Охота на африканское искусство
XVI век положил начало колониальной торговой экспансии европейских государств в Индии, Индонезии и Африке. Продвижение на восток португальцев, испанцев, голландцев, англичан и французов ширилось с каждым веком. Сначала целью колонизаторов были пряности и восточные редкости, а затем рабы и произведения искусства. |
Двор правителя африканского государства. Рельеф. ХVII. Бенин. Британский музей, Лондон
В истории Африки XIX век стал временем лихорадочного захвата земель колонизаторами, авантюристами и небольшими отрядами военных наемников, готовых поступить на любую службу. Открытие близ слияния рек Вааль и Оранжевой алмазных россыпей Кимберли вызвало алмазную лихорадку и приток старателей со всего мира.
В Трансваале начали разрабатывать золотые месторождения — это предопределило строительство новых городов и создание мощной компании "Де Бирс".
Получив от королевы Виктории хартию на право управлять приобретенными или захваченными территориями, Южно-Африканская компания организовала ряд экспедиций в разные концы Африки. На этих территориях создавались новые фактории и колонии. Так образовались английская колония Родезия и протекторат Ньясаленд. Настоящие бои разгорались между жителями Западной Африки, у которых в бассейнах рек Вольта и Нигер с древних времен были протогосударства. Объединенные племена исповедовали ислам, обучались воинскому искусству под управлением вождей-военачальников. Здесь европейцы не ограничивались захватами земель, а уничтожали поселения, вывозили художественные и исторические ценности. В 1861 году англичане захватили Лагос. В конце XIX века статус протектората получило государство Сьерра-Леоне.
В 1486 году португалец Диего Као скупал у авантюристов и торговцев, возвращавшихся из Африки, изделия из слоновой кости.
Правитель с приближенными. Рельеф. ХVII. Бенин. Британский музей, Лондон
В ХVI столетии тирольский эрцгерцог Фердинанд рассылал в разные концы Европы торговых представителей, приобретавших скульптуру и маски, вывезенные из колоний Испании и Португалии. Известно, что среди них были целые слоновые бивни, украшенные резьбой со сценами охоты и воинскими сражениями. Попали такие изделия и в коллекцию французского короля Франциска I через его посланников в Африке. В наши дни в кунсткамере Дрездена можно видеть деревянные скульптуры из прибрежных районов Нигера.
Коллекция нигерийского искусства Британского музея — одна из самых обширных в мире. То, что могло составлять гордость национального музея нигерийского народа, в результате колониальных войн сделалось собственностью англичан.
Особо значимы в художественном и историческом отношении произведения искусства государства Бенин, образованного на землях Африки в 1440 году царем (обой) Эвуаре Великим, считавшимся прямым потомком божества Одудувы. Захватив окружающие города и деревни, Эвуаре превратил Бенин в богатое государство с громадным дворцом, земляной насыпью протяженностью 11 километров и довольно благоустроенными жилищами на улицах города. В 1473 году слухи о богатстве Бенина привели к его стенам португальских торговцев, за которыми следовали англичане и голландцы. Помимо охоты за африканским золотом, шли поиски статуй богов, слоновой кости, а также документальных свидетельств этнографического характера. Правители Бенина отмечали важнейшие события и записывали законы города-государства на небольших латунных табличках (размером 30 х 15 сантиметров). С помощью табличек провозглашалась царская власть над подданными, покоренными племенами и смертью. Рельефы вывешивали на колоннах царского дворца, и они становились своего рода хрониками для подданных.
Сохранились сделанные географом Даппером описания королевского дворца в Бенине, того самого, который был уничтожен английскими войсками во время военной операции 1897 года. Все произведения искусства из бронзы, дерева, камня, все ритуальные украшения, использовавшиеся во время церемоний, связанных с почитанием предков, были вывезены за пределы Африки.
Серебряный доллар, выпущенный в 1791 г. The British Sierra Leone Company. Британский музей, Лондон
Среди культурных богатств Нигерии, хранящихся в музее Лондона, особое внимание посетителей привлекает маска XVI века из слоновой кости — часть церемониального одеяния царя Бенина. Это самая известная из пяти масок, вывезенных участниками английской экспедиции. Две маски, сменив нескольких владельцев, оказались в американских коллекциях, одна — в музее Германии, еще одна — в частном собрании.
В 1977 году Нигерия обратилась с официальным запросом о возвращении маски, так как она была объявлена эмблемой Второго фестиваля всеафриканского и афроамериканского искусства, проходившего в Лагосе. Однако английские власти отказали, ссылаясь на акт столетней давности, запрещающий вывозить за пределы Великобритании экспонаты Британского музея. Дополнительным аргументом для отказа стали опасения, связанные с тем, что хрупкое изделие не вынесет путешествия и смены климата.
Британский музей хранит в своих фондах около двух тысяч экспонатов, представляющих искусство и историю Нигерии. В экспозицию включены бронзовые мечи и церемониальные принадлежности, барельефы с изображениями бытовых сцен, бронзовые головы, в том числе удивительная "Голова принцессы" в высоком уборе, маски, жезлы, подвески, скипетры, фигурки зверей и птиц.
Коллекция резной слоновой кости была дополнена огромными охотничьими рогами, изготовленными в Африке в XV веке. Они составляют часть комплекса, в который входили также две скульптуры из слоновой кости, изображающие леопардов, охранявшие когда-то трон правителя Бенина. Пятна на их шкурах сделаны из меди, а глаза — из кусочков зеркала.
Среди нигерийских сокровищ — пластичная и богато орнаментированная фигурка трубача (начало XVI века), музыкальные инструменты, керамика, батики и другие изделия народных промыслов.
Бронзовая голова. Бенин, Нигерия. Около 1550–1650. Британский музей, Лондон
Лишь в 1953 году был принят закон о запрете на вывоз национальных сокровищ из Нигерии, но среди вещей, отобранных для первого музея нигерийского искусства в городе Джос, сегодня трудно найти произведения такого художественного уровня, который отличает африканскую экспозицию в Англии.
Хотя эпоха колонизации Африки давно закончилась, а страны обрели независимость и развиваются самостоятельно, вопрос о перемещении художественных ценностей продолжает оставаться актуальным. Историк Африки Л. Чапыгин собрал картотеку, посвященную этой теме. В бюллетене 1982 года о первобытном искусстве отмечается исчезновение надмогильной скульптуры племени йоруба, которую выставляли в Нью-Йорке и там же "утратили". Многих поразило беспрецедентное похищение из музея Нигерии бронзовой головы Одудувы — одного из главных божеств в пантеоне религий народа йоруба. Позже стало известно, что коллекционер, имя которого не упоминается, заплатил за эти предметы 600 000 долларов: не исключено, что он же выступил заказчиком преступления. Журнал "Ньюсуик" сообщил, что в 1980 году один из служащих Национального музея в Лагосе похитил девять фигурок из коллекции искусства Бенина. Три из них были обнаружены в нью-йоркской галерее со сбитыми музейными номерами. Был даже задержан продавец музейных ценностей Карл Логан, но вернуть украденное так и не удалось.