Фирменное излишество
Сувенирные пасхальные яйца, сделанные на рубеже XIX-XX веков фирмой Карла Фаберже, сейчас воспринимаются как символ царской России, ювелирной виртуозности и богатства. А попытка их просто пересчитать разрастается в целый эпос, в который вплетаются все громкие имена и исторические события XX века.
Сюрприз датский
Вообще-то идея дарить на Пасху драгоценные сувенирные яички родилась не у Карла Фаберже или Александра III. Во Франции Людовик XIV дарил своим придворным куриные яйца, расписанные придворными художниками - знаменитыми Ватто и Буше. Во Франции же, уже при Людовике XVI, появились первые ювелирные подарочные яйца. Правда, в католической Европе традиция обмениваться яйцами не была так тесно связана с Пасхой, как в православной России (символ Воскресения Христова в Европе - пасхальный заяц). Тем не менее именно европейское яйцо-сюрприз XVIII века вызвало у императора Александра III мысль подарить нечто подобное на Пасху своей супруге, Марии Федоровне. Император увидел упомянутое яйцо на Художественно-промышленной выставке в Копенгагене в 1879 году, принадлежало оно датской королевской семье. Его скорлупа была сделана из слоновой кости, желток - из золота, а внутри - курочка-сюрприз со вложенными в нее крошечной короной и бриллиантовым перстнем. Александр III хотел нечто подобное, но не копию. В итоге первое императорское яйцо, подаренное Марии Федоровне, было покрыто белой опаковой эмалью, внутри сидела золотая курочка, в которой, в свою очередь, помещались миниатюрная копия императорской короны и рубиновое яичко-подвеска (сейчас в коллекции фонда "Связь времен", созданного российским бизнесменом Виктором Вексельбергом). Мария Федоровна получила "Яйцо с курицей" только в 1885 году: Александр III долго не мог найти достойного исполнителя своего замысла. Пока не появился Карл Фаберже.
На службе его яичества
В 1882 году золотую медаль Всероссийской художественно-промышленной выставки в Москве получил 36-летний ювелир Карл Фаберже - за копии золотых изделий, найденных при раскопках в Керчи и хранившихся в императорском Эрмитаже, и серию модных украшений собственного дизайна. Главное, что в них поразило современников,- необычайная тонкость и техничность работы, а также оригинальность выдумки. В 1885 году (после первого яйца) Карл Фаберже стал именоваться поставщиком императорского двора. В последующие годы он собрал золотые медали на всех европейских выставках, а в 1900-м, на Всемирной выставке в Париже, был уже членом жюри и получил орден Почетного легиона.
Фирма Фаберже была основана в 1842 году уроженцем города Пярну (тогда - Пернов) Густавом Фаберже. С 1872 года семейный бизнес возглавил его сын, Карл. Под его руководством мастерская и магазин в адмиралтейской части Петербурга обзавелись отделениями в Москве, Киеве, Одессе и Лондоне. Карл Фаберже был не только талантливым ювелиром - он был отличным менеджером. Он сманил к себе лучших московских и петербургских золотых и серебряных дел мастеров, миниатюристов, скульпторов. Обладание произведениями его мастерской уже тогда (не говоря уже о сегодняшнем времени) стало чем-то вроде знака причастности к высшему кругу. Изделиями фирмы Фаберже владели не только датский король и королева, королева Великобритании, но даже император далекого Сиама. Фирма Фаберже делала не только уникальные драгоценныевещи - множество мастеров работали с фирмой по контракту (в своих мастерских) и производили столовое серебро, галантерею, безделушки стоимостью от нескольких рублей. Но все это никогда не опускалось до уровня ширпотреба.
Красивые и барочные
С 1885 по 1916 год фирмой Фаберже по императорским заказам сделано 50 яиц. Сначала их делали по одному в год - для императрицы Марии Федоровны. С 1895 года, когда императором стал Николай II, он стал заказывать по два - для матери и для супруги, Александры Федоровны. Задача была не из легких: дизайн пасхальных подарков не должен был повторяться, а сюрпризы должны были удивлять снова и снова. При этом только в исторических стилях: модерн Фаберже не любил, да и негоже было увлекаться новомодными штучками, работая по императорскому заказу.
Фирма Фаберже с честью справилась с этой задачей - во многом благодаря таланту ювелира Михаила Перхина. Михаил Перхин (1860-1903) пришел в фирму в 26-летнем возрасте. Русский крестьянин, самоучка, он выполнял свои работы с большим усердием и фантазией. Он отвечал за создание пасхальных яиц по императорскому заказу вплоть до своей смерти в 1903 году. Среди исторических стилей он больше всего любил барокко, и именно его произведения считаются самыми лучшими. В 1903 году преемником Перхина на посту ведущего мастера стал его главный помощник Генрик Вигстрем, который занимал этот пост до закрытия фирмы в 1917 году. В своих изделиях Вигстрем любил воспроизводить элементы стиля Людовика XVI, а также стиля ампир. Его изделия получались более помпезными и суховатыми. Мастерской драгоценных камней руководил Август Хольмстрем, он работал в фирме несколько десятилетий и отвечал за произведения, украшенные ювелирными камнями, в том числе пасхальные яйца. Наиболее крупный вклад он внес в работу над яйцом "Двенадцать вензелей", которое Александр III подарил своей жене в день их серебряной свадьбы в 1892 году. В 1903 году на место Августа пришел его сын Альберт, унаследовавший таланты отца.
Награда за замужество
Пасхальные яйца-подарки, созданные по императорским заказам, пробуждали чувство зависти аристократии и нуворишей. Кроме 50 императорских фирма Фаберже изготовила по одному яйцу для нефтепромышленника Эммануила Нобеля (племянника Альфреда Нобеля, изобретателя пороха и Нобелевской премии), княгини Зинаиды Юсуповой (по заказу ее супруга - князя Феликса Юсупова, графа Сумарокова-Эльстон), герцогини Мальборо (в девичестве Консуэла Вандербильд). Семь яиц было сделано для Варвары Кельх (в девичестве купеческая дочка Базанова): ее супруг Александр Кельх с 1898 по 1904 год заказывал для нее у Фаберже пасхальные подарки. Некоторые из яиц Варвары Кельх схожи с яйцами императрицы Марии Федоровны - она явно хотела быть не хуже царицы. В 1905 году Варвара Кельх сбежала от супруга-дворянина в Париж, прихватив с собой все яйца; после ее смерти они были распроданы в Париже. Кроме того, фирма Фаберже делала и еще более простые яйца, без сюрпризов, которые продавались в магазинах фирмы.
В темном и прохладном месте
Принадлежавшие императрицам пасхальные яйца Фаберже перевезли из Зимнего дворца в Кремль осенью 1918 года - вместе с другими коронными драгоценностями. Все личные драгоценности Романовых были инвентаризированы и упакованы в ящики. Так они пролежали в Оружейной палате до зимы 1922 года, когда была создана специальная комиссия по оценке их стоимости. Яйца вместе с венчальными императорскими коронами перевезли в Гохран - помимо сбора и хранения в задачи этой организации входил сбыт реквизированных ценностей эпохи царизма. Все эти ценности должны были быть проданы - чтобы молодая советская республика могла купить хлеб и тракторы. Летом 1923 года состоялась первая попытка: пасхальные яйца вместе с коронными драгоценностями показали представителям одной французской ювелирной фирмы. Но те предложили слишком мало. В 1925 году Гохран взялся за дело серьезнее: состоялась выставка, был выпущен альбом "Алмазный фонд СССР" (к этому времени все яйца снова перекочевали в Кремль). Рекламная кампания дала плоды: год спустя, в 1926 году, часть Алмазного фонда (измерявшаяся не по числу предметов, а по весу - 9 кг) была за Ј50 тыс. продана английскому антиквару Норману Вайсу. Господин Вайс продал ценности Christie`s, и в марте 1927 года аукционный дом выставил все это на торги в Лондоне. На следующий аукцион, который прошел в январе 1932 года в Берлине, попали семь пасхальных яиц Фаберже, числившихся по разряду "малоценные". В итоге в начале 1930-х было реализовано 11 императорских пасхальных яиц. В 1933 году специально созданная для работы с зарубежными покупателями организация "Антиквариат" отобрала еще четыре яйца, но проданы были только два из них. Точного списка всех проданных императорских пасхальных яиц не существует и по сей день, а их количество можно определить только методом вычитания: в Оружейной палате Московского Кремля ныне хранится десять яиц. Из пятидесяти.
Традицию выставлять изделия фирмы Фаберже для всеобщего обозрения завели еще Романовы (на фото - выставка изделий из коллекций высочайших особ в Санкт-Петербурге в 1902 году)
Лекционные экземпляры
Главными действующими лицами в истории продажи императорских раритетов за рубеж были братья Арманд и Виктор Хаммеры. Например, именно они первыми узнали, что власти решились продавать картины из Эрмитажа. За свое участие в сделке Хаммеры имели солидные комиссионные: по 10% с продавца и покупателя. Активно заниматься продажей царских драгоценностей один из братьев, Арманд Хаммер, начал в 1926 году - это было утешительным призом Хаммеру, который в 1926 году, после изменения советской внешней политики, был вынужден продать советскому правительству обогатившие его асбестовые концессии и карандашную фабрику в Москве.
Арманд Хаммер, гениальный менеджер, решил продавать императорские сокровища нетрадиционным способом - в универсальных магазинах. За полгода братья Хаммеры побывали с выданными им из Гохрана ценностями в Чикаго, Ричмонде, Сиэтле, Сан-Франциско. Они читали лекции об искусстве Фаберже, а потом продавали уникальные предметы в главном городском универмаге. Именно таким образом было продано 11 яиц, выданных в 1930 году из Оружейной палаты. Дела шли успешно: открылась Галерея Хаммера в Нью-Йорке, в 1935 году прошла устроенная братьями выставка-продажа "150 лет русской живописи", а в 1939 году - выставка "Челлини Севера" (подразумевался Карл Фаберже). Значительную часть экспонатов с этой выставки (и пасхальные яйца в том числе) приобрел король Египта Фарук.
К послевоенному времени почти все попавшие за границу яйца Фаберже рассредоточились по коллекциям и хозяев уже не меняли. Восемь из пятидесяти изготовленных яиц пропали без вести. 42 находятся в музейных и частных коллекциях, причем значительная часть из них доступна публике. Больше всего шедевров Фаберже в Кремле - десять штук. Потом шла коллекция семейства Форбс, которая нынешней весной шумно поменяла владельца: наследники выставили ее на торги Sotheby`s. Однако они не состоялись: все яйца оптом еще до аукциона купил российский бизнесмен Виктор Вексельберг (формально - созданный им фонд "Связь времен"). Пять яиц осело в коллекции Лилиан Пратт (супруги президента компании General Motors), подаренной ею Музею искусств Виргинии (США). Три - в Фонде Матильды Геддингс Грей (Музей Нью-Орлеана). Еще три - в коллекции ее величества королевы Елизаветы II. Два - в Фонде Эдуарда и Мориса Сандоз, Швейцария. Еще два - в собрании Марджери Пост (жены бывшего американского посла в СССР) в Вашингтоне. Два - в галерее Уолтерс Арт, Балтимор. По одному - в коллекции Индии Эрли Миншалл в Кливленде и в коллекции принца Монако. Еще четыре - в анонимных частных коллекциях в США.
Историческое ископаемое
В 2003 году была сделана сенсационная находка: в фондах Минералогического музея им. А. Е. Ферсмана обнаружили и идентифицировали на основе рисунка из архивов наследников Фаберже незаконченное, неизвестное ранее яйцо "Созвездие цесаревича" 1917 года. Оно представляет собой небесную сферу из синего стекла с гравированными созвездиями и разметкой под бриллианты - на основании в виде облака из кварца. Яйцо представляет исключительно историческую ценность.
Форбс-мажор
В начале февраля 2004 года стало известно, что российский бизнесмен Виктор Вексельберг приобрел у семьи Форбс (наследников основателя журнала Forbes Малькольма Форбса) уникальную коллекцию ювелирных изделий Карла Фаберже, в том числе девять императорских пасхальных яиц. Коллекция должна была пойти с аукциона Sotheby`s в апреле, но бизнесмену (точнее, специально им созданному некоммерческому фонду "Связь времен") удалось договориться о том, чтобы коллекцию сняли с торгов и продали ему. Сумма сделки не разглашалась, хотя, по некоторым данным, она превысила $100 млн.
В мае в музеях Московского Кремля прошла выставка "Фаберже: утерянный и обретенный", на который были показаны купленные Виктором Вексельбергом императорские пасхальные яйца. Затем началось выставочное турне по российским городам (в декабре коллекцию показывали в петербургском Эрмитаже). По некоторым данным, после завершения турне будет открыт специальный музей, в котором будет выставлена коллекция.
Судьба императорских пасхальных яиц мастерской Фаберже
# |
Название, описание |
Год изготов-ления |
Для кого изготовлено |
Место-нахождение |
1 |
Яйцо с золотой курочкой внутри, в которой находятся миниатюрная копия императорской короны и рубиновое яйцо-подвеска |
1886 |
Мария Федоровна |
Фонд "Связь времен" |
2 |
"Курица, вынимающая сапфировое яйцо из корзинки" |
1886 |
Мария Федоровна |
Неизвестно |
3 |
Яйцо-часы голубое со змеей |
1887 |
Мария Федоровна |
Коллекция князя Ренье III (Монако) |
4 |
"Херувим, везущий колесницу с яйцом" |
1888 |
Мария Федоровна |
Неизвестно |
5 |
Яйцо-несессер |
1889 |
Мария Федоровна |
Местонахождение неизвестно |
6 |
"Датские дворцы" |
1890 |
Мария Федоровна |
Фонд Матильды Геддингс Грей, Нью-Орлеан (США) |
7 |
"Память Азова". В футляре -- миниатюрная копия корабля, на котором плавал великий князь Николай Александрович |
1891 |
Мария Федоровна |
Музеи Московского Кремля |
8 |
"Бриллиантовая сетка". Яйцо на подставке в виде трех херувимов в оригинальном футляре, внутри сюрприз -- заводной слоник (подставка и сюрприз ныне утрачены) |
1892 |
Мария Федоровна |
Анонимная частная коллекция в США |
9 |
Кавказское яйцо |
1893 |
Мария Федоровна |
Музей искусств, Нью-Орлеан (США) |
10 |
Ренессансное яйцо. Лежащее на боку яйцо в виде раскрывающейся раковины. Последний подарок Александра III жене |
1894 |
Мария Федоровна |
Фонд "Связь времен" |
11 |
Яйцо с монограммами |
1895 |
Мария Федоровна |
Музей Хиллвуд, Вашингтон (США) |
12 |
Яйцо с бутоном розы. Мастер Михаил Перхин. Эмалированное яйцо-футляр с бархатным дном и сюрпризом в виде розы. В ней был утраченный теперь сюрприз --копия императорской короны. Первый подарок Николая II жене |
1895 |
Александра Федоровна |
Фонд "Связь времен" |
13 |
"Александр III" |
1896 |
Мария Федоровна |
Местонахождение неизвестно |
14 |
Яйцо с вращающимися миниатюрами. Прозрачное хрустальное яйцо, внутри -- две миниатюры работы Иоганна Цейнграфа на золотой оси |
1896 |
Александра Федоровна |
Музей изящных искусств в Ричмонде (штат Виргиния, США) |
15 |
Яйцо с тремя миниатюрами |
1897 |
Мария Федоровна |
Фонд "Связь времен" |
16 |
"Коронационное". Мастер Михаил Перхин. Футляр из золота и черной эмали (цвета императорской мантии) с сюрпризом -- моделью кареты, в которой Александра Федоровна ехала на коронацию. Внутри кареты первоначально находилось утраченное ныне яйцо-подвеска |
1897 |
Александра Федоровна |
Фонд "Связь времен" |
17 |
"Пеликан" |
1897 |
Мария Федоровна |
Музей изящных искусств в Ричмонде (штат Виргиния, США) |
18 |
"Ландыши". Мастер Михаил Перхин. Одно из немногих яиц в стиле модерн. Корпус с розовой эмалью гильоше окружен ландышами (любимые цветы императрицы). Сюрприз -- три портретных медальона (Николая II и двух дочерей) работы Иоганна Цейнграфа. Портреты появляются из верхней части яйца при нажатии жемчужной кнопки |
1898 |
Александра Федоровна |
Фонд "Связь времен" |
19 |
"Анютины глазки" |
1899 |
Мария Федоровна |
Частная коллекция, США |
20 |
Яйцо-часы с букетом лилий. Мастерская Михаила Перхина. Золотое яйцо в стиле Людовика XVI с эмалевым циферблатом увенчано агатовыми лилиями и золотыми розами. Внутри -- сюрприз в виде бутона чайной розы с миниатюрной короной |
1899 |
Александра Федоровна |
Музеи Московского Кремля |
21 |
"Петушок" |
1900 |
Мария Федоровна |
Фонд "Связь времен" |
22 |
"Сибирский поезд". Мастерская Михаила Перхина. Яйцо лежит на ониксовом основании с тремя позолоченными грифонами, увенчано двуглавым орлом. На серебряных стенках выгравирована карта России. Внутри -- копия транссибирского экспресса |
1900 |
Александра Федоровна |
Музеи Московского Кремля |
23 |
"Гатчина" |
1901 |
Мария Федоровна |
Галерея Уолтерс Арт, Балтимор (США) |
24 |
"Корзинка с букетом полевых цветов". Эмалевое яйцо-корзинка с высокой ручкой, в нем -- золотые травинки и цветы, усыпанные бриллиантами. Авторство Фаберже признано недавно, так как нет клейм и форма яйца довольно необычна |
1901 |
Александра Федоровна |
Коллекция королевы Великобритании Елизаветы II |
25 |
"Ампир" |
1902 |
Мария Федоровна |
Местонахождение неизвестно |
26 |
"Клевер". Мастерская Михаила Перхина. Яйцо из сканых золотых трилистников клевера, лепестки которых выложены алмазными розами или заполнены эмалью. Между ними -- рубиновые ленточки. Подставка в виде ажурных изогнутых стеблей клевера. Сюрприз -- четырехлистник клевера, выложенный бриллиантами и алмазами, и четыре миниатюрных портрета -- утерян |
1902 |
Александра Федоровна |
Музеи Московского Кремля |
27 |
"Датский юбилей" |
1902 |
Мария Федоровна |
Местонахождение неизвестно |
28 |
"Петр Великий". В память 200-летия основания Санкт-Петербурга. Мастерская Михаила Перхина. Верхняя часть футляра на шарнирах, внутри сюрприз -- миниатюрная копия памятника Петру I |
1903 |
Александра Федоровна |
Музей изящных искусств в Ричмонде (штат Виргиния, США) |
29 |
"Лебедь". Внутри яйца -- фигурка заводного лебедя из посеребренного золота |
1906* |
Мария Федоровна |
Фонд Эдуарда и Мориса Сандоз (Швейцария) |
30 |
"Московский Кремль". Эмалевое яйцо с навершием в виде золотого купола (Успенский собор), на подставке в виде башен и стен Московского Кремля |
1906 |
Александра Федоровна |
Музеи Московского Кремля |
31 |
"Колыбель с гирляндами" |
1907 |
Мария Федоровна |
Музеи Московского Кремля |
32 |
"Сетка из роз" |
1907 |
Александра Федоровна |
Галерея Уолтерс Арт, Балтимор (США) |
33 |
"Павлин". Внутри сюрприз -- механический павлин из золота и эмали |
1908 |
Мария Федоровна |
Фонд Эдуарда и Мориса Сандоз (Швейцария) |
34 |
"Александровский дворец". Мастер Генрик Вигстрем. Нефритовое яйцо с портретом цесаревича Алексея. Поверхность декорирована золотыми и алмазными гирляндами и царскими монограммами. Внутри -- модель дворца на золотой подставке |
1908 |
Александра Федоровна |
Музеи Московского Кремля |
35 |
"Александр III" |
1909 |
Мария Федоровна |
Местонахождение неизвестно |
36 |
Яйцо с моделью яхты "Штандарт". Мастер Генрик Вигстрем. Яйцо горизонтально покоится на основании в виде ножки чаши (переплетенные дельфины из ляпис-лазури). Внутри прозрачного футляра -- копия императорской яхты из золота, рассекающей хрустальные волны |
1909 |
Александра Федоровна |
Музеи Московского Кремля |
37 |
Яйцо с памятником Александру III. Прозрачное яйцо в ренессансном стиле, внутри которого помещена копия памятника императору работы скульптора Паоло Трубецкого из золота на ляпис-лазуревом постаменте. Ажурная оправа яйца -- из платины |
1910 |
Мария Федоровна |
Музеи Московского Кремля |
38 |
"Колоннада" |
1910 |
Александра Федоровна |
Коллекция королевы Великобритании Елизаветы II |
39 |
"Померанцевое дерево". Яйцо в виде зеленого дерева в эмалевой кадке. При нажатии на один из плодов, растущих на дереве, срабатывает механизм, и в сопровождении соловьиной трели появляется поющая птичка. Фрукты и цветы изготовлены из рубинов, аметистов и розовых бриллиантов, листья дерева -- из нефрита |
1910 |
Мария Федоровна |
Фонд "Связь времен" |
40 |
"15-летний юбилей царствования". Золотое яйцо, покрытое эмалью с миниатюрными акварельными сценами важных исторических событий |
1911 |
Александра Федоровна |
Фонд "Связь времен" |
41 |
"Наполеоновское" |
1912 |
Мария Федоровна |
Музей искусств, Нью-Орлеан (США) |
42 |
"Цесаревич". Яйцо из лазурита с портретом цесаревича Алексея. Мастерская Генрика Вигстрема. Внутри рамка в виде двуглавого орла в стиле рококо, усыпанная бриллиантами, с портретом наследника |
1912 |
Александра Федоровна |
Музей изящных искусств в Ричмонде (штат Виргиния, США) |
43 |
"Зимнее". Хрустальная скорлупа яйца покрыта гравировкой--морозным узором, на основании в виде сугроба. Внутри сюрприз -- корзинка с ландышами |
1913 |
Мария Федоровна |
Анонимная частная коллекция |
44 |
"300-летие дома Романовых". Мастер Генрик Вигстрем. Яйцо оправлено в золотой каркас из рокайльных завитков, с 18 миниатюрными портретами императоров и императриц (художник Василий Зуев). Сюрприз -- вращающийся земной шар из вороненой стали с золотыми материками |
1913 |
Александра Федоровна |
Музеи Московского Кремля |
45 |
"Гризайль". Мастер Генрик Вигстрем, росписи Василия Зуева в стиле Людовика XVI. Эмалевые вставки, имитирующие камеи. Внутри -- сюрприз в виде миниатюрного портшеза с Екатериной II, который несут два мавра |
1914 |
Александра Федоровна |
Музей Хиллвуд, Вашингтон (США) |
46 |
"Мозаичное". Мастерская Августа Хольмстрема. Скорлупа заткана узором из драгоценных камней. Внутри овальный эмалевый медальон, увенчанный императорской короной с профильными портретами царских детей, на другой стороне -- корзина с цветами и имена детей |
1914 |
Александра Федоровна |
Коллекция королевы Великобритании |
47 |
"Красный Крест". Мастерская Генрика Вигстрема. Белое эмалевое яйцо с надписью "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих". Внутри-- складной экран с изображением императрицы Александры Федоровны, великих княжон Ольги Николаевны и Татьяны Николаевны и великих княгинь Ольги Александровны и Марии Павловны-младшей в форме сестер милосердия |
1915 |
Мария Федоровна |
Музей изящных искусств в Ричмонде (штат Виргиния, США) |
48 |
"Красный Крест с триптихом". Внутри -- изображение Воскресения Господня и святых Ольги и Татьяны |
1915 |
Александра Федоровна |
Музей искусств в Кливленде (США) |
49 |
"Орден Святого Георгия". Самое скромное из императорских яиц (и единственное, покинувшее Россию в руках законного владельца: вдовствующая императрица увезла его с собой в Англию), с миниаюрными портретами Николая II и цесаревича Алексея |
1916 |
Мария Федоровна |
Фонд "Связь времен" |
50 |
"Военное". Стальное яйцо, опирающееся на миниатюрные орудийные снаряды. Внутри -- миниатюра на мольберте, изображающая императора Николая II перед войсками (мастер Василий Зуев) |
1916 |
Александра Федоровна |
Музеи Московского Кремля |
*Данных об изготовлении яиц в 1904-1905 годах нет.