Логотип

https://rthsu.com/g/46c756bb5e6849088ca15bd1695d3f/?erid=LatgByXkP

Серебряное дело в Ярославле XVII-XIX вв

В XVII веке Ярославль, находясь на пересечении нескольких важных торговых путей, был одним из важных пунктов внутренней и внешней торговли. Немецкие и голландские серебряные изделия бытовали в Ярославле наряду с местными в светском и церковном обиходе. Выгодное географическое положение, а также обилие местных продуктов открывало большие возможности для торговли. Все это в сочетании с почти полной невозможностью заниматься земледелием привело к росту в Ярославле числа ремесленников самых различных специальностей, среди которых значительный процент составляли серебреники.

Серебряный потир. Ярославль, вторая половина XVII в.

Ярославль – один из самых ярких центров серебряного дела XVII века: изделиям ярославских мастеров присущи особые формы и декоративные элементы, которые сразу выделяют их из всей массы серебряных изделий этого столетия. 
Для искусства Ярославля XVII века характерна особая декоративность и богатство, ярославские храмы отличает обилие полихромных росписей, золоченой резьбы и проч., что хорошо сочеталось с общим для русского искусства этого столетия тяготением к «узорчатости», декоративности, многословности. 
Те же черты присущи и ювелирному искусству Ярославля.

В чеканном орнаменте работы ярославских серебряников много общего с пышной деревянной резьбой соборов: орнамент густым ковром покрывает всю поверхность предмета, в нем с трудом угадывается рисунок – крупные цветы с изогнутыми в разные стороны лепестками, пышные листья, фантастические и реальные растения и животные. 
Эти узоры сочетаются в ярославской чеканке с сюжетными клеймами, вплетенными в узорочье орнамента. В XVII веке ряд ярославских мастеров привлекался к постоянным работам в художественных мастерских Московского Кремля и к срочным работам по чеканке окладов для московских соборов – эти мастера в списках Серебряной палаты носят прозвище «Ярославец».

Ярославские мастера были не только превосходными чеканщиками, но и тонкими резчиками по серебру, со своеобразной манерой легкой, линейной резьбы, тоже густо покрывающей весь предмет. Фигуры людей и животных вплетались в орнамент. Одновременное применение в декоре одного предмета совершенно разнородных техник – рельефной чеканки и линейно-контурной легкой резьбы – характерно для серебряников Ярославля. Изогнутые стебли с трилистниками на конце нередки для ярославской басмы. Часто мастера применяли особый прием проработки басмы: весь рисунок по контуру с лицевой стороны прорабатывался с помощью канфарения точечным рисунком. Благодаря такому приему орнамент четко выступает на гладком фоне.

Особенной пышностью и густотой чеканки отличается ярославская серебряная утварь последней четверти XVII века: в орнамент вводятся даже объемные чеканные фигуры и детали. Резные надписи на серебряных ярославских изделиях, в отличие от сложной вязи букв надписей на московских изделиях XVII века, состоят из свободно расположенных букв, округлых и затейливых. Надписи вписаны в круги, ромбы и полосы, которые вплетены в общий орнамент изделия.

Серебряный потир. Ярославль, 1697 г.

Для ярославской серебряной утвари XVII века характерны особые формы: устойчивые кадила, с шарообразным туловом с чеканными «ложками» и луковичной главкой, увенчанной крестом с трехлопастными концами; потиры с причудливым силуэтом (небольшая чаша, как у цветка, отделенная яблоком от пирамидальной ножки), который не встречается в других центрах русского ювелирного искусства. 
Вместо обычно изображающихся на потирах «деисуса» и «Голгофского креста» ярославские серебряники часто используют «Таинство Евхаристии», позволяющее заполнить резьбой всю поверхность чаши.

Ярославль сохранял значение крупного торгового центра до основания Петербурга. Конец расцвета самобытного художественного ремесла Ярославля совпадает с утратой им торговых позиций.

В XVIII веке ярославские мастера продолжают заниматься серебряным делом, но работы этого времени, хотя и мало чем отличаются от изделий XVII века утрачивают до некоторой степени свою свежесть и своеобразие. Старые традиции более стойко удерживаются в предметах культа, а в предметы быта в XVIII веке начинают проникать европейские стили. В это время в изделиях ярославских мастеров более отчетливо начинают выступать и индивидуальные особенности, почти неуловимые в XVII веке.

Изделия XIX века не дают ничего нового и оригинального в отношении форм и декора, но в то же время свидетельствуют о том, что чеканное мастерство в Ярославле продолжало находиться на высоком уровне. По данным Ярославской ремесленной управы, окружной Пробирной палаты, городового магистрата и канцелярии, число ярославских серебряников во второй половине XVIII-XIX вв. значительно сократилось по сравнению с XVII веком. В 1830-40-е гг. большинство серебряников Ярославля изготовляло предметы церковного убранства и бытовую утварь. Несмотря на наличие хороших чеканщиков в Ярославле, крупные заказы выполнялись в XIX веке преимущественно в Москве – отчасти этим и объясняется упадок производства в Ярославле.


В начало раздела "Ювелирные изделия">>>