Логотип
Бронницкий ювелир

Кабинет резных камней герцога Орлеанского. Приобретение Екатерины II

Бюст Дианы де Пуатье ФранцияБюст Дианы де Пуатье Франция. Середина XVI века Сардоникс. 1,9 х 1,4

Уже в 1780-м году Екатерина имела описание “Кабинета резных камней герцога Орлеанского”. Когда в 1785 году известие о смерти герцога Луи - Филиппа Орлеанского достигает Петербурга, она спешит дать Мельхиору Гримму доверенность на покупку гемм у его сына. Одержав верх над конкурентами, Екатерина приобрела коллекцию за 40 000 рублей. По заказу императрицы, специально для гемм в Германии “первым мебельщиком и механиком века” Давидом Рентгеном изготовлены шкафы.

В ноябре 1787 года тысяча четыреста шестьдесят семь гемм Орлеанских уже в Петербурге. Ежедневные сообщения Гримму говорят о той эйфории, которая царила в царских апартаментах при распаковке багажа: “Я думала, что Красный мундир (А.М. Дмитриев-Мамонов) сойдет с ума от радости по поводу Орлеанской коллекции”; “Я и господин Красный мундир принялись изучать третий ящик резных камней, купленных по его совету: забавлялись изготовлением слепков с некоторых ... Я получила из разных мест уведомление, что герцог Орлеанский оставит лучшие камни себе. Я восхищена, что вашим умением мудро все предвидеть, вы избежали этого неудобства... Я уверяю вас, что Красный мундир распаковал все сам и по вашему совету сверил все камни номер за номером с каталогом в руке...что касается Давида Рентгена и его двухсот ящичков, они прибыли так кстати, чтобы вместить в себя все это обжорство”; “Я вернулась в Эрмитаж, где Красный мундир замирал от радости над четвертым ящиком... Он рассматривает эту покупку как дешевую”.

Юпитер, Меркурий с Амуром, Марс и Нептун в окружении знаков ЗодиакаЮпитер, Меркурий с Амуром, Марс и Нептун в окружении знаков Зодиака. Италия. XVI век. Сердолик. Диаметр 5,4

И все же без казуса не обошлось. Дойдя до седьмого, как видно, последнего ящика, фаворит замечает отсутствие гемм с эротическими изображениями - потаенной, но почти обязательной принадлежностью дактилиотек фривольного XVIII века. И в этот раз резные миниатюры интимного характера не были включены в аукционный каталог, но многие из них были известны по гравюрам. Но, не смотря на желание фаворита, во что бы то ни сало завладеть недоступными геммами, Екатерина отказала ему, ссылаясь на опасения пересудов.

VIS.CEDIT.AMORI (Сила уступает любви)Диана Люцифера на колеснице, запряженной быками внизу на бандероли девиз: VIS.CEDIT.AMORI (Сила уступает любви)

Уже современники понимали, что для французов “потеря гемм Пале-Рояля всегда будет предметом сожаления”. Приобретенное Екатериной собрание способно рассказать о важнейших этапах развития камнерезного искусства на протяжении двух с половиной тысячелетий - с IV века до н. э. до середины XVIII столетия. В пределах этого отрезка истории в ней представлены геммы, характеризующие основные центры и стилевые направления камнерезного искусства; индивидуальные манеры многих его мастеров; развивавшиеся в нем жанры; богатство технических приемов резьбы и весь ассортимент использовавшихся пород твердых минералов.

Временной предел существования коллекции оградил её от опасности. Подстерегавшей более поздние европейские собрания: от копий и прямых подделок античных гемм, индустрия которых расцвела в последней четверти XVIII века и “затопила”, а то и обесценила многие из них.


В начало раздела "Изделия из камня и кости">>>