Логотип

Дамские знаки отличий в императорской России

 

Иконографическая экспертиза персонажей старинных полотен крайне сложна. Особенно тех, где изображены дамы. Существенную помощь в работе оказывают знаки отличий, украшающие модель.

 

А. Матвеев. Портрет княгини А.П. Голицыной. 1728. Х., м. 84 х 67 (овал в прямоугольнике). Москва, частное собрание.

С мужскими портретами проще — персонажи легче узнаваемы. Мужчины по большей части облачены в военные, ведомственные или гражданские мундиры, украшенные орденами и медалями. Мундиры содержат ценную для исследователя информацию о чине, роде войск, времени его употребления.

Персонаж дамского портрета одет нейтрально. В одном дамы были впереди мужчин — точном следовании моде. По покрою платья, форме прически, украшениям с точностью до десятилетия можно датировать дамский портрет.

Первой и единственной государственной наградой, которой в императорской России награждали исключительно дам, был орден святой Екатерины. История его появления связана с неудачным Прутским походом Петра I против турок в 1711 году. Русские войска далеко зашли в молдавские степи, оторвавшись от баз снабжения, и были окружены во много раз превосходящим войском Оттоманской империи. Иссякали запасы воды, продовольствия, фуража. Положение русских становилось отчаянным. Петр I послал в Петербург гонца с царским указом Сенату как поступать в случае его гибели или позорного пленения. Супруга государя Екатерина Алексеевна жертвует на «подарок» — читай выкуп — турецкому визирю, возглавлявшему войско, все свои драгоценности. Позора удалось избежать. Заключается почетное перемирие, русская армия с оружием и знаменами выходит из окружения.

В 1714 году в память Прутского похода и особой роли Екатерины Алексеевны в его исходе учреждается орден Святой великомученицы Екатерины. Орден имел две степени — Большого креста (I степень) и Малого креста (II степень). Им награждали только дам, главным образом, за заслуги мужей на военном или гражданском поприще.

Первой кавалерственной дамой Большого креста стала сама «виновница» учреждения ордена — жена Петра I (с 24 февраля 1724 г.). Последнее награждение состоялось в 1914, накануне I Мировой войны. За два века ордена первой степени удостоились 318 дам. По орденскому статуту 1797 года все Великие княжны получали знаки ордена I степени при крещении, а княжны Императорского дома — по совершеннолетию. Кавалерственные дамы I степени носили знак ордена (Большой крест) с девизом «За любовь и отечество» на банте, прикрепленном к концам красной с серебряной каймой ленты, одетой на правое плечо. Восьмиугольная звезда, усыпанная драгоценными камнями, крепилась на платье слева.

Знак II степени (Малого креста) крепился на банте из орденской ленты на платье слева. Одной из первых кавалерственных дам Малого креста была жена героя Отечественной войны 1812 года М.И. Кутузова княгиня Екатерина Ильинична Кутузова (пожалована 5 апреля 1797 года). Всего знаком II степени пожалованы 478 дам.

Напомним, что орден Святой Екатерины был сугубо женским. Но «век осьмнадцатый» без курьезов не обходился. В истории ордена есть случай награждения мужчины.

Сын князя А.Д. Меньшикова Александр Меньшиков был юношей миловидным, с девичьим застенчивым характером. Как-то на одном из маскарадов наряженный в женское платье и никем не узнанный Александр Александрович из рук императрицы получил «дамский» орден по всей форме. Произошел сей конфуз 5 февраля 1727 года. Но вернемся к делу. В Отделе истории русской культуры Государственного Эрмитажа хранится портрет действительного статского советника Ивана Ильича Волкова (1769–1838), который изображен с орденами Св. Анны II степени и Св. Владимира III степени. К лацкану форменного сюртука прикреплен на банте красной с серебряной каймой ленты знак ордена Св. Екатерины (Малый крест). Еще один мужчина, награжденный дамским орденом? Нет. В результате нашего исследования удалось установить, что И.И. Волков был герольдом Капитула ордена Св. Екатерины и носил «Малый крест» в петлице сюртука как знак официала (должностное лицо) служившего в Капитуле.

Императрицы — Анна Иоанновна, Елизавета Петровна — до восшествия на престол носили знаки ордена Св. Екатерины, а после — знаки ордена Св. Андрея Первозванного.

Мать императора-младенца Иоанна Антоновича Анна Леопольдовна до провозглашения себя Правительницей носила черезплечную красную екатерининскую ленту, после — голубую андреевскую.

Екатерина II, будучи женой императора Петра III, также носила красную черезплечную ленту. После дворцового переворота 28 июня 1762 г. она, уже самодержавная императрица, изображалась художниками с голубой лентой.

Неизвестный художник. Портрет В.И. Суворовой, урожденной княгини Прозоровской. Кон. XVIII в. Х., м. Музей-заповедник А.В. Суворова.

Кстати, княгиня Е.Р. Дашкова, известная участием в «революции 1762 года», вспоминала: «Вскоре я заметила [28 июня, в день переворота], что на ней [Екатерине II] была лента ордена Св. Екатерины и что она еще не надела голубой андреевской ленты. Подбежав к графу Панину, я попросила его снять свою ленту и одела ее на плечо императрицы». В Третьяковской галерее хранится портрет Екатерины II в трауре по императрице Елизавете Петровне работы датского художника Вигилиуса Эриксена с голубой андреевской лентой через плечо. В научном каталоге музея 1998 года издания по наличию у императрицы голубой ленты портрет считается выполненным после 28 июня 1762 года. Но даже на репродукции в каталоге хорошо видна по краю ленты серебряная кайма. Первоначально Екатерина была изображена с екатерининской лентой. Эриксен после провозглашения ее императрицей красную ленту с каймой «подправил» — переписал на голубую. Вывод однозначен: портрет создан в первой половине 1762 года.

Павел I первым из самодержцев пожаловал своей супруге андреевскую ленту. Произошло это после его воцарения. На портретах, выполненных до декабря 1796 года, Мария Федоровна изображена с красной лентой, после — уже с голубой. Оставаясь гроссмейстером ордена Св. Екатерины, императрица Мария Федоровна на некоторых парадных портретах запечатлена с двумя лентами сразу — андреевской и екатерининской — и с двумя звездами обоих орденов.

В начале XVIII века Петр I реформировал штат царского Двора. Появляются новые придворные звания: гофмейстерина, стас-дама, фрейлина. Стас-даму на портретах можно опознать по медальону с миниатюрным портретом Петра в бриллиантовой оправе.

Знаменитая участница «Всепьянейшего сумасброднейшего собора», «князь-игуменья» княгиня Анастасия Петровна Голицына, статс-дама Двора Петра I изображена художником Андреем Матвеевым с миниатюрным портретом императора под короной на голубом банте. Точно такой же медальон, но без короны, украшает портрет статс-дамы Екатерины I (с 1724-го) Марии Яковлевны Строгановой.

С восшествия на престол «дщери петровой» Елизаветы статс-дамы ее Двора носили жалованные миниатюрные портреты императрицы на голубом банте. Так, с портретом императрицы, богато украшенным бриллиантами, Алексей Антропов изобразил статс-даму (с 1746 года) графиню Мавру Егоровну Шувалову.

В правление Екатерины II статс-дамам жаловали медальон с миниатюрным портретом государыни под короной на голубом банте. История сохранила один случай необычного пожалования в статс-дамы. У светлейшего князя Г.А. Потемкина-Таврического были три родные племянницы: Александра, Варвара и Екатерина. Головокружительный взлет дяди, фаворита Екатерины II, привел их в Петербург. Девушек назначают фрейлинами, что не помешало любвеобильному Потемкину сделать их своими наложницами. Непотребная связь с дядей продолжалась и после замужества племянниц. Например, муж графини Екатерины Васильевны Скавронской уехал послом в Неаполь, а жена осталась в Петербурге при Потемкине. Однажды, 17 августа 1786 года, кокетничая перед зеркалом в спальне дяди, Скавронская приколола себе на грудь портрет императрицы, который обычно носил Потемкин.

— Катенька, — тут же нашелся светлейший, — поди благодарить Государыню — ты статс-дама.

В. Эриксен (?). Великая княгиня Екатерина Алексеевна в трауре. Перв. пол. 1762. Медь, м. 21,5 х 19,3. ГТГ

Племянница было начала сопротивляться, но Потемкин настоял на своем, Скавронская явилась к Екатерине с запиской князя. Императрица, хотя и с неудовольствием, но исполнила желание своего бывшего фаворита. Фрейлины Высочайшего Двора при Екатерине впервые стали носить на груди фрейлинский шифр — вензелевое изображение «Е II».

А.С.Пушкин в своих заметках «Разговоры» записал чье-то предание об учреждении фрейлинского шифра: «При восшествии Екатерина сделала шесть новых [фрейлин] — вот по какому случаю. Она, не зная как благодарить шесть заговорщиков, возведших ее на престол, заказала шесть вензелей с тем, чтобы повесить их на шею шести избранных. Но Никита Панин отсоветовал, говоря: «Это будет вывеска». Императрица отменила свое намерение и отдала вензеля фрейлинам».

Пожалование во фрейлины было почетно и выгодно. Оно вводило молодую девушку в придворный круг, обеспечивало выгодную партию при сватовстве, а малообеспеченной девушке гарантировало приданное от Двора.

Анна Федоровна Тютчева, дочь поэта Ф.И. Тютчева, была фрейлиной жены наследника престола великой княгини Марии Александровны. После восхождения Александра II на престол Мария Александровна стала императрицей. А.Ф. Тютчева вспоминала: «Сегодня, когда я пришла на вечер, императрица подала мне маленький футляр со своим шифром из бриллиантов, на который я имела право как фрейлина царствующей императрицы».

После трагической гибели Павла I и восшествия на престол императора Александра I фрейлины Двора должны были носить шифр с вензелем его жены Елизаветы Алексеевны, а статс-дамы — медальон с ее миниатюрным портретом. Однако вдовствующая императрица Мария Федоровна настояла, чтобы фрейлины носили двойной шифр «ЕМ», а статс-дамы двойной миниатюрный портрет с изображениями двух императриц — вдовствующей Марии Федоровны и царствующей Елизаветы Алексеевны.

После восшествия на престол Николая I в 1825 году и до кончины Марии Федоровны в 1828 фрейлины носили двойной шифр «АМ», а статс-дамы двойной миниатюрный портрет Марии Федоровны и жены Николая I императрицы Александры Федоровны.

В короткое царствование Павла I в России был учрежден орден Св. Иоанна Иерусалимского (Мальтийский крест). Согласно «Правилам, относящимся к Мальтийскому ордену» были введены кресты большой и малый для дам: «Дамы большого креста носят орден на шелковой черной ленте через правое плечо, малого креста — на левой стороне платья». Большой мальтийский крест на черной муаровой ленте изображен на портрете Е.В. Литте работы художника Шамиссо из собрания Эрмитажа. Во время церемонии 1798 года Павел I возложил знаки ордена Св. Иоанна Иерусалимского на свою супругу императрицу Марию Федоровну. В Третьяковской галерее хранится ее миниатюрный портрет. Государыня с голубой лентой ордена Св. Андрея Первозванного, из-под которой видна красная екатерининская, а под ней — черная лента ордена Св. Иоанна Иерусалимского.

Неизвестный художник прев. пол. XVIII в. Копия портрета императрицы Екатерины I Алексеевны Жан-Марка Натье. Бум., акварель.

5 мая 1764 года именным указом Екатерины II было учреждено при Смольном монастыре учебно-воспитательное общество благородных девиц (Смольный институт). Цель общества — создать «новую породу» русских людей — «благоразумных, справедливых, и счастливых». Девочки проводили в монастырских условиях девять лет, изучая священную и гражданскую историю, французский и немецкий языки, географию, арифметику, рисование. Учились обустройству домашнего быта, рукоделию, многому другому. 30 апреля 1776 года состоялся первый выпуск воспитанниц. Согласно повелению императрицы для шести отличниц были изготовлены золотые знаки с вензелями Ее Величества «Е II» под короной, которые, в отличие от фрейлинского шифра, носили на плече на банте из белой муаровой ленты с тремя золотыми полосками. Такой знак мы видим на портрете начальницы Смольного института Елизаветы Александровны Пальменбах. Она закончила институт в 1779-м «с отличием». Выше шифра — знак ордена Св. Екатерины Малого креста, полученный Пальменбах в 1801 году.

Вторым женским заведением в Петербурге, открытым в 1798 году, было училище ордена Св. Екатерины — Екатерининский институт, находившийся на берегу Фонтанки, неподалеку от Аничкова моста. Лучшие шесть воспитанниц, отличившиеся в «благонравном поведении и приобретенных в науках знаниях», получили при выпуске особый шифр. Его описание находим у А.О. Смирновой-Россет в «Автобиографии. Неизданные материалы»: «Наконец, настал день выпуска, у нас был обед, молебен с коленопреклонением… Три звонка: — Дверь отворили в рекреационной зале, и вошла Государыня [императрица Александра Федоровна]. Мы стояли, за ней шла начальница и дамы классные в своих синих мундирных платьях и несли шифры, золотые и серебряные медали… Шифры очень красивы, золотая буква «М» с короной, на белой муаровой ленте, окаймленной красным цветом. Императрица сама прикалывала шифры и раздавала медали».

Буква «М» под короной — инициал императрицы Марии Федоровны, в ведении которой находились все женские учебные заведения. После ее кончины в 1828 году они вошли в состав Ведомства учреждений императрицы Марии.

В год смерти Марии Федоровны и в память о ней учреждается женский Мариинский знак отличия на владимирской ленте для дам, служивших в благотворительных учреждениях Ведомства императрицы Марии. За 50 и 25 лет беспорочной службы выдавался для ношения на груди голубой крест (по форме мальтийского), украшенный на концах золотыми вензелями «М» под короной. В центре в веночке помещались римские числа L или XXV. За 15 лет беспорочной службы выдавался небольшой голубой медальон с числом XV в веночке, его носили на платье.

Дамские знаки отличий и придворные дамские чины, появившиеся в России в начале XVIII века в связи с реформами Петра I, просуществовали с дополнениями и изменениями до Октябрьской революции 1917 года и были отменены декретами Советского правительства в начале 1918 года.

В начало раздела "Разное">>>