Логотип
Akbmag RU

«Ржавомобиль» как роскошь и средство передвижения

Поговорка «Автомобиль - не роскошь…» безнадежно устарела. Сегодняшний автолюбитель все чаще стремится приобрести старинную машину – своего рода лимузин-игрушку для парадных выездов. Как показало «Золотое кольцо» - первое международное многодневное ралли исторических автомобилей», такие машины не просто прекрасно выглядят и радуют глаз, но нередко способны состязаться в скорости и точности езды. В том случае, конечно, если им повезло попасть в руки умелых реставраторов и заботливых владельцев.

 

ралли исторических автомобилейИсторическим или классическим считается автомобиль, выпущенный не позднее тридцати лет назад и находящийся в оригинальном состоянии. В нем должны быть сохранены все части экземпляра, вышедшего с конвейера несколько десятков лет назад. При этом допускается замена расходных элементов (например, аккумулятора или резины), но в конструктивной части жестко не запрещается новодел.

Для участников ралли есть также неписаное правило: их машины должны быть редких моделей или марок. Несомненным плюсом может быть и особая история каждого конкретного автомобиля.

Ралли «Золотое кольцо»Как отмечает один из организаторов мероприятия, директор некоммерческого партнерства “Автомобильный клуб кабриолетов и родстеров” Михаил Вагин, в России сегодня часто можно встретить машины военных лет - ЗИС или ГАЗ-67 (“козлик”). Но эти машины, отвечая требованию «классики», не представляют интереса для коллекционеров, а ведь именно они становятся участниками подобных заездов во всем мире, и редкий владелец старинной автомашины не мечтает приобрести еще одну. Так, в гараже одного из идейных вдохновителей «Золотого кольца», бизнесмена Вадима Задорожного помимо раритетных авто, есть несколько настоящих исторических экземпляров. Например, броневик Сталина ЗИС-115 или кабриолет Берии – ЗИС-110. Имеется и поистине уникальная машина - бронированный кабриолет Мерседес-170. Автомобиль был заказан по личному приказу Мартина Бормана в 1939 г. и возил адъютантов Гитлера. В 1941 г. фюрер лично подарил эту машину диктатору Хорватии Анте Павеличу. Но на этом история автомобиля не закончилась. В 1945 г. руководитель социалистической Югославии Иосип Броз Тито подарил его Сталину, который, в свою очередь, презентовал автомобиль тогдашнему первому секретарю ЦК Компартии Узбекистана. Здесь кабриолет с бронированными дверцами и днищем пережил нескольких первых секретарей и чуть было не “скончался”, перевозя дыни с бахчи на базар. Его использовали как грузовик, приварив железные борта. Сейчас автомобиль реставрируется.

ралли исторических автомобилейМихаил Вагин считает: «Каждая машина безусловно представляет своего рода исторический интерес, нюансы которого выявляются, порой неожиданно, в процессе реставрации». Так, в прошлом году «Клуб кабриолетов и родстеров» приобрел 21-ю «Волгу» первого выпуска, со звездой на радиаторе. При реставрации любую машину обычно разбирают до винтика. Когда начали распарывать обшивку сидений «Волги», нашли доверенность, выписанную в 1958 г. В ней значилось, что член Союза советских писателей Толстой (какой именно из семейства Толстых, к сожалению, не установлено) – доверяет машину своему сыну.

Ралли «Золотое кольцо»Как отмечает Михаил Вагин, «движение ржавомобилистов» можно разделить на две основных группы: любителей автомобильной красоты- экзотики и спортсменов. Для первых участие в ралли – это прежде всего дефиле, конкурс элегантности, а для вторых важна спортивная составляющая. В спортивных состязаниях, как правило, участвуют машины выпуска 1955-1970 года. Но нет правил без исключений: первым номером в первом заезде был автомобиль La FranceTYP12 (США, 1915 год). Владелец раритета, житель Вильнюса Александрас Обимаха (Aleksandras Obumacha) - коллекционер со стажем: его увлечению старинной техникой около тридцати лет. В собрании Александраса - пять восстановленных лично и с помощью друзей автомобилей разных фирм, и несколько мотоциклов. Автомобиль La France - спортивная модель, традиционный участник кольцевых гонок - был приобретен в Бельгии. Предыдущему владельцу машины сегодня восемьдесят два года, и ему стало трудно управлять таким автомобилем. Интересно, как реагировали водители на трассе на столь необычный «экипаж»? «Прекрасно! - отвечает Александрас. - Машина - смешная, она большая и теплая, поэтому очень радует людей. Все улыбаются, машут руками – даже гаишники!». В коллекции Алесандраса есть и более старый предмет, мотоцикл 1908 года. Участие в ралли для него - прежде всего, общение: «Друзья и путешествия – наверное, один из самых красивых компонентов жизни. Прекрасно, когда есть друзья от Лос-Анджелеса до Кургана, включая Марсель, Лион, Милан, Прагу, Берлин, Кельн, Варшаву, Минск, Петербург, Хельсинки, Стокгольм – и именно благодаря старой технике. Автомобиль сближает людей».

Ралли «Золотое кольцо»Самым старшим российским участником ралли стал родстер BMW 1930 г. (Родстер – от английского road (дорога) – спортивный автомобиль, предназначенный для скоростной езды. Как правило, это двухместная открытая машина). Об истории автомобиля рассказал мастер-реставратор Клуба кабриолетов и родстеров Юрий Костькин: «Автомобиль - собственность клуба. Нашли мы его четыре года назад, в глухой деревне под Минском. Верней, были найдены фрагменты автомобиля: шасси, часть кузова, у которого можно было восстановить крылья, переднюю часть. Возможно, машину привезли в СССР как трофей после окончания Великой Отечественной войны. Процесс реставрации длился год. Получилась «игрушка», как мы называем - «вся в родне»: новодельных частей очень мало. Это - один из первых спортивных автомобилей BMW, с него началась история BMW как автомобильной компании».

Ралли «Золотое кольцо»Внимание собравшихся зрителей и журналистов привлек ЗИЛ-111, большой открытый кабриолет. Во времена СССР на таких машинах маршалы принимали военные парады. А именно этот ЗИЛ генсек Леонид Брежнев подарил коллеге Эрику Хонеккеру. Известно, что во время визитов в ГДР на этом автомобиле ездил Фидель Кастро.

Настоящим мастером езды по подмосковным трассам показал себя «Москвич - 403». Так, во второй день гонок соревнования шли под проливным дождем, кроме того, воскресным вечером автотрассы Подмосковья заполонили дачники. Участники ралли оказались в пробке - но владельцу «Москвича», журналисту Алексею Стрелкову удалось, выехав на встречную полосу, вырваться из нее и первым приехать к месту старта - «Музею старинных автомобилей и техники»: отечественная машина не привлекла внимание ГАИ. Примечательно, что на старте Алексей поведал: «Машина была собрана из дерьма, а цель участия в гонках - доехать до финиша». По поводу характеристик авто пилот явно скромничал: «Москвич-403» был специально создан для участия в ралли, и подобные автомобили не однажды побеждали в международных состязаниях более именитых соперников. На одном из них, ралли «Тысяча озер», «Москвичу-403» пришлось буквально лететь триста метров по склону горы, кувыркаясь с крыши на колеса. У подножия горы машине повезло приземлиться правильно, пилот и штурман вышли и обнаружили единственное повреждение - вмятину на крыше. Крышу восстановили, упершись в нее ногами - и поехали дальше. Случай упоминали в иностранной прессе, утверждая: «Русские приехали на броневике». Зато по поводу состояния, в котором «Москвич» достался Алексею, было сказано почти без преувеличений. Машина доживала свой век в одном из московских дворов после того, как на ней врезались в грузовик. Зимой дети катались на ней с горки - тогда-то ее и нашел Алексей: «Она была совершенно убита по механике, с гнилым кузовом и драным салоном. Дважды за ней приезжал эвакуатор - приходилось спасать». Два года назад автомобиль получил приз одного из российских фестивалей старинных авто за качество реставрации салона: «Полтора года ушло только на то, чтобы найти ткань и сшить салон по старым выкройкам. Теперь «родной» салон старого «Москвича» не отличить от этого. А если реставрация не видна – значит, она проведена качественно». Всего в коллекции Алексея - тридцать автомобилей: от «инвалидки» с брезентовым верхом С3-А (в фильме «Операция Ы» на такой машине едет Евгений Моргунов), до пожарного ЗИС-5. По мнению коллекционера, интереснее всего найти машину - и восстановить ее своими руками. Правда, реставрация - долгий процесс, и хранить такое собрание непросто: «большинство автомобилей - в плачевном состоянии, ждут своей очереди в гаражах и на дачах знакомых».

Ралли «Золотое кольцо»Коллекционеры старинных авто делятся не только на любителей экзотики и спортсменов. Им, как, впрочем, и остальным представителям человечества, свойственно быть технарями и гуманитариями. Первые, конечно же, обожают копаться в железках, и, как правило, стремятся самостоятельно отреставрировать свои приобретения. Вторым больше нравится наслаждаться красотой, поэтому они покупают машины в хорошем состоянии или доверяют реставрацию профессионалам. «Зачем владельцу старинного авто участвовать в ралли? Спросите еще, зачем художнику выставлять свои картины, а певцу - петь песни перед зрительным залом!», - говорит пилот «Кадиллака» 1976 года, директор рекламного агентства Владислав Эфрусси. Автомобиль был приобретен на аукционе в Германии два года назад, в отличном состоянии. На сегодняшний день таких автомобилей в мире - восемь, оценочная стоимость каждого - порядка семидесяти тысяч долларов. «Видимо, это - первенец моей коллекции машин, - говорит Владислав. - Как только я его увидел – сразу понял, что это именно та машина, о которой я всю жизнь мечтал». Вторым экземпляром коллекции, по словам Владислава, «тоже будет американец - быть может, постарше и побольше. Почему «американец»? На любой выставке ретро-автомобилей американцы привлекают наибольшее внимание. Они шикарные, блестящие, красивые. США – бесспорно, законодатель автомобильной моды». Владислав уверен: классический «Кадиллак» и на дороге чувствует себя лучше, чем восемьдесят процентов российского автомобильного парка. Не говоря о том, что прогулки таком автомобиле - лучший способ и себя показать, и на других посмотреть. «Когда едешь по Питеру, вдоль каналов, - говорит Владислав, - кажется, машина - тоже лодка, только может по суше двигаться».

«Старинный «Кадиллак», несомненно, нужен не только для прогулок и выставок», - считает представитель постановочной компании «Автотрюк» Евгений Чудаков. - На «Мосфильме» сегодня осталось десять легковых машин. А было – триста семьдесят. Остальные продали, взорвали, утопили. Так что мы покупаем антикварные автомобили для съемок клипов». «Кадиллак Эльдорадо» 1980 года, ныне - собственность компании «Автотрюк», был приобретен в России. «Взять такую машину в Америке в плохом состоянии обойдется в восемь- десять тысяч долларов, - говорит Евгений. - При желании можно и за три найти. Хорошая будет стоить тысяч пятнадцать-двадцать. И плюс растаможка - вне зависимости от качества машины, плюс еще пятнадцать тысяч. Руки опускаются!» Если это так дорого - какой смысл участвовать в гонках за рубежом? На вопрос ответил один из организаторов ралли Станислав Соловьев: «Думаю, Олимпийская сборная обходится не дешевле. Автогонки, как и спорт, сближают людей. Кроме того, нередко пересекаются деловые интересы, завязывается бизнес - и, как показывает опыт, не такой уж маленький и средний. Поэтому, на мой взгляд, автомобили старше 1964 года выпуска надо позволить ввозить бесплатно. Ведь это - мысль человека, золотой фонд страны».

Таможенные сложности не остановили пилотов иностранных экипажей. «У нас существуют клубы старых автомобилей каждой марки – скажем, «Мерседес», или MG, или Austin Healey, - говорит Сергей Масляков, бизнесмен из Южной Африки. - Климат Южной Африки иделален для автомобилей. Нет российских затяжных зим, машины не ржавеют - поэтому старые авто сохраняются прекрасно. Обычно в семье - два-три таких автомобиля. На них выезжают на прогулки, отдыхают на природе. И участие в гонках по всему миру - довольно распространенное хобби. Здесь, например, в ралли участвует пять экипажей из Южной Африки, двое русскоговорящих пилотов». Семейный экипаж из Южной Африки Изабелла и Энтони Норвалл (Norval Isabella, Norval Anthony) поделился историей своей коллекции. «Мы еще молоды, чтобы покупать старинные автомобили. Но у нас большая и дружная семья, в ней - несколько машинAustin Healey. А старинный автомобиль MG - не просто ценность, а олицетворение истории семьи». Машина была куплена отцом Изабеллы в юности, «работала» более сорока пяти лет, пришла в негодность - и молодое поколение семьи помогало реставрировать ее. Этот автомобиль дал начало семейной коллекции. Изабелла и Энтони приехали в Россию с отцом. Автомобиль - мечта для Энтони - «Бош Спайдер» 1954 года, для Изабеллы - Роллс-Ройс 1948-1950-х годов. Почему? «Она прекрасна!».

Как предсказывают аналитики, в ближайшие годы в России на смену «движению ржавомобилистов» придет настоящий бум старинных автомобилей. На сегодня в ралли приняли участие более тридцати экипажей из разных стран. По словам Михаила Вагина, прекрасный показатель: «В прошлом году наш клуб трижды принимал участие в ралли – и максимальным количеством машин было двадцать три». Возможно, скоро старинный автомобиль станет не просто предметом фамильной гордости избранных, а украшением городских улиц. Ведь большинство коллекционеров автомобильной классики стремятся показать свои находки людям.

В начало раздела "Транспорт">>>