Чернь в московском и петербургском ювелирном искусстве XIX - начала XX века
В Москве первой половины XIX века, как, впрочем, в Москве XVIII века, продолжают производить много изделий из золота и серебра, декорированных чернью. Эти предметы высоко ценились как в России, так и за рубежом.
Серебряный с чернью поднос. Москва, конец XVIII века.
В первой трети XIX века, отдавая дань классицизму, на табакерках, стаканах, коробочках мастера изображают в технике черни женские фигуры, фигуры воинов в античных одеждах, амуров, вазы, а также медальоны, соединенные гирляндами, военную арматуру и проч.
Только в виде редких исключений появляются библейские сцены, столь распространенные в русских ювелирных изделиях XVIII века, например, «Эсфирь в обмороке» на черневой табакерке 1825 года.
С другой стороны, в золотом и серебрянном деле первой трети XIX века нашел отражение национальный подъем, связанный с победой в войне с Наполеоном – на табакерках и коробочках появляются штампованные или черневые изображения участников войны, гении славы, венчающие победителей и др. Кроме того на черневых изделиях часто встречаются изображения московских зданий, соборов, улиц, жанровых сцен с фигурами плящущих крестьян, пастухов, крестьянок в национальных костюмах и проч.
Во второй половине XIX века изделия с чернью выпускали почти все ювелирные фабрики и мастерские Москвы. Орнаментация предметов того времени довольно разнообразна: возрождаются тонкие узоры черневых трав, типичные для изделий XVI-XVII вв., в связи с повышенным интересом к истории и родному городу широкое распространение получают гравированные архитектурные и пейзажные виды с использованием черни.
Особое место в изготовлении изделий с черневым декором в Москве занимала фабрика В.С. Семенова. Если крупные фирмы и мастерские использовали самые разнообразные приемы обработки и украшения металла, фирма Семенова специализировалась в основном на черневом производстве. Изделия фабрики Семенова не уступают в качестве изделиям таких крупных фирм, как фабрики Овчинникова и Хлебникова, но даже часто превосходят их чистотой и четкостью работы. Ассортимент изделий, выпускавшихся фабрикой Овчинникова был весьма разнообразен. В основном это были не декоративные, а небольшие бытовые серебрянныепредметы: столовые и чайные приборы, кофейные чашки, портсигары, табакерки, подстаканники, солонки и проч. Формы этих изделий и украшающий их черневой орнамент характерны для своего времени.
Серебряный с чернью поднос. Москва, 1862 г.
В Петербурге, в отличие от Москвы, черневое дело не получило широкого развития. В XVIII веке ряды петербургских серебрениковна протяжении всего столетия пополнялись московскими мастерами, а также мастерами из Костромы, Люблина, Сольвычегодска,Великого Устюга. Наличием устюжских мастеров объясняется характер почти всех сохранившихся петербургских черневых изделий: фон вокруг изображений канфарен очень мелкими кружочками, чернь очень темная и положена по частой и густой резной штриховке.
В XIX веке черневое мастрество в Петербурге также существовало только за счет приезжих мастеров. В 1820-е гг. в Петербург из Великого Устюга временно приезжал первоклассный мастер черневого дела Василий Федорович Залесов. Для его работ характерны традиции лучших мастеров русского Севера, поры расцвета искусства черни.
Во второй половине XIX – начале XX века чернь выполнялась в Петербурге, но особого развития так и не получила. В отчетах художественно-промышленных выставок встречаются имена петербургских ювелиров Ходжаева (или Ходжояна), Грикурова, Дальмана, которые выпускали черневые изделия типа кавказских украшений, серебряные пояса, булавки, запонки, браслеты, кинжалы и проч., по-видимому, рассчитанные на продажу не только в Петербурге и Москве, но и на Кавказе. Среди узоров на таких изделиях часто помещалась надпись «Кавказ».