Логотип
Бронницкий ювелир

Приемы художественной обработки кости в России

Для создания художественных изделий русские мастера использовали, главным образом, моржовую, мамонтовую и слоновую кость, (хотя иногда и кости других животных). Первоначально кость обезжиривается и отбеливается; потом ее распиливают на куски или пластины и определяют форму предмета. Из соображений прочности будущего изделия кость пилят на пластины вдоль слоев, а не поперек: такой распил не позволяет кости коробиться при изменении температуры или влажности. Для создания из кости объемной вещи мастер изготавливал на токарном станке первоначальную болванку по форме и размерам подходящую для будущего изделия. При изготовлении костяных коробочек, шкатулок, ларцов, мебели основу для них делали из дерева, а потом снаружи оклеивали резными костяными пластинами в технике рельефной или сквозной резьбы. Под прорезные пластины мастера нередко подкладывали цветную фольгу, яркую бумагу, шелк , бархат, что особенно подчеркивало красоту проработки поверхности костяной пластины и способствовало созданию декоративного эффекта, когда цветная подложка отбрасывала цветные рефлексы на костяную поверхность.

Пластина с портретным изображениемПластина с портретным изображением. Конец XVIII века.

Обработка костяной поверхности проводилась различными лобзиками, пилками, сверлами, дрелями и другими специальными инструментами. Прежде чем приступить к резьбе художник делал на кости или костяной пластине эскизный рисунок будущего изделия или узора. Рисунок наносился карандашом или же процарапывался.

Наиболее простой для исполнения была гладкая резьба. По предварительно нанесенному рисунку мастер постепенно углублял фон; рельеф мог быть различной высоты – от почти плоского до выпуклого с дополнительными накладными деталями, которые крепились на костяных шипах. Этот вид резьбы применялся при изготовлении всевозможных шкатулок и коробочек, а также костяных икон и кубков.

Более трудной по технике исполнения была объемная резьба – работа над трехмерными фигурами прикладного и декоративного (костяная скульптура) назначения. Такие скульптуры могли входить в состав сюжетной композиции, служить черенками ножей, украшать крышки ларцов и т.п.

Самая сложная по технике – сквозная резьба, называемая также «резьба на проем». Такая резьба требует большой аккуратности и опыта: малейшее неосторожное движение – и весь сложный тонкий по рисунку узор может быть испорчен. Резьба на проем прорабатывалась дополнительной моделировкой поверхности. Красота узора подчеркивалась использованием дополнительных цветных фонов. Такая резьба активно использовалась для декора стенок и крышек ларцов, пластин вееров, декоративных ваз и медальонов.

Кроме резьбы для создания изделий из кости использовалась гравировка, нередко – с подцветкой (краска плотно входила в углубленный штрих, создавая контрастный по отношению к цвету кости рисунок). Для большей декоративности изделий в XVIII-XIX веках отдельные костяные пластины окрашивались природными красителями – шафраном (желтый цвет), листьями щавеля (от красно-коричневого до черного цвета), корой ольхи, ягодами черники (коричневый и серый цвета), мареной или спелой бузиной (красный цвет) и др. Особенно любили расписывать яркими красками пластины костяных вееров. Для протравы кости краской создавали кислую среду, для чего использовали ягодный морс, уксус, водку или квасцы. В XIX веке для окраски кости стали использовать анилиновые краски. В особых случаях кость золотили, а также декорировали драгоценными камнями. Конструктивные детали, такие как металлические скрепы, гвозди, накладки, крепившие костяные пластинки на деревянную основу, также превращались мастерами в дополнительные декоративные элементы.


В начало раздела "Изделия из камня и кости">>>