Коллекционеры, собиратели, любители и другие...
В наших СМИ любое собрание предметов старины и курьезов принято называть коллекцией, а владельца именовать коллекционером... Недавно в Подмосковье была ограблена пожилая женщина. 15 украденных икон класса «деревня» названы журналистом коллекцией, а сама пострадавшая коллекционером. К этой же категории относят школьника, под присмотром матери собирающего марки по темам «Флора» и «Фауна». Спорить с устоявшимися стереотипами безнадежное дело, но в своей среде участникам антик-рынка следует разобраться самим. Чтобы оспорить заблуждения, предлагаю посмотреть, кто они такие: коллекционеры, собиратели, любители, владельцы и примкнувшие к ним чудаки. Никто из них на антик-рынке не обладает какими-либо привилегиями, здесь нет иерархии, все достойны уважения, все равнозначные и равноценные участники антик-рынка. Для того чтобы не беспокоить действующих участников рынка, примеры будем брать из прошлого. Знаменитые владелицы 'частных собраний' 1950--х гг.: актриса Дарья Зеркалова... Коллекции Что же отличает коллекцию от груды предметов, пускай даже сокровищ? Это тематическое единство (тема), представительность (полнота охвата темы), а также уникальность отдельных предметов, украшающих коллекцию (раритеты). Темы коллекций в XX веке заметно ограничены. Собирать с размахом по всему диапазону произведений искусства и старины, как это делали вельможи екатерининского времени Юсуповы, Строгановы, Румянцевы, под силу только разве миллиардеру Полю Гетти. Сейчас темы коллекционирования сжаты по временным рамкам, месту происхождения и бытования, доступности приобретения предметов. Иначе и не соберешь добротную коллекцию. Например, Ф.Вишневский отыскивал в углах комиссионок и коммуналок картины художников московской школы 1830–1840 гг. Графику Пикассо коллекционировали из первых рук И.Эренбург и С.Юткевич. А.Менакер и Л.Утесов собирали агитфарфор 1920-х гг. Другие предпочитали русский фарфор частных заводов начала XIX века. Представительность коллекции – обширность и непрерывность тематического ряда (без дыр-лакун). Находили даже количественное выражение полноты. Коллекционер-бонист когда-то объяснял мне, что коллекция бон Гражданской войны начинается с 1000 единиц. «Книжник» называл тысячу книг минимальным числом для коллекции книг 1920–1930 гг. Для филателистических коллекций счет идет на десятки тысяч марок. Уникальность отмечает число раритетов в коллекции, достойных выставок и сопоставимых с музейными экземплярами (музейного уровня, как говорят сейчас). Одни считают, что их должно быть несколько единиц, другие – 1–2% от числа предметов. Нумизматы прежде гордились наличием в коллекции рублевиков Иоанна Антоновича, Петра III, «Гангутского» рубля и т.п. Для филателиста мечтой было обладать маркой челюскинской серии с портретом Леваневского и надпечаткой «Перелет Москва–Сан-Франциско». Для коллекционеров советских монет раритетами считались 2 копейки 1927 г. (были известны 9 экземпляров монеты), 50 копеек и 1 рубль 1953 г., пробные монеты 1958 г., Тувы, Арктикугля (монеты для Шпицбергена). Коллекционеры живописи всегда охотились за полотнами Шишкина, Репина, Левитана и Айвазовского. Коллекционеры Как стать коллекционером? Нужны: увлеченность, деньги, пространство и время. Необходимость денег пояснять не надо, но этого не всегда было достаточно. В начале 1960-х гг. в обществе нумизматов петровский рубль стоил 8–10 рублей, талер 3–5 рублей, но порой владельца интересной вещи нельзя было уговорить на продажу. Следовал вопрос: «А что я положу в свою коллекцию?» Нужен был еще обменный фонд. При скромной зарплате можно было собрать приличную коллекцию. Вопрос был, куда ее деть? В условиях повсеместных коммуналок можно было собирать только малогабаритные предметы: марки, монеты, боны, награды, книги в объеме шкафа. Модную сейчас живопись мог собирать только тот, у кого было «много стен». Для складирования своих приобретений у Ф.Вишневского были полдома в Москве и дача в Ильинке. Не было проблем с пространством для своих книжных богатств у Алексея Толстого и Демьяна Бедного. Тогда же при 48-, а затем 42-часовой рабочей неделе приличную коллекцию можно было собрать только к пенсионному возрасту, когда приходит время «разбрасывать камни». Успешные коллекционеры – люди свободных профессий или те, у кого тема коллекции совпадала с профессиональными занятиями (например, Зильберштейн). У них было свободное дневное время (Вишневский числился в штате ГМИИ) и свобода передвижений по стране. Вторичные признаки коллекционера – наработанная годами компетентность в узком спектре темы и самостоятельность в приобретении предметов (сам нашел, сам купил, сам положил в коллекцию). Эрудиты среди коллекционеров встречались нечасто, для них все остальное было «не по теме, не моя тема». В целом в XX веке это была почти профессия и почти безумие. Коллекционер был врагом семейного бюджета и домашнего уюта. Встречались коллекционеры, от которых, не выдержав захламления вещами, уходили жены. Сейчас это угасающая порода. На смену приходит более прагматическая формация – собиратели. Собиратели У них нет определенной темы, есть направление собирательства – русская живопись, западноевропейская живопись, холодное оружие, иконы и т.п. Вещи дорогие, нарядные, ликвидные... У коллекционеров XX века коммерческая составляющая увлечения была слабо выражена. О представительности темы собиратели заботятся мало. Предметы должны демонстрировать достаток, высокое положение, избранность владельца или служить гарантией от финансовых потрясений. Консультируют собирателя профессиональные искусствоведы, вещи в основном поставляют дилеры. Поэтому с раритетами в собрании – порядок. С деньгами и помещением проблем нет. Вероятно, это сейчас самая рациональная форма собирательства. Собиратели были всегда. Например, для княгини Марии Тенишевой торговые агенты повсюду искали иконы, старинные ювелирные украшения, предметы быта, старые портреты и т.п., известные художники давали ей советы, описывали коллекции, для размещения коллекций строились особняки. В середине 1950-х гг. на выставках из частных собраний в ЦДРИ соревновались живописными шедеврами певица Л.Русланова, балерина Е.Гельцер, актриса Д.Зеркалова. Никто в СМИ не осмеливался называть их коллекционерами. Из-за слабого знания конъюнктуры антик-рынка собиратели часто переплачивают за эффектные вещи. Например, при распродаже собрания Нуриева не смогли выручить вложенных денег, хотя Нуриев и пользовался советами барона Ротшильда при покупке вещей. Антиквары безбожно обдирали Рудика (как его звали балетоманки Кировского театра). Любители Это единовременно и стадия развития, и устойчивая общность. Через любительскую стадию проходят и коллекционеры, и собиратели. У молодежи на этой стадии чаще всего коллекции забрасываются, и на антик-рынке появляются непрофессиональные коллекции. Если собирать начинают в зрелом возрасте, то увлечение сохраняется навсегда. В любительских коллекциях обозначена тема, но нет ни шедевров, ни представительности. В довоенное время в артистической среде появились любители украшать свои квартиры антикварной мебелью. По словам М.Валентей, квартира Всеволода Мейерхольда была обставлена мебелью красного дерева 1840–1850 гг. Искусствовед Вульф рассказывает, что и у Марии Бабановой была замечательно подобранная мебель красного дерева. Особой популярностью пользовалась павловская мебель карельской березы. Это была мебель на всю жизнь. То, что когда-то было исключением, в наши дни неожиданно стало мощным течением. Появилась обширная и устойчивая общность любителей оформлять жилье в стилях, навязанных десятком журналов производителей мебели. Одни забивают квартиры старым хламом, воображая, что они живут где-то в начале XX века, другие приобретают мебель в подсказанных стилях: модерн (ар нуво, югендстиль, сецессион), этностили. В последнее время навязывается стиль ар деко, вещей которого у нас нет, за исключением мелочей, вывезенных из Германии в 1945 г. Пройдет мода на стиль, куда денутся приобретения? Владельцы Имеются в виду только те, кто выходит на антик-рынок в качестве продавцов. Коллекционные предметы оказываются в их собственности разными путями. Самый распространенный и естественный способ – старение предметов в домашних условиях. То, что называли «коллекцией Шаляпина», было предметами обстановки его парижского особняка, распределенными между его многочисленным потомством. До последнего времени в Москве сохранялись квартиры, где обстановка и быт оставались неизменными сто последних лет. Семейное наследство известных художников распродается особенно интенсивно. За последние годы на московском антик-рынке почти распродано наследство художников Рудакова, Фалька, Тышлера, Фонвизина, Лабаса, Машкова. На XV РАС было много картин Пчелина. Похоже, распродаются вещи из его музея-квартиры на Яузском бульваре. Между наследниками возникают споры, как это было с наследством Штеренберга. Теперь судятся наследники Кончаловского. Распродажи вещей коллекционеров не так заметны. По экслибрисам замечены распродажи книжных богатств балетмейстера Голейзовского, Вахитова и др. Чаще коллекционеры при жизни успевают распорядиться своим добром. К числу случайных владельцев коллекционных предметов можно отнести обладателей кладов и наследников, обретших «нечаянную радость». Например, саратовские родственники Малевича. Другой пример случайного владельца – Владимир Балдин. «Коллекция Балдина» – это часть собрания бременского музея, которую он выменял у солдат в замке, куда ее вывезли подальше от американских бомбежек. Чудаки В сообществе коллекционеров попадаются лица, которые непонятно зачем и что собирают. К их числу можно отнести Горького. Он собирал монеты, нэцкэ и т.п., а затем дарил друзьям собранное. В общество нумизматов в 1970-х гг. ходил любопытный тип. Он приобретал «все о Пизанской башне»: открытки, фото, сувениры и т.д., утверждая, что у него есть свой проект «выпрямления» башни. Чудаки никому не мешают, как и все сообщество коллекционеров. Опубликовано в Независимой Газете от 23.01.2004 |