Драгоценные камни в истории ювелирного дела
Еще доисторический человек использовал драгоценные камни для украшения и нет, наверное, ни одной эпохи в истории человечества, когда бы люди не находили прелести в многоцветном великолепии минералов.
Драгоценные камни различаются по степени твердости. Наибольшей твердостью в 10 единиц обладает только алмаз, который греки называли непобедимым, "adamas".
Камни со степенью твердости от 9 до 7 прежде определяли как подлинные драгоценные камни, которые с понижением твердости становятся полудрагоценными или просто декоративными. До сих пор на этот счет не существует единой точки зрения, потому что критерием оценки служит не только твердость, но и редкостность, и красота.
В разработанной Фридрихом Мозе шкале твердости алмаз фигурирует со степенью в 10 единиц, за ним следуют рубин и сапфир - 9, кошачий глаз, александрит, хризоберилл, шпинель, изумруд, аквамарин и благородный топаз - 8, аметист, гиацинт, турмалин, гранат, цитрин, дымчатый топаз и розовый кварц - 7 и другие цветные или прозрачные камни, радующие глаз в красивой оправе, отшлифованные или резные. Мерой драгоценного камня является карат.
Но удовлетворялись не только красотой и игрой света; во все времена драгоценные камни использовали и в качестве материала для мелкой пластики – например, резьба в камне (глиптика) была известна и популярна у всех народов древности. Это геммы-интальо (углубленное резное изображение) и камеи (выступающее резное изображение). Даже сейчас трудно найти что-либо равное произведениям древних мастеров.
Но наряду с драгоценными камнями использовали и камни натурального происхождения, такие, как жемчуг и янтарь.
Жемчуг по красоте приравнивается к драгоценным камням. Ровной, круглой формы большие жемчужины называются крупным или бурмитским жемчугом; особо крупные жемчужины носят название “парангоны”, а угловатые, большие жемчужины неправильной формы называются “уродцами”, – из-за своей фантастической формы они использовались в изделиях прикладного искусства, например, в качестве фрагментов человеческого или звериного тела.
Самый мелкий жемчуг применялся для украшения женской одежды, а во времена барокко одеяние, шитое жемчугом или нити в несколько рядов были необходимой принадлежностью туалета женщины высшего общества.
Янтарь еще в древние времена использовали в качестве декоративного материала – об эом свидетельствуют находки янтаря в микенских гробницах, которые датируются примерно 2000 годом до н.э., а на севере украшения из янтаря носили люди каменного века.
Добывали “золото моря”, собирая его на морском берегу; позже вылавливали сачками и острогами. Это происходило так: сидя в лодке, в ясные дни длинным крюком ворошили морское дно и течение воды подхватывало янтарь, который потом вылавливался сетями. Янтарные украшения всегда ценили и приписывали им целебные свойства.
В России драгоценные камни были не только символом красоты, но и с их помощью символам верховной власти придавалась еще большая значимость. В ХIV-XVIвеках символы верховной (царской) власти - скипетр, корона, держава, царский жезл украшались многочисленными камнями.
Ярчайшим образцом такого искусства является "Шапка Мономаха". Ее верх обильно покрыт драгоценными камнями: изумрудами, сапфирами, рубинами, турмалинами и жемчугом. "Шапкой Мономаха", как символом высшей государственной власти на Руси, венчали на царство всех московских великих князей.
Огромные богатства собрал в Кремле Иван IV (Грозный). Изделия с бирюзой, кораллами, рубинами, сапфирами, изумрудами и другими драгоценными камнями пополнили при нем царские кладовые.
Изготовленная в 1552 г. в честь взятия войсками Ивана Грозного Казани "Шапка царства Казанского" являет собой пример удачного сочетания восточного и русского искусства: на золотой тулье выполнен резной орнамент с кокошниками в русском стиле, отделана же она жемчугом, гранатами и бирюзой - камнями, которые любили использовать ювелиры Востока.
Исследования наших дней показали, что в изделиях с драгоценными камнями, изготовленных до XVII века, были использованы камни, которые привозились из-за границы. Академик А.Е. Ферсман писал, что в тот период русской истории добыча русских самоцветов и русского камня для ювелирных изделий еще не велась. А.Е. Ферсман считал, что цветные камни в XIII-XVI веках Россия получала из Византии и с Востока.
Добыча русских самоцветов началась около середины XVII века. В это время на Урале был обнаружен малахит, а в конце XVII века по рекам Восточной Сибири были открыты месторождения агатов, халцедонов, яшмы и сердоликов.
При Петре I развитие "черного дела" получило мощный импульс, так как царь лично следил за поисками и добычей драгоценных камней. В период его царствования были открыты месторождения горного хрусталя, аметистов, бериллов и других самоцветов. Уральские самоцветы приобрели широкую известность.
В 20-е - 50-е годы прошлого столетия в России были открыты месторождения изумрудов, топазов, рубинов, хризолитов, алмазов и других драгоценных камней.
Искусство обработки камня в России в 19 веке достигло очень высокого уровня. При постройке известных всему миру дворцов Петербурга (Зимнего, Строгановского, Мраморного, Царского села, Петергофа, Павловска), а так же соборов (Исаакиевского, Петропавловского и др.) были использованы разнообразные цветные камни России и других стран (мраморы, яшмы, кварциты, малахит, лазурит, родонит и др.).
Из Уральского малахита были изготовлены замечательные вазы, столешницы, подсвечники, письменные приборы и другие изделия, пользовавшиеся повышенным спросом, как в России, так и на Западе.
На I Всемирной выставке в Лондоне в 1851 году русская экспозиция ювелирных изделий и драгоценностей пользовалась заслуженным успехом. Многие русские изделия и камни получили призы.
Среди ювелирных фирм России во второй половине 19 века выделилась фирма, основанная в 1848 г. в Петербурге Карлом Фаберже, работали крупные ювелирные мастерские того времени (Реймер, Гольстрем и Коллин), изделия которых отличались четким рисунком с рельефными деталями. В изделиях Фаберже использовали нефрит, яшму, горный хрусталь, лазурит и различные кварцы. Многие изделия мастерские Фаберже делали по заказам членов царской семьи.
На Всемирной выставке в Париже русские художественные изделия из камня имели большой успех. Фирма Фаберже после этой выставки открыла свое отделение для обслуживания стран Запада и Востока.
В конце 19 века был осуществлен синтез драгоценных камней группы корунда, и с 1902 года на рынок начали поставляться синтетические рубины, а немного позднее - сапфиры и шпинель. Это дало новый толчок развитию производства изделий из ювелирных камней. Но появление в большом количестве на рынке синтетических камней не снизило, а значительно повысило роль и стоимость природных ювелирных.
В 70-е - 80-е годы нашего века стоимость ювелирных алмазов увеличилась почти в три раза. Украшения из драгоценных природных камней по-прежнему ценятся очень высоко, а в дальнейшем их стоимость будет только возрастать.