Плетеные аксессуары женской красоты
Женская мода своей изменчивостью будто вторит непредсказуемым и капризным характерам тех, для кого она создается. Что было модно вчера, оказывается забытым сегодня, а о сегодняшних эталонах, может, никто не вспомнит завтра. |
«Сумочки-кольчужки». Западная Европа. Нач. XX. Металл. Частная коллекция
Подобная прихотливость и быстротечность не смогли уничтожить чарующей красоты старинных нарядов и многих необычных для нашего времени аксессуаров. О них рассказывают портреты, бережно сохраняемые в музейных и частных собраниях, а немногие подлинные образцы изысканного дамского гардероба былых веков (так же, как и детали, ему сопутствующие) являются гордостью музейных коллекций и встречаются порой в витринах антикварных магазинов.
На протяжении трех последних столетий непременным аксессуаром дамского мира была небольшая сумочка. Достаточно долгое время она с удивительным постоянством сохраняла маленький размер, позволяющий носить с собой лишь разнообразные мелкие предметы: носовой платок, косметические принадлежности, небольшие суммы денег. Неизвестные мастера изготавливали подобные изделия из самых разнообразных материалов, чутко реагируя на господствующие художественные стили и модные веяния, проявляющиеся в женском гардеробе. Подобная взаимосвязь способствовала достаточно частому изменению внешнего облика сумочек. При этом для вечерних или театральных выходов создавались более нарядные и дорогие образцы.
Прообразом женской сумочки, по всей видимости, явились средневековые кармашки или кожаные мешочки, которые крепили в ту эпоху к поясам на одежде. Именно в них хранили деньги и небольшие предметы. Исторические источники также донесли до нас сведения о том, что уже в XIV–XV веках, в пору блестящего расцвета Бургундского герцогства, при дворе вошли в моду омоньеры — «кожаные мешочки» для хранения мелких денег, бывшие аксессуаром придворного мужского и женского одеяния. Мода на подобные «мешочки» была достаточно прочной. Известно, что во времена поздней готики у поясов носили уже целые коллекции «мешочков» различной величины. Необходимо отметить, что крепление к поясам различных аксессуаров сохранялось в светском костюме довольно долго, распространяясь на часы, ключи, печатки, ножницы, игольницы, веера и драгоценные медальоны, которые подвешивали на лентах или цепочках.
«Сумочка-кольчужка». Западная Европа. Нач. XX. Металл. Антикварный салон «Терция»
Появление женской сумочки в качестве самостоятельной нарядной детали женского туалета история связывает с именем Жанны-Антуанетты Пуассон, более известной в истории под именем маркизы де Помпадур (1721–1764). Фаворитка Людовика XV активно вмешивалась во внутреннюю и внешнюю политику Франции, поддерживала энциклопедистов, писателей, увлекалась театром, сама выступала на сцене. Эта противоречивая женщина в течение своей жизни тратила безумные деньги на драгоценности, наряды, косметику, но, как подтвердило время, это были траты, способствовавшие созданию в одежде определенного стиля, распространившегося затем на многие виды искусства. И именно маркизе принадлежит честь создания столь привычного сегодня аксессуара дамского костюма — маленькой сумочки.
Сумочка «помпадур» (pompadour) бала предназначена для ношения различных косметических мелочей, которые играли очень важную роль в жизни женщин XVIII века. Имевшая форму мешочка, она выполнялась из дорогой ткани — бархата с модным некрупным рисунком или кружева ручной работы (венецианского или брюссельского), которое прочно вошло в светский обиход французского двора, бывшего законодателем европейской моды.
Несколько позднее в Вене получила распространение сумочка «пти-пуа» (petit point) или вечерняя сумочка с характерным пестрым цветочным и фигурным узором, вышитым крестом по канве. Ее название, по всей вероятности, произошло от указанного французского термина, обозначающего маленький стежок и обычно употреблявшегося при обозначении определенного вида миниатюрной вышивки, распространенного во Франции в XVII столетии.
В годы Великой французской революции при изготовлении дамских сумочек начали в качестве ручек использовать длинные шнурки, которые сделали сумочки более удобными.
«Сумочка-кольчужка». Россия. Нач. XX. Металл. Антикварный магазин «Русант»
В XIX веке широко использовался ридикюль, представлявший собой дамскую сумочку в виде кисета. Обычно его украшали вышивкой; носили, подвешивая на руку, на длинном шелковом шнурке. В эпоху господства стиля бидермайер получили распространение декоративные мешочки для швейных принадлежностей и других мелочей, которые женщины любили носить с собой.
Все существовавшие сумочки, начиная с эпохи рококо и вплоть до XIX века, изготавливались из дорогих материалов, были богато украшены, часто вышиты, иногда они представляли собой вязаные или плетеные сумочки-кисеты.
Но вот и XIX столетие вошло в свое заключительное десятилетие. Получивший развитие стиль модерн отличало подчеркнутое внимание к материалам и выявлению их эстетических свойств, к поискам возможностей технологически разнообразной и порой совершенно неожиданной обработки. Красота металлических конструкций соединялась в этом направлении со стремлением к созданию флористических композиций с извилистыми линиями силуэта и пластичной формой.
На фоне поисков художников и мастеров декоративно-прикладного искусства модерна возникает новый аксессуар дамского туалета — плетеная из металла маленькая сумочка, произведение ювелирного искусства. Такие сумочки стремительно вошли в моду и завоевали блеском своей металлической поверхности бесчисленное множество поклонниц во всех слоях общества. В этом новом облике сумочка перешагнула рубеж веков, чтобы получить наивысшее развитие в начале XX века в Западной Европе и России.
Своим видом эти изящные изделия, вибрирующие даже при легком движении, рождали удивительные ощущения мягкости и легкости, казалось бы, мало свойственные металлу. Такая подвижность формы как нельзя более отвечала требованиям модерна. Тонкие миниатюрные колечки, спаянные друг с другом (золотые, серебряные или изготовленные из простого недрагоценного металла), соединялись в вертикальные ряды, образуя легкие цепочки. Затем они крепились между собой и соединялись с жесткой рамой сумочки, напоминая то древнее кольчужное плетение, то технику скани, переживавшую в конце столетия, наряду с искусством зерни, свое новое рождение. Отсюда укоренились в быту и профессиональной среде названия этих изделий, предназначенных для театральных и вечерних выходов, «сумочки-кольчужки» или «сканые сумочки». «Кольчужки» имели самые разнообразные формы, отличались друг от друга декоративным решением общего художественного облика. Прямоугольные, квадратные или овальные, они часто заканчивались подвижными тонкими стерженьками, металлическими кисточками или шариками зерни.
«Сумочка-кольчужка». Западная Европа. 1890-е. Антикварный магазин «Русант»
Вначале «сумочки-кольчужки» делали в виде мешочков, которые вместо замков стягивались серебряными или металлическими шнурами. Подобные решения продолжали традиции более ранних образцов женских сумочек, всегда напоминавших мешочки, что лишний раз подтверждает, что именно от этой формы произошли и «сумочки-кольчужки».
Однако в начале XX века сумочки, изготовленные из металлического полотна кольчужного плетения, начали мягко собирать на жесткую замочную пластину, к которой крепился длинный шнур для ношения. Необходимо отметить, что подобные жесткие рамы в конструкцию сумочек впервые были введены именно в этот период. Первые замочные рамы оформляли, используя самые разные ювелирные техники: гравировку, резьбу, чеканку; разноцветные эмали завораживали взор то своим блеском, то тончайшей матовостью. В отделке чаще использовали растительный орнамент, характерный для модерна, но иногда, на особо дорогих изделиях, можно встретить различные сюжетные (в основном — пейзажные) композиции. Замочные рамы отдельных золотых сумочек, изготовленных более ста лет назад, были богато декорированы золотом разных цветов и вставками камней первой величины.
Несомненно, эти маленькие сумочки из драгоценных металлов являлись ювелирными украшениями. Во многих случаях нам сегодня известны имена создавших эти прелестные утонченные шедевры мастеров. Многие сумочки были изготовлены в Москве, что позволяет говорить о большом влиянии московского модерна на изделия подобного ассортимента. В частности, «сканые сумочки» изготавливались в ювелирных мастерских В.Д. Наумова, П.И. Жданова, А.Г. Москвина, А.Ф. Шустина.
Достаточно высокая стоимость этих изделий, выполненных из серебра и золота с использованием различных способов их декорирования, говорит о том, что они были принадлежностью дамского дворянского и буржуазного гардероба. Лишь позднее подобные плетеные аксессуары женского костюма стали изготавливать из недрагоценных металлов, приспосабливая их к нуждам менее обеспеченных слоев населения, ибо мода на них сохранялась. Подобные образцы (как и серебряные изделия) можно увидеть сегодня в антикварных магазинах. Естественно, их цена ниже стоимости серебряных сумочек.
«Сумочки-кольчужки» (как и вошедшие в моду нити длинных бус, спускающиеся ниже талии, или шляпы с огромными полями) стали символами изысканного дамского туалета той утонченной эпохи. Сохранившиеся до наших дней образцы этих необычных изделий не перестают покорять тонкостью исполнения и живущей в них немеркнущей красотой.