Логотип

Храм-памятник дома Романовых

1913 год вошел в историю как год Романовых. Наиболее важным событием в череде празднеств стало освящение соборного храма Федоровской иконы Божьей Матери в Петербурге, дошедшего до нас в изувеченном, но величественном виде.

 

Н.В. Васильев. Конкурсный проект Соборного храма Федоровской иконы Божьей Матери. 1910

Идея создания храма-памятника в столице возникла в 1907 году, когда «Союз русского народа» предложил возвести комплекс около ныне уничтоженного Троицкого собора на Петроградской стороне. Однако позднее местом строительства был выбран глухой участок площадью около 1800 кв. м на углу Миргородской улицы и Товарного переулка. Ранее он принадлежал подворью Федоровского Городецкого мужского монастыря Нижегородской епархии, в котором первоначально находилась икона Федоровской Божьей Матери, а инокиня Марфа благословила первого государя из рода Романовых. На данном участке в то время располагалась часовня во имя Федоровской иконы и святого Алексия, действовавшая до открытия собора в 1914 году.

По всей стране был проведен сбор пожертвований, принесший к 1910 году 500 тыс. рублей. В этом же году был создан Строительный комитет под покровительством великого князя Михаила Александровича, брата Николая II. Председателем комиссии стал управляющий делами великого князя Дашкова, а интересы Федоровского Городецкого монастыря представлял его настоятель архимандрит Алексий. Для удобства ведения дел Строительный комитет организовал пять комиссий (историко-художественную, исполнительную, финансовую и др.), у каждой из которых были свои, строго определенные обязанности.

В мае 1910 года в журнале «Зодчий» комитет опубликовал план участка под строительство и условия проводимого под эгидой Общества архитекторов конкурса на проект юбилейного храма. Предусматривались следующие условия конкурса. Это должен был быть двухэтажный собор с верхним храмом вместимостью 2000 человек и нижним — 1500 человек. Поскольку основной идеей проекта стала память о «двух русских царственных домах», верхний храм посвящался Федоровской иконе и дому Романовых, а нижний должен был представлять эпоху Александра Невского и дома Рюриковичей. При храме также предполагались квартира настоятеля, помещения для братии, книжная лавка, трапезная и отдельно стоящая часовня.

Итоги конкурса были опубликованы в журнале «Зодчий» за 1910 год, № 29. Судейская комиссия, в которую вошли Л.Н. Бенуа, В.А. Косяков, Г.Д. Гримм, А.Н. Померанцев и А.Ф. Бубырь, первую премию присудила Н.В. Васильеву, вторую — студенту Института гражданских инженеров Н. Джорогову и третью — С.С. Кричинскому. Всего участвовало шесть авторов. Однако право окончательного решения было предоставлено Строительному комитету, который остановился на проекте Кричинского с условием его доработки. Окончательный вариант одобрили в следующем году.

Сохранившиеся конкурсные проекты собора, в частности в ГМИР, позволяют проследить эволюцию замысла С.С. Кричинского. Навеянный поездкой зодчего по Северо-Западной России, последний вариант представлял собой довольно эклектичную картину.

Взятая за основу ростовская храмовая архитектура конца XVII века сочеталась с мотивами воротной башни Спасо-Ефимиевского монастыря в Суздале, псковскими воротами и типичной крепостной стеной и звонницей. Стены собора представляли собой комбинацию новгородских закладных крестов с владимиро-суздальской белокаменной резьбой, а труба котельной во дворе имитировала башню Симонова монастыря в Москве. Автор предполагал в сходном стиле благоустроить и прилегающую территорию, что осуществить не удалось.

С.С. Кричинский. Конкурсный проект Соборного храма Федоровской иконы Божьей Матери. Вариант. 1910

Предварительные строительные работы начались 17 октября 1910 года. По причине слабого грунта пришлось вырыть глубокий котлован, дно которого было выложено толстым слоем бутовой плиты и забетонировано. На этом основании возведена конструкция из четырех железобетонных арок, на которые опиралась центральная глава. Все подряды на земляные, каменные и плотницкие работы были заключены с крестьянином Тверского уезда Старицкой губернии М. Грачевым.

5 августа 1911 года архиепископ Волынский и Житомирский Антоний в присутствии великого князя Михаила Александровича заложил собор, а 15 января 1914 года состоялось его торжественное освящение. Улица и площадь перед храмом были опоясаны рядами высоких мачт с резными государственными гербами, а дома украшали огромные стяги. Церемонию освящения, начавшуюся в 10 часов утра, совершил будущий новомученик митрополит Владимир в присутствии государя с дочерьми, членами императорской фамилии, представителями сословий. Николай II, довольный проделанной работой, назвал храм «дивным». Таким же было и мнение большинства.

Через неделю после церемонии храм был объявлен соборным и получил небольшой приход. Служили в нем монахи Федоровского монастыря, настоятелем же был назначен отец Владимир Александрович Шамошин. Частично завершенный на момент освящения, храм поражал богатством убранства. Верхняя трехпредельная Федоровская церковь была украшена в ростовском стиле. Покрытый басмой, пятиярусный иконостас из липы был исполнен московской мастерской И.М. Дикарева по эскизу С.С. Кричинского, взявшего за основу иконостас церкви Божьей Матери Грузинской в Никитниках — родовой храм Романовых. Эта же мастерская изготовила киоты, царское место и Голгофу. Особое внимание привлекал большой позолоченный киот на правом пилоне. В нем находился древний список Федоровской иконы в серебряном вызолоченном окладе, который подарили потомки 37 родов, подписавшие грамоту об избрании Михаила Федоровича. На иконах, скопированных со старинных икон и исполненных под руководством Н.В. Покровского известными московскими иконописцами В.П. Гурьяновым, Н.С. Емельяновым, Г.И. Чириковым, изображались святые, тезоименитые членам царствующего дома, и святые из рода Рюриковичей. Щербову В.С. было поручено исполнение росписи в стиле фресок Дионисия в Ферапонтовом монастыре. Мраморные полы алтарной части покрывали ковры, вытканные по рисункам Л.Н. Бенуа. С главного купола на четырех «морских» цепях спускалось паникадило в виде шапки Мономаха диаметром три сажени, исполненное московской фирмой «П.И. Оловянишников и сыновья». Его дополняли шесть малых паникадил. Серебряная дарохранительница в виде уменьшенной копии Успенского собора была подарена императорской свитой, а сосуды, повторявшие оригиналы из Ипатьевского монастыря — Гвардейским корпусом. Из верхней церкви в нижнюю вела лестница, расписанная художником А. Щербаковым, декорированная бронзовыми чеканными фонарями и представляющая сцены из священной истории.

Соборный храм Федоровской иконы Божьей Матери. Фотография 1910-х гг. Вид с востока

Нижняя трехпредельная церковь Св. Александра Невского, украшенная четырьмя массивными колоннами, стрельчатыми сводами и окнами–бойницами, была выдержана в новгородском стиле XIII века. 7 сентября 1913 года в ней освятили два предела: правый — во имя Св. Филарета Милостивого и левый — во имя мученицы Марфы. Имена этих святых носили родители Михаила Федоровича. Главный предел нижней церкви во имя благоверного князя Александра Невского оформить к освящению собора не успели, хотя Г.И. Чириков и написал образа для мраморного иконостаса, исполненного фирмой «П.И. Оловянишников и сыновья». Для украшения иконостаса также предполагалось использовать старинные царские врата, подаренные инженером С.Н. Смирновым. Освятить предел смогли лишь осенью 1920 года, одновременно с правым пределом верхней церкви во имя Святителя Николая и мученицы Александры, в который перед этим перевезли иконостас упраздненной церкви Пересыльной тюрьмы.

Внешний облик 48-метрового пятиглавого храма был не менее богатый. Облицованные белым «старицким камнем» из каменоломен Тверской губернии фасады были украшены резьбой работы В.И. Рауша фон Траубенберга. Кроме того, на северном фасаде размещались родословное древо рода Романовых и монументальная майоликовая икона «Вышний Покров Богоматери над Царствующим домом», размер которой составлял 12 квадратных саженей. За ее исполнением наблюдал Н.В. Покровский, а работы выполняла керамическая мастерская «Гельдвейн-Ваулин» по эскизу С.В. Чехонина. Главы куполов были покрыты золоченой медью и венчались золочеными восьмиконечными крестами. На белокаменном фоне выделялись бронзовые массивные двери с чеканными изображениями двунадесятых праздников. Над главным «Царским» входом помещалась уникальная, выполненная в давно забытой ранневизантийской технике, мозаичная икона Спас Нерукотворный — копия с работы В.М. Васнецова, подаренная Академией художеств. На паперти и лестнице А. Щербаковым были выполнены росписи, основывающиеся на фресках ярославских храмов второй половины XVII века.

Первая мировая война довольно сильно замедлила продвижение работ. В дальнейшем удалось построить лишь граненую башню, в которой предполагалось разместить музей истории России начала XVII века и причтовый дом с кельями. На предполагаемом месте предсоборной площади с памятником Александру Невскому была возведена массивная крепостная стена из красного кирпича. Ежегодно 14 марта, в день начала правления дома Романовых, в соборе служилась торжественная литургия, а в положенные дни — панихиды по скончавшимся членам династии. Хором храма руководил А.Н. Николаев.

Соборный храм Федоровской иконы Божьей Матери. Фотография 1910-х гг. Вид с севера

Поначалу революция 1917 года никак не отразилась на жизни общины храма иконы Федоровской Богоматери. В 1920–1921 годах при нем существовала воскресная школа для детей 6–15 лет, а монахи объединились в братство Св. Александра Невского. Особо важные и торжественные службы в соборе проводил архиепископ Петроградский Вениамин. В ночь на 30 октября 1931 года архиепископ, священнослужители храма и некоторые прихожане были арестованы, а 23 июля 1932 года, по решению Леноблисполкома, собор был закрыт. В этом же году комплекс храмовых построек был передан молокозаводу № 2, для нужд которого был проведен ряд переделок. Верхний храм разделили железобетонным перекрытием и установили необходимое технологическое оборудование. Были уничтожены купола с барабанами, часть ограды и дом причта. На месте майоликовой иконы, судить о которой сейчас можно лишь по старым фотографиям и эскизу, экспонировавшемуся в 1915 году на выставке «Мир искусства», появилось окно. После закрытия храма ряд предметов попал в собрание Государственного Русского музея. Среди них — 17 икон праотеческого чина из иконостаса верхней церкви собора, икона «Богоматерь Феодоровская с предстоящими святыми Николаем Чудотворцем, Михаилом Малеиным, царицей Александрой, Алексием Митрополитом Московским» работы В.П. Гурьянова, а также серебряный литургический прибор, крест работы московской фирмы «П.И. Оловянишников и сыновья» и серебряный ларец работы московской мастерской «П.А. Мишукова с детьми».

В 1990-х годах начался новый виток жизни собора. 8 сентября 1993 года у его стен была заложена часовня Новомучеников и Исповедников Российских по проекту архитектора Г.А. Васильева, освященная 28 марта 1998 года. В 1994 году также велись разговоры о возвращении собора верующим, однако дальше дело не пошло. 

В начало раздела "Разное">>>