Чернь
Золотой с чернью ковш, деталь. Москва, 1618 г.
Техника черни состоит в том, что на травленые или гравированные светлого металла, как правило, серебра, наносят смесь серебра с медью, серой и свинцом, составленную по определенным рецептам, а затем все это обжигается на слабом огне. Чернь представляет собой черную массу – особый сплав сернистого серебра, на первый взгляд похожий на уголь, состоящий из меди (или олова), свинца и буры в определенной пропорции. Ее толкут в порошок и в таком виде хранят. Так как чернь – это металл, она легче и прочнее соединяется с поверхностью металлического предмета, чем стекловидная по своему составу эмаль. Для того, чтобы удержать сернистый сплав на золотом или серебряном изделии, достаточно наложить его на глубоко вырезанный рисунок. Делается это следующим образом: измельченную в порошок чернь смачивают раствором буры и нагревают до испарения влаги. Затем все изделие покрывают ровным слоем черни в 1,2– 2мм толщиной и помещают в горн. При обжиге чернь расплавляется и прочно соединяется с поверхностью предмета, который вынимают из горна сплошь черным. Тогда перед мастером встает задача выявить рисунок, что он и делает, сначала осторожно спиливая лишнюю чернь, затем шлифуя пемзой для сглаживания неровностей и, наконец, доводя поверхность до глянца березовым угольком. В результате такой обработки сплав остается только в вырезанных мастером углублениях. Таким образом, в зависимости от того, как был задуман и вырезан рисунок, получается черневой орнамент на блестящей поверхности, или наоборот – черный фон, на котором развертываются узоры или изображения.
Хорошо сделанная чернь настолько прочно соединятся с металлом, что даже если расплющить украшенный ею предмет молотком, чернь останется на месте; если же компоненты некачественные, то чернь легко выпадает из сделанных для нее углублений. При покрытии позолотой отдельных деталей фона или рисунка всю черневую поверхность приходится закрывать лаком (или глиной), чтобы не повредить чернь.
Существует множество рецептов для изготовления состава черни. Не только разное время и в разных странах они отличались друг от друга, но почти каждый крупный мастер вносил более или менее значительные изменения в пропорции входящих в состав частей. От этого зависела прочность черни и ее цвет, колеблющийся от светло-серого до густого, бархатисто-черного, особенно красивого на золоте.
Серебряная чаша с чернью. Москва, 1699 г.
Чернь, известная уже в древности – рецепты черни давал еще римский писатель Плиний в I в. н.э. – была излюбленным декором вXI-XII вв. и в эпоху Возрождения, когда мастера вдохновлялись украшенным чернью восточным оружием. Русские мастера XVII века всегда изготовляли черневой состав сами, причем, делали его в различных вариантах, в то время как эмаль покупалась в готовом виде, привозная из Западной Европы. Теоретически не должно быть разницы между составом черни для серебряных и золотых изделий, однако, в записи в документах начала XVII века говорят о том, что русские мастера в чернь, предназначенную для украшения золотых предметов, добавляли в небольших количествах золото. В XIX веке на всю Европу прославились изделия из Тулы, декорированные чернью. Ни в одной стране чернь не получила такого длительного, широкого и разнообразного применения, как в России, где она славилась особой прочностью.