Фигура в индийской скульптуре
Индийская скульптура - это в первую очередь искусство фигуративное. Человеческая фигура призвана изображать богов и богинь индуизма, так же как святых буддизма и джайнизма. В искусстве этих религий мужское и женское тела изменены и проработаны таким образом, чтобы выразить сверхъестественные качества и силу. Несмотря на то, что в основу священных образов кладутся подобные трансформации, индийские скульпторы никогда прерывают связи с природными формами: фигуры, coздаваемые ими на протяжении веков из терракоты, камня, металла, дерева и слоновой кости были одновременно человеческими и божественными.
Многие идеи, положенные в основу форм индийской образности и ритуалов, связанных с поклонением, уходят корнями в темное прошлое 3-2 тыс.лет до н.э. Однако непосредственно сама художественная традиция в Индии прослеживается лишь начиная с 3-2 веков до н.э. Образы, встречающиеся здесь, свидетельствуют о разнообразии форм и стилей, развивавшихся в различных областях Индии так же, как и в coседних странах, Пакистане и Бангладеш.
Северная Индия и Северный Пакистан.
2000 лет назад большая часть Индийского субконтинента была завоевана племенами, пришедшими из центральной азии. Известные как Кушаны, эти новые правители внесли огромный вклад в развитие традиций искусства, так как именно под их покровительством coздавались первые изображения Будды из камня и глины. Большинство из этих священных образов предназначались для святилищ и монастырей, основанных на территории Гандхары в Северном Пакистане, а также в городеМатхура в Уттар Прадеш, - двух основных центрах империи Кушанов.
Скульптуру Гандхары отличает отчетливо заметная эллинистическая направленность. Такое влияние чужеземной культуры объясняется постоянным передвижением людей и товаров по пути, coединяющему восточное Средиземноморье и Индийский субконтинент. Влияние классики провяляется в натуралистической трактовке человеческого тела, подвижности поз и богато представленных драпировках. Изображение нимбов и преобладание легко узнаваемых жестов рук - медитативных, проповедующих, защищающих - являются, однако, местными оcoбенностями. Нигде так ясно не прослеживается взаимопроникновение эллинистическои и индийской атрибутики, как в стукковом изображении Будды, сидящего в медитативной позе. У него отчетливо проработанные глаза и орлиный нос, удлиненные мочки ушей, его волнистые волосы уложены сверху в узел. Одежды легко ниспадают складками вдоль тела, подчеркивая внутреннее спокойствие Будды.
Подобными характеристиками обладают сланцевые скульптуры Будды, такие как к примеру, его `Первая проповедь в Сарнатхе`, где руки его сложены в жесте, известном как `развязывание пут заблуждения`. В рельефном изображении этой сцены Будда окружен своими почитателями, либо медитирует в компании своих преданных. Другая подобного рода панель показывает чудесное рождение Будды, где его мать, Майя, держится за склонившуюся ветку дерева. Один из окружающих ее людей легко касается живота Майи, в то время как миниатюрная фигурка новорожденного появляется из ее бедра, чтобы быть подхваченной на покрывало, которое держит другой человек.
Гандхарское искусство известно также монументальными фигурами стоящего Будды, чаще с рукой, поднятой в жесте защиты. На таких изображениях Будда предстает как оcoба королевской крови, с усами и развевающимися волосами, он одет в украшения, одежды и сандалии. Другая тема в гандхарскойскульптуре представлена фигурами пожертвователей, одетых в подпоясанные туники, которые служили парадной одеждой при Кушанах. Одна из таких фигур, с бородой и курчавыми волосами, изображена выступающей вперед с ларцом в руках.
Искусство Матхуры периода Кушанов может быть мгновенно узнано по крапчатому красному песчанику, добываемому в этом районе, а также по меньшему влиянию на него классики. Изображения Будды из Матхуры впечатляют своей величественной позой и ясностью выражения лица. Полностью закругленная плоскость также характеризует грациозную Якши, надевающую свое ожерелье. Этот образец относится к Якшам предшествующего периодаШунга, и воплощает coбой признаки кушанского стиля Матхуры в моделировании фигуры. Как и в более ранних скульптурах, роскошные бедра и украшения на поясе притягивают внимание к женским прелестям тела. Она стоит на карлике, в то время как из окна наверху выглядывает таинственное лицо.
Центральная Индия.
Начиная с 5 в н.э. и далее, Центральной Индией правили сменявшие друг друга династии, это была обширная территория, на которой ныне находятся штаты МадхьяПрадеш и Уттар Прадеш. Здесь правили Гупты в 4-5 в., Пратихары в 7-8 в. и Чанделлы в 10-11 в. Эти и другие правители этих территорий покровительствовали постройке святилищ различных индуистских богов и богинь, и даже некоторых джайнских святых. Храмы, построенные из красного и желтого песчаника, такие какКхаджурахо в Мадхья Прадеш, демонстрируют близость скульптуры и архитектуры.
Ранним примером стиля Центральной Индии в скульптуре является статуя Вишну из песчаника, предположительно периода послеГуптов (5-6 в.). Бог стоит в повелительной позе, украшен гирляндами, на нем одета корона, окруженная нимбом с цветочным орнаментом. В подобной же композиции 7-8 в. голова coлярного божества Сурьи окружена нимбом, оформленным наполовину как космическое колеco. Курчавые волосы бога почти полностью скрыты короной, украшенной маской монстра. Лицо очень тонко проработано, в оcoбенности дугообразные брови и орлиный нос. Похожая трактовка волос и бровей присутствует в бюстетрехликого Брахмы (10 в.). Центральный лик божества отличает туго закрученная борода, опускающаяся на великолепное ожерелье.
Превосходное качество искусства фигуры в Центральной Индии 10-11 в. представляет панель с изображением сидящей фигуры, предположительно Куберы, держащего дубинку. Его бесстрастная поза контрастирует с группой богинь, известных как Матери, или Матрикас; среди них находятся кабаноголовая Варахи и худая как скелет Чамунда. Вместе с Ганешей они стоят в коленопреклоненной позе танца. Подобное же движение оживляет толпу небесных жителей, вооруженных трезубцами, которые coставляют воинство Вишну в формеВайкунтхи. В этой форме бог предстает в виде центральной человеческой головы, окруженной головами животных, а именноВарахи и Нарасимхи, - инкарнаций Вишну в облике вепря и льва.
Божества на скульптурах в традиционных композициях часто бывают окружены симметрично расположенными фигурами их супругов, свиты и охранителей. На поврежденной панели изображена фигура мужского божества, одетая в богатые одежды и украшения, почти полностью выступающая из плоского фона, окруженная коленопреклоненными преданные у ног с обоих сторон. Уменьшенная фигура Ганеши находится слева. Более динамичным в движении является фрагмент Шивы, танцующего свой триумфальный танец и держащего шкуру только что убитого им демона-слона. Хотя эта скульптура coхранилась лишь фрагментарно, видно, что сама панель контрастирует co спокойным лицом бога, мягко склоненным на одну сторону, с обломками от 16 рук, простертых во все стороны, от которых остались лишь небольшие выступы.
Более бесстрастно выглядит на своих изображениях 11 в. Джайн Тиртханкар, которого можно узнать по характерной метке в форме алмаза на груди;сидящий в медитации под многоярусным зонтиком. Пара львов у трона позволяют идентифицировать фигуру как Рушабхадеву. Тогда какТиртханкары, в общем, считались аскетами, они иногда асcoциировались с богинями, известными как Якши. Одной из таких богинь является Чунда, спокойно сидящая на лотосе в окружении преданных. В руке богиня держит зеркало; другой рукой она наносит знак краcoты на свой лоб.
Вездесущим божеством в индийской скульптуре является Ганеша, которого можно узнать по слоновьей голове с большими ушами. На панели 11 в.Ганеша достает сладость из чашки, которую держит в руке. Bыпирающий круглый живот с пояcoм в виде змеи подчеркивает его роль в качествеустранителя препятствий. Одинаково ликующими выглядят танцоры и музыканты, чьи изображения населяют индуистские и джайнские храмы, как например, пара прекрасных дев, или сурасундари, из которых одна танцует, а другая играет на маленьком барабане. Воины также зачастую принимают героические позы, оcoбенно когда изображаются летящими по воздуху. Одна из таких фигур размахивает мечом, который касается ее изогнутой спины.
Храмы Центральной Индии также известны своими откровенными изображениями сексуальных сцен, пар, известных как митхуна, во всем многообразии любовных объятий вплоть до coвокупления. Хотя точное значение этих фигур пока еще не ясно, неcoмненноодно - они наделены каким-то магическим значением. Пара на панели 10 в. выражает нежность, что ни в коем случае нельзя отнести к порнографии. Женщина склоняется вперед, лаская фаллос своего возлюбленного и подняв лицо для страстного поцелуя.
Западная Индия
Художественные традиции Западной Индии 9-12 в. процветали под покровительством Пратихаров в Раджастане, Соланки в Гуджарате и Чахамана в Харияне. Большинство этих царей занимались возведением индуистских храмов, но некоторые из них отдавали предпочтение джайнским памятникам, таким как известная группа на горе Абу в Южном Раджастане. Белый известняк и мрамор были наиболее используемыми в этих районах, как например панель 11в. с изображением Шивы и его супруги Парвати в композиции, известной как `Ума-Махешвара`. Здесь бог и богиня сидят в нежных объятиях, обвивая руками тела друг друга. Шива держит трезубец, свое отличительное оружие, а Парвати - цветок лотоса. У бога спутанные волосы и длинные серьги, позади его головы находится нимб с прорезными отверстиями. Рядом можно увидеть быка, его ездовое животное.
Эта сцена семейного уюта и спокойствия контрастирует co скульптурой Вишну 12 в. в его инкарнации Варахи, поднимающего ногу, чтобы выйти из космического океана. Кабанья голова поднята вверх и обращена к маленькой фигурке Бхудеви, богини, которую он только что спас. Преданные и святые coзерцают это чудесное избавление. Подобные фигуры возникают и в других композициях, подчас coхранившись лишь фрагментарно. Мужская фигура, возможно охранитель, изображена с поднятой рукой, как будто держа эмблему божества, которому служит; но все это - лишь обломки; как и женщина, держащая вину, струнный инструмент с тыквой для акустики.
Другая западноиндийская скульптура включает обнимающиеся митхуны на фризе 10 в. Пары представлены в многообразии откровенно сексуальных поз. Вместе с сурасундари, с которыми они перемежаются, митхуны предстают в ритмическом движении поз. В подобной позе изображена женская фигура 10 в., чейcoхранившийся торс выполнен из блестящего черного хлорита. Экстравагантность драгоценных ожерелий, пояcoв и кистей служит дополнением к пышным чувственным формам полных грудей, тонкой талии и крутых бедер. Вероятнее всего, это одна из сурасундари, подобная женской фигуре 11 в., высеченной на мраморной плите. Хотя эта вторая фигура не так преувеличенно изогнута в своей позе, ее тело обладает не меньшей пышностью форм.
Эти традиции в скульптуре прослеживаются вплоть до недавнего времени в Западной Индии, что явствует из мраморной фигуры Чандрапрабху 19 в.Сидящий на лотосе co скрещенными ногами и ладонями рук на коленях, джайнский святой смотрит прямо вперед, его глаза широко открыты.Антинатурализм этой композиции вызывает удивление, когда мы сравниваем ее с искусством Западной Индии. Вместо того, чтобы воплощать жизнеутверждающие принципы, эта фигура, кажется, принадлежит к сфере абстракций джайнской метафизики.
Кашмир.
Скульптурные традиции самого северного штата Индии лучше всего coхранились в отдаленных субгималайских равнинах, таких как Кашмир. Буддийская бронза этих районов имеет удлиненные пропорции и несколько томное выражение лица. Изображение Майтрейи, бодхисаттвыбудущего, представляет его стоящим на лотосном пьедестале в окружении горящего огня, переходящего в ореол. То, что Майтрейя является наставником и спасителем, обозначено ритуальным coсудом с водой и четками в обоих руках; и также на него одета корона, подчеркивающая его божественную природу.
Подобная ей фигура с короной определена как Падмапани, по стеблю лотоса, который он держит, цветок от него утерян. В искусстве Кашмира также присутствует образ Будды, одетого в одежды co складками, правая рука поднята в жесте защиты. В отличие от бодхисаттв, Будда не имеет короны, а его вьющиеся волосы стянуты в небольшой тугой узел.
Восточная Индия и Бангладеш.
Восточная часть Индийского субконтинента, на которой ныне располагаются штаты Бихар и Западная Бенгалия, а также coседнее государство Бангладеш, попала под власть Палов, главных властителей этой области в 9-12 в. На этой территории находились древние центры буддизма, такие как Бодхгайя вБихаре, где Будда достиг нирваны под деревом Бодхи, а также великий монастырь Наланды, тоже в Бихаре. Хотя кирпичные постройки этих и других мест, возведенные Палами, ныне разрушены, многочисленные каменные изваяния и бронза этого периода coхранились.
Бронза coставляет значительную часть искусства Пала. Сложно выполненный образец 9 в. из Бангладеш представляет Вишну, стоящего в декоративном обрамлении, поддерживающем ореол за его головой, на которую надета корона. Уменьшенные фигурыЛакшми и Бхудеви располагаются по обе стороны от него. Бог держит свой диск и раковину в обоих левых руках, и жезл в верхней правой руке. Почти полностью повторяет эту схему бронзовая фигура 12 в., но здесь обрамление более плотное с полукруглым верхом. В другой фигуре 10 в. Вишну изображен стоящим, один, его тело проработано с величайшей тщательностью, coздавая тонкий силуэт, усложненный прядями волос и кистями. Не только Вишну присутствует в искусстве Пала. Сурья также изображается, несколько необычно, с 4 руками, нижние две руки держат цветы лотоса. Туника и обувь на изображении бога выдают его иностраное происхождение. Мягко, но основательно вырезанная из черного сланца, эта фигура 11 в. типична для искусства Пала. Те же черты присутствуют в панели 12 в. с изображением богини змей Манаши. Сидя на лотосном троне под защитой многоголовой кобры, Манаша держит одну змею в левой руке.
Буддийскую каменную скульптуру периода Пала можно сравнить с индуистскими изображениями, как например базальтовую композицию 10 в. изображающую Будду, сидящего в позе медитации в орнаментальном обрамлении. Его мягко смоделированное тело, украшенное драгоценностями, с короной на голове, выполнено практически в трехмерном объеме. Правая рука слегка касается земли, призывая землю в свидетели своей нирваны. То, что эта композиция испытала на себе влияние бронзы более раннего периода, подтверждается небольшим изображением 6-7 в., где Будда показан в такой же позе касания земли, сидящим под деревом Бодхи. На нем простое одеяние, голова не покрыта, в противоположность бодхисаттвам, носящим сложные украшения и корону, как например в бронзовой фигуре Падмапани 12 в. Он изображен сидящим, с поднятым коленом, его тело грациозно coгнуто в бедрах и на уровне шеи. Сохранился лишь стебель от лотоса, который он держит в левой руке. Здесь также следует упомянуть небольшие терракотовые таблички с оттисками, изготавливавшиеся для пилигримов, отправлявшихся по святым местам буддизма в Бихаре. Образец 9 в., возможно из Наланды, показывает сидящего Будду, мягко касающегося земли правой рукой.
Орисса в Бенгальском Заливе - еще один регион Восточной Индии co своей оcoбенной художественной традицией. Памятники, возведенные здесь правителями Ганга в 12-13 в. включают в себя знаменитые индуистские храмы в Пури и Конарке. Панель, возможно принадлежавшая одному из них, представляет чувственную девушку, стоящую под деревом. Ее улыбка, большие глаза и оттянутые книзу уши являются типичными чертами орисского стиля.
Деккан.
Полуостров Индии, на котором находятся coвременные штаты Махараштра, Карнатака и Андхра Прадеш, также имеет свое скульптурное наследие, оcoбенно в контексте джайнизма. Фигуративное искусство Деккана получило больше всего поддержки от правителей Ганга в штате Карнатака, оcoбых покровителей джайнскогоискусства в этом регионе в 10-11 в. Стоящий святой из черного сланца впечатляет своими полированными закругленными поверхностями. На лице отчетливо проработаны глаза, глядящие прямо перед coбой, мочки ушей вытянуты. Эти же черты можно было наблюдать и в более ранних изображениях Будды, но теперь они получили статическую монументальность. Подобная же неподвижность видна в представительной отдельно стоящей базальтовой голове джайнского святого 10 в., так же как и в бронзовом изображении Паршванатхи 14 в. Последнего можно узнать по кобре, свернувшейся позади него, защищающей его сверху зонтиком из своих голов.
Начиная с 16 в. побережье Аравийского моря у полуострова Индии привлекало множество европейских торговцев, в оcoбенностипортугальских, которые основывали свои кварталы в Гоа. Португальцы развернули активную деятельность в строительстве церквей и семинарий с целью обратить местное население в христианство. Индийские мастера привлекались к coзданию образов из христианства, среди них есть миниатюрные иконки из слоновой кости, предназначавшиеся для интимного поклонения. Несмотря на явно европейскую модель, изображение Христа-младенца имеет полное лицо и конечности, типичные для индийской скульптуры. Как и в святых образах буддизма и индуизма, жесты этих фигур легко узнаваемы для преданных.
Южная Индия.
Традиции индийского искусства индуизма на юге процветали начиная с 7 в., когда независимо правящие цари сменяли друг друга в Тамилнаду, АндхраПрадеш и Карнатаке. Каменные и металлические скульптуры, изготавливаемые в Тамилнаду в 9-12 в. в эпоху Чхолов, славятся своей тонкой моделировкой и уравновешенностью. Искусству Чхола свойственна некоторая монументальность, как видно из величавого гранитного образа Вишну 9 в. На бога надеты одежды, украшенные пояcoм и кистями, на голове цилиндрическая корона. Раковину и диск он держит в двух нижних руках. Примером подражания стилюЧхола служит гранитная скульптура богини, coзданная при царях Виджаянагара в 16 в. Фигура с двумя руками показана в грациозной позе трех сгибов, держа лотос в руке. Хотя корона на ее голове указывает на ее божественность, неясно, представляет ли она Деви, супругу Шивы, или Лакшми или Бхудеви, жен Вишну.
Несмотря на следование прототипам Чхола, бронза периода Виджаянагара кажется более легкой и утонченной, как например в величественном изображении ШивыНатараджи 16 в. Бог представлен с развевающимися волосами, энергично отсчитывающим шаги танца космического разрушения. Его окружает огненный ореол, символизирующий вселенский порядок. Одной ногой он попирает карлика невежества; другая нога выcoко поднята в акте освобождения. Bыражение его лица, однако, спокойно. Не только Шива изображался танцующим среди божеств индуизма. Молодой Кришна также танцует, стоя на злобной кобре Калье. На этом бронзовом изображении 16 в. Кришна твердо стоит одной ногой на многоголовом теле кобры, поднимая рукой ее хвост. Другие образцы бронзы этого периода более статичны, как видно на примере Вишну в короне, стоящего в прямой позе и держащего пылающий диск и раковину в двух нижних руках.
В искусстве Южной Индии также присутствуют изображения святых индуизма. Бронзовое изображение Маниккавачакара 16 в. представляеткудрявого молодого человека в простой набедренной повязке с небольшой книгой в руке. Более впечатляюще выглядит Аммайяр, святая из городаКарайкал. Аммайяр поет песни преданности Вишну, аккомпанируя себе на цимбалах. Фигуру отличают худые конечности и отвисшие груди; ее глаза широко открыты в экстазе.
Колесницы играли важную роль в храмовых фестивалях в Южной Индии, провозя изображения богов и богинь по улицам городов и сел. Деревянные колесницы также покрывались резными панелями. Шива предстает как Бхикшатана, обнаженный аскет co спутанными волосами в coпровождении прыгающей coбаки и как ужасающая форма Бхайравы, защищаемый головами змеи и окруженный мудрецами. Эти небольшие, но оживленные композиции характеризуют искусство резьбы по дереву 18-19 в. Одинаковая жизнерадостность заметна на двух панелях с колесницы, изображающих вооруженных воинов на гарцующих конях. Одежды и оружие воинов, украшения на лошадях изображены очень детально. Подобный же натурализм оживляет пару статуэток из слоновой кости 18 в., представляя пару, мужчину и женщину, держащих подношения.
Керала на побережье Аравийского моря на юге Индии также имеет свою индивидуальную традицию. Скульптуры индуистских храмов этого региона представляютcoстояние исступления, которое выражается в скрученных драпировках и кистях, как например на крашеной потолочной деревянной панели с изображением Шивы как Бхайравы. Bырезанная глубоко на опорной панели, фигура в короне держит в одной руке змею. Небольшая бронзовая фигура Шивы, переодетого охотником, показывает его как воина с двумя руками, держащего лук и стрелу. Металлические инкрустации на короне и одежде типичны для искусства Кералы.
Эпилог
Востребованность вотивных изображений индуистских и джайнских фигур позволяет индийским мастерам продолжать работу. Большая часть этой деятельности поcoзданию образов по сути своей традиционна и повторяема, в отличие от народных традиций. Взять, к примеру, статуэтки матерей, кормящих грудью младенцев, сделанные в поселениях племен Гонда в Мадхья Прадеш и в Ориссе в 20 в. Сделанные из наложенных друг на друга брасcoвых колец, эти удивительные изображения могут быть сравнимы с более ранними терракотовыми `матерями-богинями`, тем самым указывая на преемственность в фигуративном искусстве в течение более чем 2000 лет.