Логотип

https://rthsu.com/g/46c756bb5e6849088ca15bd1695d3f/?erid=LatgByXkP

Эмаль в ювелирных изделиях Москвы и Петербурга XIX- начала XX вв

Если чернь в первой половине XIX века в Москве развивается успешно, то московские эмалевые изделия первой половины XIX века в основном образцы дешевого массового производства. Хотя встречаются отдельные эмалевые живописные изображения высокого художественного уровня, выполненные хорошими мастерами.

Серебряный винный прибор с эмалью. Москва. Конец XIX века.

 

Начиная со второй половины XIX века в Москве наблюдается оживление эмалевого производства. Характерное для русского прикладного искусства того времени стремление возродить древнерусские формы и орнаментацию с ее узорчатостью и полихромией нашло наиболее яркое выражение в произведениях эмальерного искусства. Уже в 1860-70-е гг. эмаль, как и в XVIIвеке, занимает в золотом и серебрянном деле одно из самых значительных мест.

Работа мастера-эмальера, как и в древней Руси, опять становится неотделимой от творчества сканщика, резчика или чеканщика. В этом одно из существенных отличий эмалевых изделий конца XIX – начала XX века от произведений первой половины XIX века, когда мастер-ювелир лишь использовал эмалевые миниатюры, включая их в декор своих изделий.

Ведущее место в эмалевом производстве Москвы второй половины XIX века занимала фирма П. Овчнникова, изделия которой отличаются богатством палитры эмалей и особой тщательностью отделки и монтировки. Солонки, братины, ковши, стопы, коробочки, чарки, ложки, подстаканники украшались многоцветной эмалью, заполнявшей детали густого сканного орнамента.

Чашка с блюдцем. «Оконная» эмаль. Москва. Конец XIX века. Фирма П. Овчинникова.

 

В конце XIX века московские эмальеры ввели ранее не использовавшийся в русском золотом и серебрянном деле прием – многоцветную, прозрачную эмаль, которая, подобно витражу, смотрится на просвет. Такая «оконная» эмаль не получила широкого распространения из-за своей хрупкости и трудностей изготовления. Кроме того, красота прозрачной эмали выявляется только тогда, когда предмет соответствующим образом освещен, как, например, на эмалевой лампаде, где орнамент сверкает яркими красками благодаря зажженному внутри огню.

На рубеже XIX-XX вв. для удешевления изделий иногда применяли вместо эмали цветные эмалевые лаки, которыми покрывали густо позолоченную поверхность различных предметов.

Много предметов, украшенных эмалью и выполненных, главным образом, в древнерусском стиле, выпускала фирма Хлебникова. Византийским и древнерусским памятникам подражали эмалевые изделия фабрики Оловянишникова, производившей почти исключительно предметы церковного быта. То же самое делали в небольшой мастерской Ф.Я. Мищукова. Стиль модерн наиболее ярко проявился в изделиях фирмы О. Курлюкова, деятельность которой приходится на самый конецXIX – начало XX века.

В начале XIX века в Петербурге продолжают работать выдающиеся миниатюристы Петр Росси и Дмитрий Евреинов. В первой половине XIX века золотые и серебряные предметы петербургские мастера часто укаршают живописными эмалевыми дробницами. На стенках, крышках и донышках золотых табакерок и коробочек помещают выполненные в технике эмали портреты, пейзажи, античные сцены.

Серебряный чайник с выемчатой эмалью. Москва, 1890 г. Мастер И.Д. Салтыков.

 

Эмаль на изделиях петербургских мастеров второй половины XIX века встречается значительно реже, чем на изделиях мастеров московских.

Кроме живописи на эмали в Петербурге мастера использовали следующий прием: тонким слоем прозрачной эмали покрывался вырезанный на золоте или серебре орнамент или сюжетное изображение.

К концу XIX века этот прием получил широкое развитие: яркой красочной эмалью покрывались разнообразные узоры, нанесенные на поверхность изделия при помощи гильоширования.

Для изделий петербургской фирмы Грачевых характерны плоские узоры тончайшей скани с эмалью блеклых тонов (преобладают эмали желтого и зеленого цвета).Предметы, украшенные живописной эмалью изготовляли в мастерской петербургского ювелира Карла Гана: на одном из портсигаров работы этого мастера изображен корабль на фоне лучей заходящего солнца, выполненных гильошировкой под тонким слоем опаловой эмали.


В начало раздела "Ювелирные изделия">>>