Дамское счастье
То, что к обычной сумочке можно относиться как к настоящему произведению искусства, доказывает не только высокая продажная стоимость этих предметов на аукционах, но и существование самых настоящих — и очень представительных — музеев, вся экспозиция которых составлена исключительно из сумок. |
В отличие от истории Римской империи, история дамской сумочки еще не написана. И это несмотря на то, что началась она сравнительно недавно, менее трех веков назад. До этого, в средние века, как женщины, так и мужчины носили на поясе незатейливый мешочек, узелок или кошель (в отечественном варианте саква, киса или калита). Последняя из перечисленных модификаций представляла собой плоскую сумку с откидной крышкой-клапаном и подвешивалась к поясу за металлический стержень, продернутый через верхний край.
Сумочка из стекляруса. 1920-е. Шелк, стекло; латунная филигранная рамка. 13,0 х 12,5
Содержимое этих вместилищ было самым разнообразным — в них за неимением карманов складывали все, что могло пригодиться за пределами дома: деньги, принадлежности для разведения огня, предметы туалета и прочую мелочь. Но чаще всего они выполняли роль кошельков. Происхождение дамской сумочки от кошелька подтверждается и ее названием — в английском, например, и то и другое одинаково обозначается словом purse. К XVII веку мужчины обзавелись карманами, и небольшими сумочками продолжали пользоваться, пожалуй, только завзятые игроки и любители табака. В качестве «игорных» сумок использовали кошели с твердым дном — чтобы их можно было ставить на стол. В них хранили кости и карточные колоды. Как и сумочки для табака и курительных принадлежностей, они были затейливо украшены.
Женская сумочка в ожидании лучших времен оставалась принадлежностью домохозяек среднего класса. В Германии и скандинавских странах замужние женщины носили на поясе объемистую плоскую сумку на металлическом каркасе-рамке. Она была обязательной принадлежностью хозяйки дома и часто передавалась по наследству. В богатых семьях использовали серебряный каркас и дорогие ткани, в домах победнее довольствовались медной или железной рамкой и недорогим сукном или кожей. Были и специальные сумки для молитвенников, с которыми благочестивые прихожанки посещали церковь.
В аристократические круги сумочку ввела в середине XVIII века фаворитка Людовика XV маркиза Помпадур, женщина с добрым сердцем и неплохим вкусом. С ее легкой руки мешочек для рукоделия, изготовленный из бархата и кружев, стал аксессуаром, обязательным для всякой уважающей себя la dame a la mode. Маркиза Помпадур дала свое имя этим бесполезным с точки зрения мужчин, но дорогим вещам: миниатюрная сумочка в форме затянутого тесемкой мешочка и по сей день называется «помпадур». Современники маркизы предпочитали называть этот предмет reticule, от латинского reticulum — «сеточка».
Хранились в сеточке-ридикюле иголки, нитки и прочие принадлежности женского досуга. Для светских львиц эпохи рококо вышивание стало таким же символом домашнего уюта и интимной доверительности, как новая дворцовая архитектура с ее маленькими комнатами или ландшафтные парки, пришедшие на смену геометрической регулярности барочных садов.
Спустившись из великосветских салонов в мещанские гостиные, крохотный ридикюль подрос и принял более «демократичные» формы: с начала 1770-х годов самой популярной моделью стала плоская прямоугольная сумка, устье которой закрывалось с помощью продетого через него стержня. В этой среде, где наилучшим отдыхом для женщины считалось шитье, рабочая сумка была на своем месте. Но теперь к ее оформлению предъявлялись новые требования, продиктованные модой и обыкновением наносить взаимные визиты. Обычно такие сумки делались из атласа, их обильно декорировали вышивкой, кистями и лентами. Сумка демонстрировала изобретательность и искусность хозяйки, поскольку чаще всего ее изготовляли собственными руками. Особую важность такая демонстрация приобретала во время бракосочетания, к которому невеста готовила особую, свадебную сумочку. Такая практика продолжалась довольно долго и нашла отражение в многочисленных руководствах по рукоделию и домоводству, например в книге «The Ladies’ Workbook» — энциклопедии прилежной викторианской дамы серединыXIX века.
Вместе с тем развивалась и индустрия роскоши — многочисленные кустарные мастерские изготовляли сумки на продажу. Этому способствовало развитие светской жизни в ее многообразных проявлениях.
В начале XIX века появилось множество разновидностей дамских сумок. Самые миниатюрные предназначались специально для визитов и не содержали ничего, кроме визитных карточек. Другие, более функциональные, дополнялись зеркальцем, отделением для пудреницы, карманом для флакона с духами и крохотным кошельком-монетницей для мелочи. Особой разновидностью сумочек были изящные шателены, которые крепили к поясу с помощью специального крючка с чеканным щитком.
Для выхода в свет предназначались роскошные вечерние сумки, в которые вкладывались веер и бальная записная книжка (carnet de bal). Особые сумки делали для похода в театр — в них было место для лорнета или театрального бинокля. Театральные и вечерние сумочки зачастую представляли собой настоящее произведение искусства. Техника их изготовления была самой разнообразной и зависела не только от веяний моды, но и от предпочтений владелицы.
Как и в XVIII веке, популярны были сумочки из ткани — атласной, парчовой или гобеленовой. Иногда ткань с тематическим (жанровым или пейзажным) рисунком ткали по специальному заказу, чаще украшали вышивкой — гарусной или бисерной. Среди сортов старинного бисера были настолько мелкие, что даже специальные иглы диаметром 0,2–0,3 мм оказывались слишком толстыми для их отверстий. В этом случае применяли щетинку, конец которой расщепляли, вкладывая в расщеп тончайшую шелковую нить. А иногда просто вощили конец нити и для прикрепления каждой бисеринки сначала нанизывали ее на нитку, затем продевали нитку в иголку, делали стежок, снимали иголку и повторяли все сначала.
Бисерная сумочка, связанная крючком. 1920-е. Шелк, металлический и стеклянный бисер, латунная рамка. 13,0 х 21,0
Многочисленные бисерные сумочки, которые на первый взгляд можно принять за вышитые, на самом деле связаны крючком или на спицах. Первый способ был более распространен и имеет более долгую историю. Скорее всего, бисерное вязание крючком было изобретено в Германии, где оно приобрело широкое распространение. Эта кропотливая работа начиналась с нанизывания на нить в строго определенном порядке — согласно рисунку — разноцветных бисеринок. Пряжа с нанизанным на нее бисером наматывалась на бумажку или специальную фигурную деревянную палочку. Затем нить провязывалась так, чтобы при вывязывании каждого столбика или петли бисеринки оставались на лицевой стороне изделия. Было особенно важно отсутствие сбоев при наборе бисера на нитку, что могло привести к смещению целого ряда рисунка. В Германии при надомном изготовлении бисерных вещей на продажу практиковалось своеобразное разделение труда: мужчины низали бисер, женщины вязали.
При вязании крючком использовалась техника простых столбиков без накида. Кроме того, иногда после вывязывания одного столбика отсчитывалась не одна, а две или несколько бисеринок — получалась рельефная вязка с чередующимися выпуклыми и гладкими ромбами или квадратами. Этим же способом вывязывалась и бисерная бахрома, чаще всего украшавшая края. В вязаных изделиях, как и в вышивке, могли применяться сочетания бисера разных размеров для воспроизведения рельефной фактуры.
Крючком вывязывались и шнуры для окантовки бисерных изделий, им же обвязывались и шарики, прикреплявшиеся иногда к концу шнура, стягивавшего ридикюль или монетницу.
Способов бисерного вязания на спицах было два. Наиболее распространенной была обычная чулочная вязка, при которой изделие вяжется вкруговую на пяти спицах и дает неограниченные возможности для рисунка. При этом бусина вывязывается на каждой петле с лицевой стороны. Такая техника вязки является традиционной и уходит корнями в средние века. Позднее появился способ «бусина между петлями», при которой бисерные низки свободно провисают в интервалах между петлями и образуют характерный декоративный эффект — нарядные «фалды». Изделие вывязывается на двух спицах единым полотном, которое затем перегибается пополам и сшивается по бокам. Низки провисают с двух сторон — как с лица, так и с изнанки, из-за чего бисера уходит очень много. Довольно редко при вязании бисером использовали воздушные петли, и тогда получалась бисерная сетка вместо нитяной, служившей обычно для прикрепления сумочки к рамке. Встречались экземпляры, покрытые поверх основы из ткани плетеным бисерным «кружевом», вывязанным крючком.
При вязании на спицах из-за большего, чем при вязании крючком, расстояния между бисеринками изделие хуже держало форму — возможно, этим и объясняется меньшая популярность этой техники. Но у нее есть и свои достоинства: благодаря эластичности связанных на спицах предметов их краски приобретают дополнительную игру. При «сплошном» бисерном вязании на квадратном сантиметре поверхности умещалось свыше 20–30 бусин, а иногда это количество достигало пятидесяти. Помимо этого изготовлялись сумочки, вязанные из шелковой или шерстяной пряжи, лишь частично унизанной бисером.
Металлические сумочки-кольчужки плелись из колец или из крохотных металлических пластинок, соединенных кольцами. Чаще всего они имели естественный, металлический цвет — стерлингового серебра или золота, если серебро золотилось. Изготовлялись и стальные изделия, в том числе из вороненого металла. Сумочки из пластинок порой покрывались эмалью, одноцветной или разных цветов — в последнем случае достигался эффект мозаики. Особенно славились эмалированные металлические сумочки компании Mandalian Mfg Co. — их называли «мандалайскими сумочками» (mandalian purse).
Закрывались сумки не только с помощью шнурков. Широко применялись металлические рамки и застежки самой разнообразной формы и конструкции. Они богато украшались позолотой, эмалью, вставками из перламутра и полудрагоценных камней. Внимания заслуживают «решетчатые» раздвижные устья, набранные из узких пластинок, соединенных по кругу шарнирами и снабженные вверху круглой крышечкой.
Наряду со стальными, бронзовыми, серебряными замками использовались и более оригинальные конструкции. Например, сумочки с бисерным туловом и нитяным узким горлышком замыкались с помощью надетого на горлышко узкого металлического кольца. Изящно выглядели экземпляры в форме кувшинчика: они открывались при перемещении колечка на ручку кувшинчика и замыкались, когда оно надевалось на горлышко. Встречались также сумочки с двумя отделениями, соединенными нитяной сеткой с надетыми на нее двумя колечками, передвижением которых запиралось либо одно, либо оба отделения.
Переломным моментом в истории дамской сумочки стало развитие путешествий и туристического бизнеса в конце XIX — начале XX века. Сумка для путешествий стала неотъемлемым предметом гардероба, что оказало влияние и на облик дамских ридикюлей. Для путешествий нужны были менее изысканные и более практичные сумки. С талии или запястья сумочки постепенно перекочевали в руку, а затем и на плечо. В 1896 году дом Louis Vuitton представил миру первую багажную коллекцию со своим знаменитым логотипом LV — и с этого момента багаж властно вторгается в сферу моды и стиля.
Начиная с этого времени женская сумочка балансирует на грани между чисто светской принадлежностью и функциональным вместилищем, «мини-саквояжем», в который складывают все, что может понадобиться, и кое-что еще. Помимо собственно сумочки (purse, reticule) в женском обиходе появилась более вместительная разновидность — handbag.
В пределах этого «семейства» дамская сумка из декоративного аксессуара превращается в деловой, функциональный. Сказывается на этом и процесс женской эмансипации. Но даже «саквояжики» по-прежнему тяготели к миниатюрности. Стильной могла с полным правом считать себя лишь та дама, «джентльменский набор» которой был минимален (правило, которое и по сей день никто не удосужился отменить).
Бисерная сумочка, связанная по схеме «шесть расширяющихся вставок». 1925. Посеребренная филигранная рамка. 17,5 х 15,0
Вместе с интересом к путешествиям возросло и производство сувенирной продукции. Во Франции в качестве сувениров продавали кошельки и сумочки с видами Парижа; Италия снабжала свои изделия неувядаемыми античными мотивами. На многих сумочках девятнадцатого столетия были изображены церковь, собор или другое узнаваемое здание.
Двадцатый век — век скорости и перемен — с самого своего начала придал изменениям в моде на фасоны ридикюлей головокружительную интенсивность. В целом это движение, отраженное в многочисленных буклетах и модных журналах, можно охарактеризовать, как лавинообразное нарастание разнообразия к концу десятых — началу двадцатых годов.
В начале века в театрах и гостиных почти безраздельно господствуют плоские сумочки с рамками — прямоугольные, круглые, шестиугольные. Изредка они перемежаются округлыми, похожими на фляжки изделиями с шарнирными раздвижными устьями или мешочками с продетыми в край двумя металлическими стержнями.
Первая мировая война и последовавшая за ней «эпоха джаза» ознаменовались бурным разнообразием театральных и бальных сумочек самых разных форм, размеров и фасонов.
К исходу второго десятилетия в моду все больше входят пухлые мешочки типа «помпадур», затянутые тесемкой. Они декорированы пестрыми поперечными полосками, ровными или зигзагообразными, внизу украшены пышной подвесной кистью, либо к ним прикреплено плоское донышко, так что сумочка приобретает форму полушария.
В начале двадцатых годов в качестве ручек и оформления устья по-прежнему популярны тесемки или лямки, нередко они завершаются металлическим кольцом. Преобладает сложный, многоцветный криволинейный декор — зигзаги, многоугольники, этнические мотивы. Способы вязки, плетения и подвешивания варьируются до бесконечности. К середине второго десятилетия формы и украшения усложняются, сумочки «обрастают» клочковатой бахромой или кисточками самых причудливых очертаний, так что к 1925 году они начинают напоминать глубоководных монстров или невиданные тропические плоды.
Но в середине 1920-х произошла «консервативная революция». Переход к стилю ар деко ознаменовался отказом от наиболее экстравагантных форм в пользу более строгих, но и вместе с тем помпезных — хулиганство сменяется нарочитой стильностью. В качестве излюбленного оформления устья сумочки возвращается рамка. Наиболее употребительной формой становится импозантный расширяющийся книзу кошель, чаще всего связанный способом «бусина между петлями».
В моде изделия однотонные либо со спокойным орнаментом в два цвета в виде узких продольных полос, равномерного крапа или мелкой ромбической сеточки.
В это же время, с появлением домов моды, начинают изготавливаться сумки, которые сочетались бы с одеждой модных линий. Большую роль начинают играть имена брендов. Именно название бренда становится гарантией качества и подтверждением высокого статуса обладателя вещи. Сумки от Louis Vuitton, Chanel,Dolce&Gabbana, Gucci навсегда становятся классикой.
После Первой мировой войны многие женщины начали работать, и сумки стали не только украшением, но одновременно предметом практическим. Вместе с промышленной революцией пришли новые методы и способы изготовления ридикюлей. Стали широко использовать папье-маше, алюминиевые сплавы, сталь, полимеры. Совмещение этих материалов в сочетании с новыми технологиями привело к появлению новых видов и форм сумок. К началу Второй мировой войны в ходу были сумка-конверт, появившаяся в 20-е годы, сумка-папка, вошедшая в обиход чуть позже, «сумка для автомобиля», сумки-чемоданчики и сумки-портфели.
Теперь модная сумка могла получить не только родословную, состоящую из истории модного дома, но и собственное имя. Одной из первых имя получила сумка Kellyот Hermes. Она была создана в тридцатых годах, но популярность приобрела, когда ее начала носить Грейс Келли. После гибели принцессы сумка «унаследовала» ее имя. Еще одна знаменитая сумочка «с именем» — стеганая удлиненная кожаная сумка Дома Chanel на золотой цепочке. Ее официальное имя — «2.55», так как эта модель была запущена в производство в феврале 1955 года.
В мире женской моды сумка — самый важный аксессуар. Неслучайно именно этому предмету дамского туалета посвящены целые музейные экспозиции. Пожалуй, самый знаменитый из музеев, где собрано свыше 2000 экспонатов — от предметов XVII века до изделий современных дизайнеров, — это Музей сумок в голландском Амстелвене.
Еще более представительной коллекцией (3000 экспонатов) располагает токийский Музей сумок (Princess Gallery — Handbag Museum). Обширными коллекциями обладают Музей Виктории и Альберта в Великобритании, парижский Лувр и некоторые другие музеи.