Раритет для разведчика
Многосерийный фильм Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны» остается одной из самых любимых кинокартин о войне. Нам этот фильм дал повод поговорить об автомобилях того времени… |
Модель Mercedes-Benz 230 W143, на которой в кинофильме ездил штандартенфюрер Штирлиц, была одной из самых распространенных моделей штуттгартского концерна
Журналисты, историки, даже сотрудники советской военной разведки, работавшие в Германии в годы Великой Отечественной войны, неоднократно отмечали: автомобиль героя Юлиана Семенова Horch 853 вряд ли соответствовал должности, занимаемой штандартенфюрером СС в нацистской табели о рангах.
Согласно легенде, первый автомобиль Horch 853 приобрел для себя Герман Геринг. В дальнейшем наличие автомобиля этой марки говорило о принадлежности его владельца к политической, военной и промышленной элите. Завод Августа Хорьха в Цвиккау, с июля 1935 года выпускавший автомобили партиями по 15–20 машин в месяц, вел учет их обладателей. К сожалению, архив завода сгорел во время бомбардировок в конце войны. Тем не менее, известно, что владельцами Horch были рейхсляйтер Розенберг, рейхсфюрер СС Гиммлер, посол Германии в СССР Шуленбург, финский маршал Маннергейм. Признаком принадлежности к избранным — высшим военным и государственным чинам, а также дипломатам, аккредитованным в Германии — был и номерной знак с тремя буквами и тремя цифрами. Остальные немецкие автовладельцы довольствовались одной или двумя буквами.
Автомобиль героя Юлиана Семенова — Horch 853 с номером WKR-821. Даже если размер жалованья штандартенфюрера Штирлица и полковника Исаева позволял приобрести такой автомобиль, машина с «дипломатическими» номерами неизменно привлекала бы внимание полиции и жандармерии, что вряд ли входило в задачи советского резидента. Тем не менее, съемочной группой картины «Семнадцать мгновений весны» для героя, столь полюбившегося народу в исполнении Вячеслава Тихонова, поначалу разыскивался именно Horch 853. Однако найти автомобиль для Штирлица оказалось непросто.
Открытие нового автобана. За рулем родстера Mercedes-Benz 540K — рейхсмаршал Герман Геринг. Большой любитель роскоши очень любил автомобили марки Mercedes, хотя в его гараже были и автомобили марки Horch
Съемки картины начались в 1971 году. К этому времени немецких автомобилей довоенных годов выпуска, ввезенных в страну как трофеи, осталось немного. Красивые и дорогие «хорьхи», некогда принадлежавшие немецкой элите, оседали у элиты советской. Владельцами Horch 853 стали генерал Василий Сталин, летчик Александр Покрышкин, архитектор Алексей Щусев. С появлением советских автомобилей представительского класса «ЗИС» и «ЗИМ» шедевры германского автомобилестроения теряли свою привлекательность. Владельцы нередко дарили их персональным водителям, адъютантам и ординарцам, те же, в свою очередь, продавали поизносившиеся авто, желая обзавестись более новым средством передвижения отечественного производства. Меняя владельцев, автомобили теряли оригинальные детали, и нередко пришедшая в негодность «вражеская техника» доживала свои дни на свалке. Немногим трофеям повезло попасть в руки коллекционеров. В 1971 году в Советском Союзе оставалось порядка пятидесяти автомобилей Horch 853. Большая их часть находилась в Прибалтике, где увлечение старинной техникой было весьма популярно еще в советские годы. В Москве же съемочной группе «Семнадцати мгновений весны» удалось обнаружить лишь один. Однако, на момент обращения к владельцу раритета автомобиль был занят, он «участвовал» в съемках другой кинокартины тоже, кстати, о советском разведчике.
Военные консультанты «Мгновений» подсказали режиссеру Татьяне Лиозновой другой вариант — Mercedes-Benz 230. Автомобиль подходил герою и по идеологическим соображениям (Mercedes был основной «государственной» машиной третьего рейха) и по соображениям конспирации (данная модель считалась типичной машиной среднего немецкого обывателя). И скорее по иронии судьбы, чем из желания следовать исторической правде, актеру Тихонову в фильме пришлось ездить не на трофейном, а на настоящем немецком автомобиле.
Mercedes, выкупленный съемочной группой в одном из московских автохозяйств и переправленный к началу съемок в Берлин, находился в аварийном состоянии. Попросту отказывался ездить. Вместо той машины свое авто для съемок предоставил владелец одного из местных ресторанчиков, любитель ретромобилей Август Клибенштайн. В отличие от киногероя, Вячеслав Тихонов водить машину не любил. Поэтому в некоторых эпизодах «Мерседесом» рулит его реальный владелец, а то и сама режиссер Татьяна Лиознова, в прошлом автолюбительница.
Delahaye 135M. 1939. Франция
К моменту окончания съемок в Германии трофейный «мерс» так и не починили. Притащив на железнодорожную станцию на буксире, автомобиль вручную затолкали в вагон и отвезли в Москву. На натурных съемках в Латвии киногруппу также выручили местные коллекционеры. А аварийный Mercedes послужил лишь «макетом» для рир-проекции (технологии, которая позволяет совместить на экране неподвижный автомобиль и бегущую дорогу). Кадры, на которых Штирлиц везет Кэт с детьми в Швейцарию, снимались именно так. АHorch 853 для Геринга все-таки нашли.
30 лет спустя
Об автомобильном соответствии реальности в фильме «Семнадцать мгновений весны», а также о дальнейшей судьбе немецких автомобилей 1930–1940-х годов в России и Европе рассказывает менеджер Автомобильного клуба кабриолетов и родстеров Иван Баранцев:
— На мой взгляд, автомобиль Horch 853 вполне мог принадлежать Штирлицу по его социальному статусу и уровню доходов. Так, в сохранившихся регистрах кузовного ателье Erdmann & Rossi, делавшего заказные кузова на шасси Horch, фамилии Гиммлер и Геринг мирно уживаются с фамилиями группенфюреров, штандартенфюреров, дипломатов, коммерсантов, баронов и графов. Автомобиль Horch 853 в те годы стоил от 13 тысяч 900 до 15 тысяч 250 рейхсмарок, а зарплата штандартенфюрера составляла от 1,5 тысячи до 4 тысяч тех же рейхсмарок, плюс премии и возможности кредитов. Что же касается Horch 853 как «любимого автомобиля Геринга», то с этим утверждением можно поспорить. На Horch 853 Геринг действительно ездил, но вряд ли эта машина была самой дорогой в его гараже: имевшиеся там в немалом количестве автомобили Maybach и Mercedes-Benz в то время обходились гораздо дороже. Одно шасси Maybach стоило как два готовыхHorch 853. К тому же общеизвестно, что любимым автомобилем рейхсмаршала был бронированный кабриолет Mercedes-Benz 540K голубого цвета, прозванный «голубым гусем». Его на день рождения Герингу подарил Гитлер.
— Какова судьба немецких автомобилей 1930–1940-х годов сегодня? Какие из них более всего ценятся отечественными и зарубежными коллекционерами?
— Horch 853 — популярная модель у коллекционеров Германии и она по праву считается одной из самых красивейших моделей 1930-х годов. Именно с Horch 853 работают большинство немецких реставраторов. Нереставрированная, возможно, даже некомплектная машина обходится своим покупателям в сумму 100–150 тысяч евро. На реставрацию тратится 150–200 тысяч евро. Отреставрированный автомобиль уже стоит 400–450 тысяч, а с аукциона может уйти и за 500 тысяч евро. Редкие модели Horch например, двухместный родстер, могут по цене дотягивать и до миллиона евро. Последнее предложение по двухместному кабриолету Horch 853АSpecial Roadster составляет миллион шестьсот тысяч евро. К тому же, в Европе такие автомобили дорожают каждый год на 15–20% от стоимости.
Большая же часть немецких коллекционных раритетов была вывезена из России в начале 90-х годов прошлого века: многие владельцы этих автомобилей, не представляя себе их ценности, продавали «рухлядь» за 200–300 рублей, чтобы купить себе, скажем, новый советский холодильник. Часть немецких автомобилей 1930–1940-х годов, когда-то ввезенных в СССР в качестве трофеев, осела в Прибалтике. Еще в советские времена индустрия «олдтаймеров» в странах Балтии была развита не в пример российской.
История большинства немецких автомобилей, представленных в Музее старинных автомобилей и техники, отражает эту тенденцию. Например, Horch 951А, 1939 года выпуска, был создан на заказ для немецкого промышленника господина Германа Шлессера. Кузов автомобиля был изготовлен одним из ведущих немецких кузовных ателье Erdmann & Rossi, архивы которого чудом уцелели после войны. Автомобиль имеет кузов седан-кабриолет с перегородкой, отделяющей водителя от сановного пассажира. Известно, что всего было изготовлено 15 экземпляров таких Horch 951А. Машина, изготовленная с учетом всех пожеланий заказчика (в комплектацию авто были включены радиоприемник, бар, откидной столик, а также комплект из нескольких дорожных чемоданов и зонт), обошлась господину Шлессеру в 20 тысяч 850 рейхсмарок. В то время весьма внушительная сумма, которой могло хватить на покупку сразу нескольких домов. Автомобиль после войны был вывезен в СССР как трофей и до начала Перестройки находился в Москве. В начале 1990-х годов автомобиль оказался у одного из литовских перекупщиков, который потом продал его немецкому перекупщику.
BMW DA 3. 1930. Германия
В 1992 году этот автомобиль приобрел большой любитель автомобилей марки Horch Герхард Ленхарт. Комплектация автомобиля для последующей реставрации заняла у него восемь лет, но в 2000 году господин Ленхарт решил расстаться с автомобилем и продал его в одну из реставрационных мастерских Мюнхена. Процесс реставрации машины занял еще три года. А в 2004 году «трофей» вернулся в Россию: автомобиль был приобретен Клубом кабриолетов и родстеров для экспозиции будущего музея. Сегодня это единственный в нашей странеHorch 951А в полном комплектном состоянии. Кстати, в Европе эта модель менее популярна у коллекционеров, чем, скажем, спорт-кабриолет Horch 853. Ее стоимость там составит 200–250 тысяч евро.
Принадлежащий музею кабриолет Horch 853А 1938 года выпуска — исключение из правил. В 1959 году трофейный автомобиль приобрел ювелир из Новочеркасска, после чего машина сменила нескольких владельцев. В 1971 году ей повезло попасть в руки к истинному коллекционеру. Машина обошлась в сумму 9 тысяч 800 рублей. Примерно столько же стоил в то время новый автомобиль «Волга». До сих пор «хорьх» ни разу не реставрировался: с 1938 года у него сохранились «родная» окраска, хром и стекла фар, единственное несоответствие оригиналу — салон перетянут новой кожей. В 2003 году автомобиль приобрел учредитель Клуба кабриолетов и родстеров Вадим Задорожный.
В нашем музее представлен и автомобиль, на котором вполне мог бы раскатывать штандартенфюрер Штирлиц, — Mercedes-Benz, правда, не 230 W 143, как в фильме, а 320 cabriolet В. Год выпуска — 1939-й. Типичный немецкий автомобиль: добротный, надежный, качественный. И стоил он на треть меньше Horch 853–9 тысяч 900 рейхсмарок. Вряд ли на таких разъезжала верхушка рейха. Возможно, именно поэтому автомобиль спокойно обитал в Германии вплоть до 70-х годов прошлого столетия. Затем попал во Францию, где был отреставрирован в знаменитой мастерской Lecoq, а после участвовал в различных автопробегах старинных автомобилей.
— Допустим, в российской глубинке, в чьем-то гараже и сегодня тихо ржавеет Horch или Mercedes 1930-1940-х годов. Может ли владелец такого автомобиля отреставрировать его?
— Автомобили Horch и Mercedes очень сложно реставрировать в технологическом плане. В 1930–1940-е годы они не производились конвейерным путем — их собирали вручную на стапелях. Практически каждая машина имеет какие-то индивидуальные отличия.
У автомобилей Horch очень сложный деревянный каркас кузовов, обычно он изготавливался высококлассными столярами из бука или ясеня. То есть, если автомобиль восстанавливается, что называется «из хлама», сначала его необходимо полностью разобрать, очистить от ржавчины, заново изготовить деревянный каркас из определенного материала, потом обшить металлом, сшить индивидуальный салон и тент, учесть множество нюансов комплектации. Поэтому отреставрировать подобную машину самостоятельно практически невозможно. Поскольку у каждого автомобиля есть свой номер, благодаря сохранившимся архивам, удается установить первоначальную комплектацию и провести реставрацию. Конечно, процесс этот требует времени и денег (при реставрации немецких авто 1930–1940-х годов первоначальный взнос в реставрационную мастерскую составляет около 30–50 тысяч евро) и терпения владельца автораритета.
Horch 951A. 1939. Германия
— Как же владельцу автомобиля найти своего реставратора?
— И в Европе, и в России существуют реставраторы, специализирующиеся на какой-либо одной или нескольких марках авто. Именно узкая специализация на автомобилях какой-либо марки или даже модели, а также наличие в активе реставратора высококлассно отреставрированных машин говорят о его профессионализме. Если человек коллекционирует, например, те же автомобили марки Horch, он пользуется услугами одного и того же, проверенного, реставратора, который об этих «хорьхах» знает все. А встретить таковых можно на специальных выставках «Техноклассика» или «Ветерама» в Германии или на «Олдтаймер-Галерее» в Москве.
— Каковы же критерии оценки работы реставратора?
— Как правило, судят по законченной работе. Критерии, конечно, существуют. Во-первых, смотрят на аутентичность машины: если на автомобиле 1936 года стоят фары 1947-го — это неправильно. Также принимают во внимание то, как лежит лакокрасочное покрытие, как подогнаны детали, чтобы не было зазоров между кузовными панелями, то есть на аккуратность работы. Если от машины отлетает краска вместе со шпатлевкой или облезает хром, это говорит о скором ремонте машины, нежели о качественной и профессиональной реставрации.
— Насколько пересекается среда реставраторов и коллекционеров старинных авто?
— Лично я не знаю ни одного реставратора, которому удалось бы собрать полноценную коллекцию ретроавто. Ведь коллекция — это, как правило, собрание автомобилей одной марки или направления. Например, специализация Клуба кабриолетов и родстеров — открытые автомобили. Нам удалось собрать несколько направлений: помимо трех автомобилей марки Horch, практически всю линейку довоенных автомобилей BMW (начиная от самых первых DIXI и DA-3 Wartburg и включая BMW-320, BMW-321, BMW-326, BMW-329, BMW-327). Есть у нас и еще одно небольшое направление — автомобили Delahaye 135.
Коллекционер автомобилей, помимо возможности их приобретать, должен обладать чувством стиля, вкусом, воспитанным с детства, разбираться в истории автомобилестроения. Современному российскому реставратору стать настоящим коллекционером нелегко в основном из-за отсутствия оборотного капитала. Многие из них, как и в советские времена, делают машины в своем гараже буквально «на коленке». Приятное исключение — профессиональные реставрационные мастерские, где можно изготовить недостающую деталь с полным соблюдением оригинальной технологии или заказать эту деталь за рубежом. Сегодня профессионалы реставрации стали ездить за границу, учиться в реставрационных мастерских Европы.
— В ближайшем будущем в России предсказывают настоящий бум интереса к старинной технике.
— Можно сказать, он уже начался. Сформировался круг людей, которые могут себе позволить приобретать старинные авто. Они покупают машины, привозят их из-за границы, размещают заказы в отечественных и зарубежных реставрационных мастерских. Существует ретро-движение, организуются ралли, пробеги, выставки старинных автомобилей. Один только Клуб кабриолетов и родстеров в этом году проводит десяток таких мероприятий! И владельцам автомобилей, и реставраторам есть где встретиться, пообщаться, показать свои автомобили и поучаствовать в соревнованиях.