Металлические и деревянные осветительные приборы в России XVII века
В XVII веке в России осветительная арматура создавалась, в зависимости от ее назначения и состоятельности заказчика, из дерева (в технике резьбы) или металла (меди, железа, серебра) в технике ковки или литья. Металлические изделия, как правило, стоили гораздо дороже деревянных, как из-за стоимости самого материала, так и из-за больших технических трудностей при работе с материалом в процессе создания светильника, поэтому иметь металлическую осветительную арматуру могли позволить себе немногие. В качестве источников света использовались лучины и свечи, а также горючее масло или жир.
Серебряный подсвечник. 1601 год.
В описях русских церквей XVII века, как столичных, так и провинциальных, часто упоминаются деревянные подсвечники и светцы. Наиболее простые из них по форме представляли собой круглый стержень, с «яблоками» и оловянным «блюдом» наверху, где крепились рожки для свечей – эта разновидность известна в русском церковном обиходе еще в X-XI веках.
Деревянные подсвечники и светцы в XVII веке делали, главным образом, в виде высоких фигурных столбиков на подставке, украшенных точеными деталями или резьбой; готовое изделие расписывали красной и зеленой красками и золотили. Тонкие стержни с равномерно чередующимися «яблоками», «дыньками», валиками и «веревочками» повторяли в миниатюре узорные столбы крылец XVII века. Иногда «блюдо» поддерживалось маленькими резными консолями, отходящими от ствола подсвечника.
Светцам также часто придавалась форма узких воротец с перекладиной и с подвижным средним стержнем, несущим железные зажимы для лучины. Эта форма впоследствии получила широкое распространение и богатую скульптурную разработку: так, промежуток между стояками зашивался прорезной доской, а концы перекладины украшались резьбой в виде конских или птичьих голов. Такую же конструкцию имели и некоторые церковные подсвечники. Некоторые парадные подсвечники XVII века имели вид архитектурных колонн. При создании светцов и подсвечников русские мастера XVII века использовали не только отдельные элементы деревянной архитектуры, но и воспроизводили в оригинальной форме целые сооружения – звонницы, дома, храмы. Такое же оформление характерно и для деревянных выносных фонарей.
В помещениях XVII века, например, в приказных палатах, были распространены настольные деревянные точеные шандалы, более дешевые, чем железные, но зачастую имитирующие в своих формах узоры литых и просечных подсвечников из металла. Такие деревянные подсвечники украшали ажурными «травами», птицами, геральдическими орлами и животными. Рельефной резьбой украшались поставные деревянные свечи, так называемые «тощие», которые в больших количествах использовались в церквях.
Резьбой украшались и деревянные паникадила динамичной барочной формы. Такие паникадила состояли из точеного яблока в середине и кронштейна, оканчивающегося головами коней; верхняя часть светильника увенчивалась резным изображением орла.
Выносной деревянный фонарь. Конец XVII века.
Кроме подвесных осветительных приборов в декоративном оформлении церковного интерьера существенное место занимали высокие, до 1,5 метра многосвечники, ставившиеся перед иконостасами. Их делали из дерева, кованого и листового железа, из меди, серебра. Примером может служить тройной сребряный многосвечник, послуживший образцом для многих последующих изделий подобного рода – вклад Бориса Годунова 1601 года в Троице-Сергиев монастрь.
Для подсвечников этого времени характерно симметричное построение: стоян и два ответвления-«пера». Для данного периода освоения новых стилевых форм разнохарактерное оформление частей многосвечника вполне типично. Стоян состоит из расчлененных округлых частей, покрытых чеканкой. Общая его форма сохраняет очертания типичные для деревянной резной или точеной балясин, отделанных резьбой. Такая связь с резьбой по дереву неоднократно прослеживатеся в русском металлическом производстве. Стоян собран из отдельных выпуклых частей, выбитых из листового серебра и отделаных крупной и мелкой чеканкой. Приставные перья плоско литые на два лица, каждое в виде изогнутогоS-образного стебля с побегами и листьями; они наглухо смыкаются в местах соприкосновения, поэтому обеспечивают жесткость всего осветительного прибора.
Растительный узор ветвей «естественный», а на стояне – условный «травный». Ажурно-листовидными формами отделывались подсвечники листового железа. Стоян украшали двуглавым орлом.
Новым видом кованых изделий, появившихся в самом конце XVII века стали «ганстабы», крюки, кронштейны для подвешивания больших лампад – «кандил». Вначале относительно простые формы их позднее получили быстрое развитие. Часто своими затейливыми изгибами они дополняли пышную резьбу иконостасов. Подобной же затeйливостью отличались кованые цепи для паникадил.
Древнейшие образцы кованых железных светцов – скромная форма железных рогулек, которые вбивались в вершины деревянных стоек. Эта форма повсеместно бытовала до конца XIX века, когда лучины были вытеснены керосиновыми лампами. Более художественную разработку получили высокие цельнокованые светцыXVIII века. Ранние традиции деревянной резьбы получили отражение в форме железных светцов в виде столбиков с яблоками и дыньками.
К концу XVII – началу XVIII века относятся эффектные церковные слюдяные фонари, которые выносили на высоких шестах при церковных процессиях. Они делались на железном каркасе четырех-, шести- и восьмигранными с многошатровыми кровлями (до девяти) подобно покрытиям деревянных церквей XVIII века. Такие фонари были особенно распрстранены на русском севере. Слюдяные заполнения световых отверстий и скаты граней шатров обкладывались узкими полосами оловянных узоров, на более широких шатрах накреплялсь круглые бляхи, ажурно орнаментированные в виде звезд или изображений двуглавых орлов.