Логотип
LANCOME

Иконографические разведки

Более половины портретов XVIII - I-й половины XIX века, хранящихся в фондах российских музеев и продаваемых в антикварных салонах, остаются безымянными. Определение имени портретируемого персонажа и восстановление его биографии - редкая удача, за которыми стоят знания и многолетний опыт специалиста. Так, благодаря исследованию сотрудника Государственного Русского музея Юрия Епатко свою биографию обрел персонаж одного миниатюрного портрета из Государственной Третьяковской галереи.

А. Т. Сабурова. Кон. 1840-х - нач. 1850-х. Работа неизвестного художника. Миниатюра. ГТГ. Ранее собрание А. В. Морозова

 

В 1997 году Третьяковская галерея впервые издала полный каталог миниатюрных портретов XVIII - начала XIX века, хранящихся в фондах музея. Музейные работники, исследователи русской культуры, коллекционеры и антиквары получили возможность изучать и атрибутировать портреты одного из богатейших собраний России. В научный оборот вошли работы талантливых русских художников-миниатюристов Г. А. Скородумова, В. Л. Боровиковского, К. А. Зеленцова, И. А. Винберга, И. М. Жерена, К. А. Макарова, И. П. Раулова, А. И. Стрелковского, М. Н. Теребенева, Н. М. Теребенева, братьев К. Я. и Я. Я. Рейхелей, а также высококлассных мастеров западноевропейского миниатюрного портрета Ф. де Мейса, А. Ритта, А. Лагрене, Г. Кордика, М. Даффингера и других.

К сожалению, многие миниатюры за годы их долгой жизни потеряли имена своих моделей. Из 356 портретов 216 в музейных документах числятся безымянными. Некоторые в виде надписей на оборотах сохранили фамилии своих персонажей. Но более о них ничего не известно: ни годы жизни, ни общественное и семейное положение, ни профессия изображенного лица.

А. Т. Сабурова. Кон. 1840-х - нач. 1850-х. Литография. ГМЗ Петергоф. Ранее собрание Ю. С. Варшавского

 

К таким “безгласным” моделям относится миниатюрный портрет немолодой женщины в темном платье, с широким кружевным воротником, темными волосами. На голове у нее капор с двумя спускающимися на грудь лентами. Портрет опубликован в каталоге Третьяковской галереи как изображение некоей “А. Сабуровой”. Под этим именем портрет хранился в собрании известного московского коллекционера А. В. Морозова, после национализации его коллекции миниатюра поступила в 1911 году в Музей русской художественной старины (усадьба Кусково), а в 1930-м была передана в Третьяковскую галерею. Когда жила А. Сабурова, кем она была, оставалось неизвестным.

В 2003 году в Государственном музее-заповеднике “Петергоф” в Музее коллекционеров открылась выставка-дар “Русский гравированный портрет из собрания Ю. С. Варшавского”. К открытию экспозиции вышел солидный научный каталог с воспроизведением всех подаренных музею портретов. Наше внимание привлек литографированный поясной портрет московской актрисы Аграфены Тимофеевны Сабуровой (1795-1867), выступавшей на сцене в 1816-1855 годах. При сравнении миниатюрного портрета А. Сабуровой из Третьяковской галереи и литографии оказалось, что на них запечатлена одна и та же дама, в одном и том же платье и чепце с лентами, спускавшимися на грудь. На обоих портретах, выполненных в конце 1840-х - начале 1850-х годов, Аграфена Тимофеевна запечатлена немолодой дамой с крупными, несколько расплывшимися чертами лица, с двойным подбородком. Актриса одета в темное, вдовье платье с широким кружевным воротником.

А. Т. Сабурова. 1826. Гравюра пунктиром. Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина

 

Аграфена Тимофеевна Сабурова, урожденная Окунева - известная актриса труппы Императорских московских театров. Родилась в 1795 году в Санкт-Петербурге, с 1807 года училась в театральной школе, через два года в составе группы воспитанников была переведена в театральную школу Москвы. Там и прошла вся ее сценическая деятельность. В 1816 году она впервые вступила на сцену профессионального театра. Имея хороший голос, с большим успехом выступала в операх Моцарта, Россини, Керубини, Кавоса, Давыдова и других композиторов, исполняя роли молодых любовниц и субреток. В 1822 году вышла замуж за талантливого актера Александра Матвеевича Сабурова (1800-1831), рано скончавшегося во время эпидемии холеры в Москве. Вот почему А. Т. Сабурова изображена на миниатюре во вдовьем платье. Потеряв голос, Сабурова освоила драматический репертуар. Особенно она прославилась в ролях благородных матерей и комических старух.

31 августа 1855 года Аграфена Тимофеевна “из-за ухудшения зрения” вышла в отставку. Сын и две дочери также посвятили себя театру. Одна из них оставила описание последнего, прощального с московской публикой спектакля, опубликованное в “Ежегоднике Императорских театров” (СПб., 1897. С. 413): “Ее (А. Т. Сабуровой. - Ю. Е.) прощальный бенефис произвел потрясающее впечатление. Театр был переполнен публикой, которая при последнем падении занавеса плакала, аплодисменты сливались с рыданиями самой бенефициантки, ее товарищей и некоторых зрителей. У выхода со сцены выстроились в два ряда все театральные служители, начиная с плотников и кончая капельдинерами; они, также со слезами на глазах, поклонились ей до земли, напутствуя ее всяческими благожеланиями”. Признательная московская публика преподнесла ей огромный лавровый венок, что в то время было большой редкостью. После отставки А. Т. Сабурова переехала в Петербург. Скончалась Аграфена Тимофеевна 21 января 1867 года и была похоронена в Петербурге на Митрофаньевском кладбище. Театральная газета “Антракт” (1867. № 5) и “Иллюстрированная газета” (1867. № 6) опубликовали некрологи на кончину Сабуровой, в которых ее называли “первоклассной актрисой русского театра”, начавшей свою сценическую карьеру еще в театральной школе с выступлений в балетах Дидло, затем с блеском исполнявшей оперные партии и закончившей актерскую деятельность на драматической сцене.

Династию театральной семьи Сабуровых продолжили сын и две дочери Аграфены Тимофеевны, выступавшие на столичных сценах Петербурга и Москвы.

В начало раздела "Разное">>>