Логотип
Бронницкий ювелир

Резьба по кости

Художественная резьба по кости - это не просто умелое применение технических знаний для обработки ценного материала, каким является моржовая, мамонтовая или слоновая кость. Художественная резьба - это искусство: костяная пластина или объемный кусок клыка превращаются волей мастера в законченное произведение, где каждая линия, каждый штрих точно положены на свое место, гле общее нераздельно дополняется частностями, одно неотделимо от другого. Резьба по кости - это искусство художника, хорошо понимающего законы пластического мастерства. Точное определение объема вещи с учетом ее функционального назначения как бы предопределяется дополнительной разработкой поверхности в графической или пластической манере. Гравировка, подцветка, сквозная или рельефная резьба являются неотторжимым дополнением целостного художественного образа вещи.

Большое мастерство, достигнутое резчиками по кости, лучшие образцы которого мы любим и ценим как национальное художественное достояние, явилось результатом мноuовекового процесса развития. От простейших утилитарных предметов до гармоничных по форме и орнаментации произведений декоративно-прикладного искусства - таков путь развития художественной резьбы по кости. Сила эмоционального воздействия лучших произведений этого искусства в том, что в них вложены не только труд и талант одного человека - исполнителя данной вещи, но навыки и таланты многх поколений, многих безымянных творцов, чьи достижения подучили достойных восприемников в лице косторезов последующего времени.

Кость как материал, из которого создавали высокохудожественные произведения, добывлась в разных местах. Так, жители побережия Белого моря Северного Ледовитого океана охотились на моржей около Мезенского берега, у острова Войгач и мыса Колгуев, у Новой Земли и Мурманского берега, у Шпицбергена и около устья Печоры.

Важным фактором в определении художественных достоинств произведения является мастерство его исполнения. Техничность резьбы или гравировки, профессионализм, с которым сделана гладкая, рельефная или сквозная резьба, определение соразмерности членений предмета, его функциональности в соединении с декоратвной обработкой - все это входит в общую оценку произведений декоратвно-прикладного искусства. Резчик по кости должен быть не только мастером, владеющим инструментами своего ремесла, но и художником, скульптором, точно и правильно оценивающий материал, из которого создается оригинальное художественное произведение.

Основные технические приемы обработки кости сложились много веков тому назад и практически не меняются до наших дней.

Простая кость (кость домашних животных) называется цевкой; она имеет сероватый оттенок и потому требует обязательногоотбеливания.

Моржовая кость очень прочная, имеет белый, прозрачно-зеленоватый цвет с розово-теплым оттенком при просвечивании.

Мамонтовая "голубая" кость, так называемая ископаемая, поскольку ее обнаруживают, как правило, в районах вечной мерзлоты, несколько мягче моржовой, легко режется, имеет желтоватый оттенок. Иной раз она бывает окрашена солями грунтовых в коричневый или сине-зеленоватый цвет. Эта особенность удачно используется мастерами при решении декоративных задач. Мамонтовая коcть по структуре и цвету очень близка к слоновой, которая на тонкий срез несколько прозрачный.

Первоначально моржовый клык, бивень слона или мамонта, кость домашних животных обезжиривается, затем отбеливается. Далtе кость подвергают грубой обработке - пилят на куски или пластины, определяют форму предмета. Распиловка кости на пластины ведется вдоль слоев, а не поперек, что важно для прочности будущего изделия. Долевой распил не позволяет кости коробиться при изменении температурно-влажного режмиа. Если мастер задумал создать объемную вещь, первоночально болванку для нее изготавливают на токарном станке простейшей формы. Для всевозможных шкатулок, ларцов, коробочек, мебели основу делали из дерева, снаружи ее оклеивали костяными пластинками, которые украшали изобразительными или орнаментальными мотвами в технике рельефной или сквозной резьбы. Часто под прорезь мастера подкладывали цветную фольгу, яркую бумагу, шелк или бархат. В сочетании с мягким светлым тоном кости это создвало больший декоратвный эффект, выявляло красоту пластической проработки поверхности. Но прежде чем художник приступал к резьбе, он делал на кости или пластине схематический, эскизный рисунок и лишь затем лобзиками, пилками, сверлами, дрелями и другими специальными инструментами вел обработку костяной поверхности. Специальный инвентарь не изменился за многие столетия.

Художественная резьба подразделяется на несколько видов. Наиболее простой для ислонения - гладкая резьба. Мастер ведет постепенное углубление фона по предварительно нанесенному рисунку. Последний либо процарапывается, что само по себе является методом гравирования на кости, зачастую сопутствуемым подцветкой. Задача выявления выпукло-объемных форм решалась различно - от едва ощутимого, почти плоского до выпуклого рельефа, максимум высоты которого достигался креплением на постоянных шипах дополнительных накладных деталей. Следующая по трудности исполнения - объемная резьба, то есть работа над трехмерными фигурами разного характера и назначения - от ложечки-копоушки до декоративной скульптурной группы. И, наконец, самая сложная - сквозная, или как ее называют, резьба на проем. Она требует большого опыта и знания материала. Малейшее неосторожное движение - и вся композиция мелкого, тонкого по рисунку узора может быть испорчена. Резьба на проем, как правило, прорабатывается с дополнительной моделировкой поверхности и исходит из основного принципа резьбы - постепенного углубления фона. Она допускает значительную свободу в наилучшем использовании дополнительных фонов, подчеркивающих красоту рисунка. Часто употреблялось гравировка, которую порой подсвечивали - краска плотно входила в углубленный штрих, выявляя по отнашению к основному фону своей контрастностью рисунок.

В целях достижения большей декоратвности в XVIII-XIX веках отдельные костяные пластины окрашивали естественными красителями. К их числу принедлежит шафран, дающий желтую окраску; листья щавеля - от корицневого до черного цвета; кора ольхи и ягоды черники - коричневый или серый тон; марена и ягоды спелой бузины - красный и т. д. Для протравы кости краской нужно было создать кислую среду, для чего употребляли морс, уксус, водку или квасцы. Позднее, в XIX веке, стали пользоваться анилиновыми красками. В особых случаях кость золочили и украшали драгоценными камнями. Интересно, что косторезы использовали чисто конструктивные детали в качестве декоративных элэментов. Так, металлические скрепы, гвоздики, накладки, крепившие костяные пластины на деревянную основу, превращались в умелых руках мастера в дополнительный узор. В современном резном искусстве по кости сохранены все приемы обработки материала, введены лишь некоторые технические усовершенствования.


В начало раздела "Изделия из камня и кости">>>