Логотип

Большая судьба маленького солдата

«…Со страстью коллекционируются… вещи, которые не представляют ценности ни с какой точки зрения, кроме коллекционерской… Всякий знает то самопожертвование, с которым коллекционер стремится к своей цели. Сопоставляя это, необходимо прийти к заключению, что это есть неодолимое влечение, инстинкт или рефлекс», — писал о собирательстве И.П. Павлов.

«Стойкий оловянный солдатик» давно перестал быть просто игрушкой и перешел в разряд культурных феноменов: его история насчитывает несколько столетий и многие тысячи поклонников. А коллекционирование военной миниатюры, подчас страстное, отнимающее много сил и времени, язык не поворачивается назвать просто «инстинктом» или «рефлексом». Это скорее особая жизнь со своими правилами и законами, параллельная вселенная со своими временем и пространством.

Макет сражения при Треббии 7 июня 1799. Фрагмент. 1997. Санкт-Петербург. Государственный мемориальный музей А.В. Суворова

Одним из первых, кто подал идею моделировать военные действия при помощи миниатюрных фигурок, был выдающийся полководец и военный реформатор Республики соединенных провинций (Нидерланды) конца XVI — начала XVII века принц Мориц Оранский. Известно, что он ввел в нидерландской армии единообразное обучение войск, строгую военную дисциплину, заложил основы линейной тактики, усовершенствовал тактику обороны и осады крепостей, им были созданы новый вид кавалерии — рейтары (кирасиры), а также легкая артиллерия. Отчасти к этим реформам принца подтолкнули сравнительные штудии римских построений и оружия — современной ему пики и римского меча со щитом — при помощи свинцовых солдатиков.

В распоряжении правителей и их наследников часто находились небольшие по современным меркам, но по-настоящему драгоценные собрания военной миниатюры. Известно, что Людовик XIV был владельцем трехсот серебряных воинов, маленький Жозеф Франсуа Шарль Бонапарт, сын французского императора Наполеона Бонапарта, командовал армией из ста семнадцати солдатиков, выполненных из чистого золота: они изображали солдат и офицеров подразделений, базировавшихся на Корсике. В России самая значительная коллекция была у императора Петра III, фигурки его «армии» выполнены из дерева, воска, свинца. А для великого князя Павла Петровича, будущего императора Павла I, солдатиков изготавливали из редкого и ценного в XVIII столетии фарфора.

Распространенной и популярной детской игрушкой наборы солдатиков стали в XVIII веке. Причина успеха была в том, что при их производстве в Германии вместо дерева стали использовать олово. Литье по форме занимало гораздо меньше времени, чем изготовление каждой фигурки вручную, и вскоре немецкие наборы оловянных солдатиков стали любимой игрушкой мальчишек Европы и России.

Из Германии оловянные миниатюры стали распространяться на восток через Прибалтику и Польшу. В Санкт-Петербурге в XIX столетии существовало три крупных игрушечных мастерских, занимавшихся металлическими игрушками, две из которых специализировались на оловянных солдатиках. Первая мастерская вела свою историю с 1875 года. Это было «Заведение металлических детских игрушек В. Лейземана», оно располагалось по адресу: Головинская улица, 35. Наряду с жестяными каретами, корабликами и паровозиками компания выпускала оловянных солдатиков, которые пользовались большой популярностью. Вторая мастерская, «Экспортная контора для кустарных изделий А.Д. Погузова», располагавшаяся на Каменноостровском проспекте в доме № 24, появилась в Петербурге 1902 году.

Фигурки делали как объемными, так и плоскими: объемные были прочнее и выполнялись более детально, в то время как плоские были дешевле из-за меньшей затраты материала. Русский художник и известный коллекционер игрушек Александр Николаевич Бенуа воспоминал: «Из оловянных солдатиков особую страсть я питал к тем сортам, которые стоили дороже и являлись как бы аристократией среди прочего населения моих коробок. Это были “кругленькие”, выпуклые солдатики… они продавались в коробках, в которых обыкновенно помещались еще всякие другие вещи: холщовые палатки, которые можно было расставлять, пушки на колесах и т. п.».

В XX веке крошечные «армии» — самые разные по размеру, форме солдатиков, составу войск — стали огромной областью собирательства со своими правилами и законами.

Можно выделить три основных направления коллекционирования: реконструкции исторических событий (они не всегда носят военный характер, в них могут быть включены самые разные фигуры и объекты), участие в военных играх (варгеймах) и составление тематической коллекции.

Одна из самых распространенных целей при коллекционировании военной миниатюры — различные военные игры. Горячим поклонником этого рода времяпрепровождения был английский писатель Герберт Уэллс: в 1912 году была опубликована его книга «Маленькие войны», описывающая игры с оловянными солдатиками, которые можно было вести на полу, подоконнике, в саду, на террасе и даже на кухонном столе.

Современная военная игра — это столкновение двух или более фигурок, команд, отрядов, групп отрядов или армий на игровом столе в зависимости от задач игры и ее сценария. Исход сражения решается в процессе игры или может быть заранее оговорен в том случае, если разыгрывается историческая баталия или вымышленная битва с известным финалом. В любом случае игра требует времени и углубленного изучения предмета.

Для исторической реконструкции важно знание эпохи, соответствия выставленных фигурок заявленным войскам. Сегодня чаше всего разыгрывают сражения эпохи Наполеоновских войн, времени расцвета регулярных армий, цветового разнообразия формы разных войск, интересной военной тактики. К тому же этот период хорошо изучен и описан в исследованиях и специальной литературе. Для игры в жанре фэнтези необходимо знание разветвленного и детально разработанного сюжета, характеристик и боевых возможностей воинов. К примеру, в популярной фэнтези­игре «Warhammer» участвуют четырнадцать рас!

В тематические коллекции могут входить миниатюры различного масштаба, относящиеся к разному времени, выполненные из любых материалов, — главное здесь либо вкус коллекционера, либо один доминирующий критерий. Тогда в собрание попадают фигурки определенной эпохи, работы известных дизайнеров или граверов. Сегодня для облегчения систематизации и классификации коллекционных солдатиков выработаны целые комплексы признаков — по материалу, по степени авторского участия, по типу раскраски.

Макет сражения при Кунерсдорфе 1 августа 1759. Фрагмент. 1997. Санкт-Петербург. Государственный мемориальный музей А.В. Суворова

Для солдатиков существует несколько стандартных размеров (15, 25, 30, 36, 43, 54, 90 и 120 мм), что значительно облегчает их совместимость в рамках единой коллекции или игры. Плоские миниатюры чаще всего выполняются высотой 30 мм, а объемные — 54 мм. Для модельных фигурок вместо миллиметровой шкалы дается соотношение с ростом человека (1:72, 1:43, 1:35, 1:32.). При соотношении 1:35 размер фигурки приблизительно равен пяти сантиметрам.

Важно отметить, что коллекционных солдатиков чаще всего изготавливают из смеси свинца и олова. Фигурки из пластмассы, гипса или художественного пластика ценности для коллекционера, как правило, не представляют. Также важным моментом является то, что все детали в миниатюре переданы предельно точно, вплоть до мельчайших деталей обмундирования. Точность в передаче деталей делает солдатиков своего рода посредниками в изучения истории.

Коллекционирование военной миниатюры — распространенное явление. Существуют специальные издания и Интернет-порталы, подробно освещающие те или иные аспекты создания подобной коллекции или участия в военных играх. Начинающему собирателю следует помнить главное: создание серьезной коллекции солдатиков — занятие трудоемкое и дорогостоящее.

На сегодняшний день рекордная цена, заплаченная за одного солдатика, — 3080 фунтов стерлингов. Именно за эту сумму в 1994 году на аукционе Christie’s была куплена фигурка одинокого шотландского гвардейца лондонской компании «Britains». Кто знает — вдруг в вашей коллекции будет недоставать именно этой фигурки? 

В начало раздела "Разное">>>