотография из серии «Киберженщина» принесла 1,3 тысячи при оценке 600–800 фунтов.
А вот работам авторов, чьи произведения обычно не ассоциируются с эротикой, было сложнее. На торги были выставлены четыре творения калифорнийского графика-панка Рэймонда Петтибона (Raymond Pettibon), из них покупателя нашло всего одно. Рисунок «Без названия (То же, что он делал раньше...)» (1999) продали по нижнему эстимейту — за 3 тысячи фунтов.
Большинство лотов уходили за четырехзначные суммы. Среди исключений — отпечаток Дженни Сэвилл (Jenny Saville) и Глена Лачфорда (Glen Luchford) «Закрытый контракт № 10» (1995–1996), который преодолел свой верхний эстимейт в 25 тысяч фунтов и принес 67 тысяч.
26 сентября 2010 года в Лондоне состоялись очередные торги аукционного дома Phillips de Pury & Co., специализирующегося на “ультра”-современном искусстве. Среди фотографических лотов были отпечатки созданные традиционным, ручным способом, а также сделанные на специальном фотоэкспонирующем принтере. В обоих случаях, продавец гарантировал существование ограниченного количества копий. Это значит, что проблема уникальности цифрового изображения легко разрешается словом галериста, а коллекционеры не придают особого значения “технологии темной комнаты”. Включайте свет в ванных комнатах и чуланах. Разговоры о войне между цифрой и пленкой окончательно устарели.
Склонность аукционного дома Phillips de Pury & Co. к продаже произведений contemporary art, фотографии и предметов дизайна в полной мере отражает изменения художественного рынка в течение последнего десятилетия. За это время, аукционный дом испытал оживление экономической конъюнктуры, подъем цен, и заметное сокращение рынка. В любом случае, в будущем, Phillips de Pury & Co останется верным ультрасовременному искусству.
<<< COREY ARNOLD
Kitty and Horse Fisherman from Fish-Work, 2006
Colour coupler print, printed 2009. 50.8 x 68.6 cm. (20 x 27 in).
Signed, titled, dated and numbered 2/10 in ink on a label affixed to the reverse of the flush-mount.
ESTIMATE ?800-1,200
EVE SUSSMAN >>>
Girls at the Pool (photographic still from The Rape of the Sabine Women), 2005
Digital colour coupler print, mounted. 99.7 x 121.9 cm. (39 1/4 x 48 in).
Accompanied by a signed Certificate of Authenticity.
Number 2 from an edition of 10 plus 2 artist's proofs.
ESTIMATE ?10,000-15,000
DAVID LACHAPELLE
Krumped House, 2004
Fujicolour Crystal Archive print. 68.6 x 101 cm. (27 x 39 3/4 in).
Signed in ink, printed title, date and number on an artist's label affixed the reverse of the flush-mount.
One from an edition of 7.
ESTIMATE ?7,000-9,000
ALEX HAAS
Lola, Madrid, 2004
Colour coupler print, printed 2009. 26.2 x 41 cm. (10 5/16 x 16 1/8 in). Signed, titled, dated and numbered 2/5 in ink on the verso.
ESTIMATE ?1,000-2,000
Первая проверка этой новой формулы произойдет 26 сентября в Лондоне, во время аукциона под названием «Настоящее время: Искусство 21 века». Это будет распродажа 291 смешанных лотов (фотографии, объекты современного искусства и мебель) созданных после 2000 года, вместе с рядом совершенно неизвестных имен, оцениваемых парой сотен фунтов, в компании с мегазвездами рынка, например, Дамиена Херст (Damien HIRST) и Лижьюн Фанг (Lijun FANG)…
Работа Тома Прайса (Tom PRICE) «Расплавленный стул» (Meltdown chair) (оценка ?4,000 – ?6,000) будет продаваться вместе с фотографией Кандиды Хёфер (Candida H?FER) «Музей Искусства Метрополитан в Нью-Йорке II» (The Metropolitan Museum of Art New York II) (оценка ?15,000 – ?20,000). Две литографии Дэмиена Херста (Damien Hirst) с изображением знаменитого черепа инкрустированного бриллиантами (оценка ?10,000 – ?15,000) будут предложены одновременно с дешевой имитацией того же черепа от Петера Фусса (Peter FUSS) (оценка ?6,000 – ?8,000). © artprice.com