А бывало, на корпус самовара наносили тексты русских поговорок, пословиц, нравоучительных изречений:
«Чай пить — не дрова рубить»,
«За чаем не скучаем»,
«Чай пьешь — до ста лет проживешь»,
«Выпей чайку — забудешь тоску»,
«От чая пьян не будешь».
Среди многих предметов декоративно-прикладного искусства самовары выделяются самобытностью и самостоятельностью. Судите сами: фарфор можно спутать с фаянсом, серебро с мельхиором, бронзу со шпилтром, мебель красного дерева с мебелью из ореха, канделябр с подсвечником. И только русский самовар никогда и ни с чем не перепутаешь.
Его функция ясна и памятна, и форма четко соответствует этой функции, давая простор изобретательности мастера, который всю жизнь имеет дело с одним и тем же материалом, выбранным и изученным всеми предыдущими поколениями мастеров.
Наносимые на поверхность самовара покрытия — это лишь дань технологии, современной мастеру и моде, которая диктует и форму, и цвет изделия.
«Везде забавлялись и везде пили чай. Эта необходимая потребность нашего купечества, эта единственная роскошь наших небогатых мещан, это праздничное, высочайшее наслаждение всех трезвых разночинцев, фабричных мастеровых и даже мужичков — наш русский, кипучий самовар дымился на каждом шагу».
М. Н. Загоскин, «Москва и москвичи»
55. Самовар.Середина XIX в. г. Тула. Латунь, выколотка, литье. 30х19х20 |
56. Самовар. Середина XIX в. Ф-ка В. Г. Ермолина, г. Кострома. Томпак, выколотка, литье. 37х29х24 |
57.Самовар. 1860-е гг. Ф-ка А. Шмакова, г. Москва. Латунь, выколотка, литье, чеканка, гравирование, кость. 47х31х29 |
58. Самовар. Середина XIX в. Латунь, выколотка, литье. 41х28х27 |
59. Самовар. Середина XIX в. Ф-ка И. А. Скорнякова, г. Углич. Томпак, выколотка, литье. 55х36х31 |
60. Самовар. Вторая половина XIX в. Ф-ка И. Г. Баташева, г. Тула. Томпак, выколотка, литье, чеканка. 54х36х31 |
61. Самовар. Вторая половина XIX в. Томпак, выколотка, литье, чеканка. 43х28х25 |
62. Самовар. Вторая половина XIX в. Красная медь, выколотка, литье, серебрение. 24х19х14 |
63. Самовар дорожный.Вторая половина XIX в. Латунь, выколотка, литье, никелирование. 29х20х21 |
64. Самовар. Середина XIX в. Ф-ка А. П. Захранина, г. Переяславль. Латунь, выколотка, литье, чеканка. 52х24х27 65. Самовар. Середина XIX в. Латунь, выколотка, литье, чеканка. 48х23х25 |
66. Самовар-кофейник. Середина XIX в. Красная медь, выколотка, чеканка, серебрение. 31х18х14 |
67. Самовар-кофейник. Начало XIX в. Петербург. Латунь, выколотка, чеканка. 38х14х17 |
В 20-е годы XIX века появляются самовары, сочетающие в себе и кофейник, и чайник (иллюстрации 69, 70). Эти двухсекционные сосуды делались также почти целое столетие. Но, в отличие от кофейников, особой моды на них не было. Поэтому встретить подобный самовар в наши дни — огромная редкость. Андрей Андреевич Лобанов рассказывает, что за самоваром (на снимке справа) ему пришлось «ухаживать» более десяти лет.
69. Самовар с двумя кранами. Вторая половина XIX в. Латунь, выколотка, литье, чеканка, никелирование. 42х30х21 70. Самовар с двумя кранами. Начало XIX в. Латунь, Выколотка, литье. 34х27х25 |
71. Самовар. Вторая половина XIX в. Варшава. Латунь, выколотка, литье, чеканка, серебрение. 40х35х27 |
72. Самовар. Вторая половина XIX в. Варшава. Латунь, выколотка, литье, чеканка, гравирование, серебрение. 44х31х28 |
73. Самовар. Вторая половина XIX в. Варшава. Латунь, выколотка, литье, чеканка, серебрение, кость. 47х32х30 |