Керосиновые лампы завода А.В. Болотина
Ключинский хрустальный завод Болотина специализировался на выпуске стеклянных керосиновых ламп, которые к концу XIX столетия сменили в России первоначальные металлические и фарфоровые керосиновые лампы, дополненные абажурами из стекла.
Завод был основан Болотиным в 1859 году, как химическая фабрика: лишь с 1873 года там было налажено производство художественных изделий из цветного стекла. Новый вид работ на предприятии освоили довольно быстро - уже в 1882 году владелец завода А.В. Болотин был награжден золотой медалью на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве. «За хорошее качество окрашенной стекломассы, криолиновую массу (т. е. молочное непрозрачное стекло) для предметов освещения, большой выбор предметов и умеренность цен» - так было написано в официальном отчете о выставке.
Лампа молочного стекла, розовое крытье, роспись силикатными красками. Завод Болотина. Начало XX века.
Отмечая богатство цвета и оригинальность декора болотинских изделий, профессор А.К. Крупский, специалист в области силикатной промышленности России, связывал их с именем мастера Василия Алексеевича Векшина, талантливого стекловара, «навыкшего к хрусталю» на заводе Ладыженских, основанном в 1823 году, и прошедшего «огромную школу» на заводе А.С. Меньшикова под Клином в 1850-1860-е гг. Попав на завод А.В. Болотина, В.А. Векшин «развил производство столовой посуды и ввел производство ламповых изделий, действительно замечательных по своему разнообразию и почти неожиданному изяществу», писал в 1885 году А.К. Крупский в «Вестнике промышленности» (т.VI).
Хрустальный завод А.В. Болотина выпускал столовую и парадную посуду, канделябры, люстры, абажуры, флаконы и др. продукцию из цветного и бесцветного стекла, гладкие и шлифованные. К 1910 году в производстве было занято около 500 человек. Завод почти полностью перешел на изготовление ламповых изделий, выпуская в год 4 млн. ламповых стекол, 500 тыс. штук больших и 600 тыс. штук малых ламп (ручников и резервуаров), до 130 тысяч абажуров. Осветительные приборы завода Болотина и другие изделия продавали в фирменном магазине в Москве, а также в Петербурге, Твери, Вышнем Волочке, на Нижегородской ярмарке и др. Часть продукции экспортировалась в страны Востока.
Наиболее распространенным видом изделий на заводе были настольные лампы на высоких постаментах, тонко расписанных эмалями, золотом и силикатными красками. Отличительный характер этих светильников – тщательность ремесленной обработки, а также яркость и нарядность, которые достигались модернизированными способами декорирования (деколью, аэрографом, литографией). Несмотря на приход эпохи электричества, многие болотинские керосиновые лампы долго не покидали своего места в интерьерах домов, уже утратив свои утилитарные свойства, но служа просто украшением.
Конструктивная схема болотинских керосиновых ламп была неизменна: полый постамент-«ваза», в который вставлен круглый сплющенный резервуар с выступающими стенками, маскирующими верхний край основания. Некоторые лампы изготовлялись из цветного трехслойного или двухслойного стекла, а также из непрозрачного стекла. Нередки были и светильники из молочного стекла, расписанные тонким слоем силикатных красок нежно-голубых, розовых, зеленоватых оттенков. Мастера, украшавшие вазы, предпочитали орнаментальный декор, главным образом, с использованием растительных мотивов. Роспись на теле вазы выстраивали с расчетом на круговой обход. Исконно «фирменным» украшением были цветы и птицы, выполненные в технике эмали или золочения на фоне цветного стекла; часто использовался и рельефный декор с росписью. Для более поздних ламп, особенно, в стиле модерн, более характерен сюжетный декор, акцентированный на одной из сторон, а не охватывающий всю лампу вкруговую.
Все лампы болотинского завода увенчаны абажурами из тонкого, с шелковистой поверхностью стекла, декорированного рельефами или тончайшей вязью узоров в технике травления; как правило, края таких абажуров волнистые. В старину подобные абажуры назывались «тюльпанами».
Имена авторов оригинальных композиций болотинских керосиновых ламп, как и имена их конкретных исполнителей до нас не дошли. Мастера не помечали именем свои работы. Определению авторства способствуют сохранившиеся письменные документы и эскизы. Так, про одну из ламп, можно утверждать более-менее точно, что ее расписал А.В. Соколов, внук В.А.Векшина, живописец, отдавший этому делу более полувека своей жизни. В рабочих блокнотах Соколова есть и попытки стилизации журнальных иллюстраций, и пейзажные зарисовки, и отвлеченные декоративные композиции. На обороте одной, наколотой по контуру (для перевода на стекло графитовым порошком) композиции присутствует надпись: «А.Соколов. 4 февраля 1914 года. Рисунок медалион». Лампа с таким декором сохранилась до наших дней.
Керосиновые стеклянные лампы на заводе Болотина активно изготовляли вплоть до 1920-х гг. В 1930-е годы там, все еще, изредка, создавали большие керосиновые лампы в качестве памятных символических подарков, но искусство их оформления уже не достигало былой тщательности и великолепия. Затем выпуск ламп был прекращен.